«Организация перехода детей из начальной школы в основную»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Малоярославца











«Организация перехода детей из начальной школы в основную»













учитель начальных классов

Гаврилова Т.В.


2011 год

Перевод из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами. Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом в 5 классе, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

  1. рассогласованные требования учителей;
  2. педагоги предъявляют одинаковые требования, как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
Положительные моменты
  1. Перемены в жизни для большинства детей этого возраста воспринимаются оптимистично
  2. Для некоторых учащихся 5 класс становится способом избавиться от субъективной оценки, сложившейся о них в начальной школе
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
  1. совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  2. работа с учащимися;
  3. работа с родителями.

Идея необходимости изучения школьной адаптации стала одной из ведущих в практической деятельности школы. В школе составлен план работы над этой темой.

План-программа

  • Информирование родителей обучающихся с требованиями, предъявляемыми к выпускнику 4 класса
  • Мониторинговое обследование по русскому, математике, литературному чтению
  • Входной административный контроль в 5 классе
  • Посещение уроков в 4-х и 5 -х классах. Знакомство( с учащимися и учащихся с учителями)
  • Участие в родительских собраниях
  • Проведение уроков в соавторстве
  • Знакомство учащихся 4-х классов с новыми кабинетами
  • Проведение тренинговых занятий «Я скоро стану пятиклассником»
  • Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х классах, психолога
  • Родительские собрания 5 классов с участием учителей-предметников
  • Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива учителей и классных руководителей будущих 5-х классов
  • Индивидуальные беседы родителями учащихся 4-х классов
  • Классный час на тему «Что я жду от 5 класса»
  • Лекция для родителей "Проблемы психологической адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено"
Работа над будущим пятиклассником ведётся уже с 1 класса. Это активное вовлечение в учебную деятельность, объясняя нужность знаний в современном мире, что для этого делать, исполнения мечты в своей жизни. Кем ты хочешь стать? А что для этого нужно? А сможешь ли ты это сделать? Отработка модели своего поведения в 5 классе. Как бы ты поступил? Как надо? Почему? Эти вопросы постоянно звучат на уроках, классных часах, в индивидуальной беседе с учащимися. На каждом уроке не ленюсь повторять, что учиться есть у любого человека, что И как составления алгоритма на уроках, я с ребятами составляю алгоритм их дальнейшей жизни. Я благодарна всем учителям, которые берут мои классы: Найдовской Любовь Анатольевне, Ротару Людмиле Васильевне, Дорощук Розе Владимировне, Юшиной Татьяне Валентиновне, Ермолаевой Наталье Михайловне. Своих детей с учителями старших классов я знакомлю уже с первого класса, рекламируя каждого учителя. И дети потихоньку привыкают, сначала просто здороваются, потом узнают в них учителей своих родственников, друзей, своих родителей. Я привлекаю их внимание и к успехам других учеников нашей школы: золотых и серебряных медалистов, победителей олимпиад, соревнований, конкурсов, рассказывая какой труд стоит за каждой победой. И за каждой победой стоит тренер - учитель, родитель, труд самого ученика, не забывая при этом повторять, что скоро и они пойдут дальше в 5 класс…И они могут достичь таких высот, если будут внимательно как меня слушать и выполнять все задания, предназначенные для вас. Люблю приглашать учителей старших классов к себе на уроки, кружки, на перемены пообщаться с учителями. Никто из учителей мне не отказывает в этом. Заранее готовим с детьми вопросы, которые можно спросить у учителей. Вопросы рождаются на уроках, при изучении материала повышенной трудности или материала, который учащиеся будут рассматривать в 5 классе более подробно…Прибегаю к хитрости..Ведь интересующий тебя материал можно найти в книге, интернете, спросит у родителей… и учителя старших классов. Классный руководитель будущего 5 класса получает от учителя начальных классов всю информацию о ребёнке
  • условия жизни ребенка;
  • здоровье ребенка;
  • индивидуальные особенности;
  • его достижения и возможности.
Обязательно в 5 классе создаём ситуацию успеха. Это делает как учитель -предметник, так и учитель начальных классов, который не «бросает» учеников и в 5 классе. Классные руководители с удовольствием приглашают на праздники рождения класса, чаепития, классные часы. При переходе в среднее звено у моих детей не бывает острых расхождений с учителями, и дети моего класса всегда подтверждают свои знания, полученные в начальных классах .
© 2010-2022