- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа элективного курса Кладовая витаминов
Программа элективного курса Кладовая витаминов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бузаева Е.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Программа элективного курса создана на основе примерной программы «Окружающий мир» под редакцией Е.В.Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой в соответствии с Государственным стандартом образования для учащихся 4 класса Загустайской средней общеобразовательной школы Селенгинского района РБ. Использована следующая литература:
- Федеральный компонент государственного стандарта начального образования
- Примерная программа «Окружающий мир»
- умение слушать и слышать партнёра;
- умение признавать право каждого на собственное мнение;
- умение принимать решения с учётом позиций всех участников;
- умение осуществлять контроль действий;
- самоуваженние и эмоционально-положительное отношение к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм;
- формирование нетерпимости и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
При планировании программы предусматривается здоровьесберегающий подход. При работе на пришкольном участке по выращиванию овощей учителю предъявляются следующие требования: - учет физиологических и возрастных особенностей учащихся младшего возраста; - четкое разъяснение трудовых поручений; - проведение инструктажа по технике безопасности; - четкое распределение времени; - мотивирование; - создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);
- подведение итогов.
Реализация данной программы способствует соблюдению принципа интеграции и включение в содержание межпредметных связей: окружающий мир и технология. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек - природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость, «человек и творческая деятельность» и др.
Цель: Формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к своему здоровью; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи обучения:
- Практическое применение знаний по окружающему миру и формирование технологических умений по выращиванию растений.
- Научить учащихся проводить исследования в полевых условиях.
- Научить детей элементарным агротехническим приемам выращивания овощей; создать условия для того, чтобы ребенок мог собственными руками вырастить морковь.
Характеристика курса
Курс « Кладовая витаминов» включает ознакомление с овощными культурами, их классификацией, изучением агротехнологических приемов выращивания моркови. Изучение состава почвы и практические работы по изучению свойств почвы. Проведение опытов с морковью.
Требования к ЗУНам
В конце курса ученик должен знать: - овощные культуры; - значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных; - классификацию овощных растений по частям, идущим в пищу; - что такое почва; - значение почвы в жизни растений; - основные требования для роста и развития овощных растений; - значение полива и рыхления.
В конце курса ученик должен уметь: - ставить и объяснять результаты опытов; - наблюдать за ростом и развитием растений; - распознавать на живых объектах и таблицах органы изучаемых растений; - проводить самостоятельный поиск информации: находить в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий); - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы курса необходимы условия и ресурсы: - материально-техническое обеспечение пришкольного участка;
- создание санитарно-гигиенических условий, согласно требований СанПина.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 6 месяцев, всего 44 часа, из них теоретических занятий - 7 часов, практических - 17 часов, летняя практика- 20 часов. Содержание
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом и правилами работы. Знакомство с учебно-опытным участком.
2. Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Классификация овощных растений по частям, идущим в пищу. Сроки созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая.
-
Почва. Значение почвы в жизни растений. Подготовка почвы. Сохранение влаги в ней.
-
Практические работы:
1). Определение механического состава почвы.
2). Изучение содержания в почве воздуха.
3). Изучение способности почвы впитывать воду.
4). Степень изменения почвы под воздействием человека.
-
Подготовка семян овощных растений к посеву (проверка на
всхожесть).
-
Практические работы:
1). Перекопка, разравнивание почвы, разбивка делянок, посев семян, закладка опытов.
2). Опыты «Влияние сроков посева на урожай моркови», «Влияние густоты посева на урожай моркови».
-
Уход за овощными культурами. Основные требования для роста и развития овощных растений. Значение полива и рыхления. Подкормка растений особенности ухода за овощными культурами (прореживание).
-
Составление проекта. Презентация проекта.
№ п/п
Названия тем
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
1
Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных.
1
Классификация овощных растений по частям, идущим в пищу.
1
Почва. Значение почвы в жизни растений
1
Определение механического состава почвы.
1
Изучение содержания в почве воздуха.
1
Изучение способности почвы впитывать воду.
1
8-9
Подготовка семян овощных растений к посеву (проверка на всхожесть).
1
1
10-12
Перекопка, разравнивание почвы, разбивка делянок, посев семян.
3
13
Основные требования для роста и развития овощных растений.
1
14
Значение полива и рыхления.
1
15
Практическая работа
Летний период
16
Сбор урожая
Осенний период
17-21
Составление проекта.
6
22-24
Презентация проекта.
3
Приложение 1
Методичка
1. Практические работы по теме « Почва»
Практическая работа №1
1 опыт «Механический состав почвы»
Цель: определить механический состав почвы. Оборудование и реактивы: комочки почвы разного состава, баночки. описание опыта. Механический состав почвы определяется простым приёмом скатывания в ладонях слегка увлажнённых комочков земли. Вывод о механическом составе делается исходя из следующей таблицы:
Характеристика комочков почвы Механический состав почвы Не скатывается в шарик Песок, глинистый песок Скатывается в шарик Супесь Скатывается в колбаску с толстым кончиком, легко ломается при изгибе Легкий суглинок Скатывается в колбаску с тонким, острым кончиком, при сгибе ломается Суглинок Скатывается в колбаску с тонким, острым кончиком, легко сгибается в подкову Тяжелый суглинок Легко сгибается в кольцо Глина
Оптимальными свойствами для растений обладает почва средних по механическому составу категорий, т.е. легкий суглинок, суглинок и супесь. Почвы с преобладанием песчаных частиц слабо удерживают питательные вещества и быстро высыхают. Вывод: на пришкольном участке почва - тяжелый суглинок, для получения хорошего урожая нужно добавить перегной.
Практическая работа №2
2 опыт «Изучение содержания в почве воздуха» Цель: изучить содержание в почве воздуха. Оборудование и реактивы: ведро с водой, пробирки, стакан с делениями, консервная банка. Описание опыта. Содержание в почве воздуха определяется следующим образом: в достаточно большой и широкий сосуд с водой (ведро) опускается земляной цилиндрик. Отбор такого образца производится с помощью консервной банки, у которой вырезаны обе крышки. Опустив земляной цилиндрик в воду, заметьте, как долго и интенсивно выделяются из образца пузырьки воздуха. Запишите время выделения пузырьков и оцените интенсивность в баллах: 1 - слабое кратковременное выделение воздуха; 2 - среднее кратковременное выделение воздуха; 3 - интенсивное кратковременное выделение воздуха; 4 - слабое долговременное выделение воздуха; 5 - интенсивное долговременное выделение воздуха. Почвы с хорошими свойствами выделяют много воздушных пузырьков. Вывод: в почве мало воздуха, необходимо все время грядки рыхлить.
Практическая работа №3
3 опыт «Изучение способности почвы впитывать воду» Цель: изучить способность почвы впитывать воду. Оборудование и реактивы: консервная банка без обоих торцов, пробирки, стакан с делениями. Описание опыта. Важным свойством почвы является ее способность впитывать воду. Для изучения этого признака в почвенном разрезе сделайте горизонтальную ступеньку. На ней укрепите консервную банку без обоих торцов, которая использовалась и при отборе цилиндрического образца почвы. В банку налейте 100 мл воды, и отметьте время, за которое впитывается вода. Наилучшими свойствами обладает почва, в которую вода впитывается достаточно быстро. Вывод: почва плохо впитывает воду.
Практическая работа №4
4 опыт «Степень изменения почвы под воздействием человека»
Цель: изучить степень изменения почвы под воздействием человека. Оборудование и реактивы: измерительная лента, лопата. Описание опыта. Степень изменения почвы под воздействием человека может быть оценена по глубине проникновения лопаты, на которую одновременно становятся два ученика. При наблюдениях и лопата, и школьники должны быть одни и те же. Глубина проникновения лопаты в почву оценивается в сантиметрах. Это показатель будет зависеть от степени уплотненности почвы, а значит, от степени воздействия человека. Вывод: почва сильно не уплотнена.
II. Практические работы по теме « Морковь»
1 опыт «Агротехнический план опыта»
Цель: составить агротехнический план опыта выращивания моркови. План выращивания моркови и описание опыта. 1. Подготовка семян. 2. Подготовка почвы. На делянку 10 кв.м равномерно внести 8-10 кг перегноя. Почву перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа. Сроки: 1 декада мая 3. Посев. Посеять семена на глубину 2 см. Расстояние между строчками 25 см. Сроки: 10-15 мая
4. Прополка и рыхление.
Сроки: 10-15 июня
5. Прореживание. Расстояние между растениями оставить 3-4 см.
Сроки: 10-15 июля
6. Подкормка
Сроки: 15-20 июля
7. Уборка.
Сроки: конец сентября
2 опыт «Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность»
Цель: изучить влияние густоты посева семян моркови на её урожайность. Описание опыта. 1 вариант: нормальный посев семян (на 10 кв. м - 4-5 граммов семян, между семенами 1-2 см); 2 вариант: густой посев семян (на 10 кв. м - 10-12 граммов семян) Вывод: 1 вариант. Урожайность в 10 кв. м - 35 кг т.е. 350 ц/га 2 вариант. Урожайность в 10 кв. м - 26 кг т.е. 260 ц/га
Приложение 2
При работе на пришкольном участке по выращиванию овощей учителю необходимо соблюдать следующие требования: - учет физиологических и возрастных особенностей учащихся младшего возраста; - четкое разъяснение трудовых поручений; - проведение инструктажа по технике безопасности; - четкое распределение времени; - мотивирование; - создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);
- подведение итогов.
Литература
-
Александров В.А. Справочник садовода-любителя. Издательство «Московская правда», 1985г.
-
Журнал огородника, 2006г.
-
Интернет-ресурс
-
Учебник «Окружающий мир» 4 класс