Урок по теме Образование слов при помощи суффиксов 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по теме Образование слов при помощи суффиксов 3 классУрок по теме Образование слов при помощи суффиксов 3 классУрок по теме Образование слов при помощи суффиксов 3 классУрок по теме Образование слов при помощи суффиксов 3 классПлан-конспект урока по русскому языку в 3 классе В Подготовила Шопова Лилия Зуфаровна Дата проведения 24.11.2015 Тема урока: «Образование слов при помощи суффиксов» Цели урока:
  1. Образовательная - закрепить знания о корне и суффиксе; углубить представление о значении суффикса в слове; развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов, находить в словах знакомые суффиксы; формировать навык грамотного письма.
  2. Воспитательная - развивать мотивы к учебной деятельности, прививать интерес к русскому языку, воспитывать аккуратность на письме.
  3. Развивающая - развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память, коммуникативные способности, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах.
Задачи:
  1. Актуализировать знания о составе слова и роли морфем.
  2. Организовать деятельность по образованию слов при помощи суффиксов.
Прогнозируемые результаты:
  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Метапредметные. Регулятивные УУД - уметь планировать, контролировать, оценивать свои результаты, провести рефлексию своих действий на уроке. Коммуникативные УУД - уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать по алгоритму.
  3. Предметные: разбирать слово по составу; видеть роль суффиксов в русском языке и применять знания в жизненных ситуациях.
Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, карточки для работы в парах, «дерево успеха (достижений)».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 1. Заставка

- Сегодня у нас в классе много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста.

Дети настраиваются на активную работу

Личностные:

самоопределение

2.Здоровьесберегающая

минутка. Минутка

чистописания.

СЛАЙД 2-8.

- На доске записано

«Двадцать четвёртое ноября

Классная работа»

- Какие изученные орфограммы встретились в записи даты и классной работы? (обсуждение устно)(В словах «двадцать» и «четвёртое» есть интерфикс (а, в) (часть слова, служащая для соединения других морфем)

- Откройте тетрадки, положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно. Оформите запись в тетрадь. (записывают в тетрадь без выделения орфограмм)

СЛАЙД 9-10

- Ребята, на дворе сейчас ноябрь-месяц,

скажите, каково лексическое значение слова «ноябрь»? Какой словарь нужно использовать для толкования лексического значения слова? (толковый) Как вы думаете, почему так назван словарь? (толкует, разъясняет значение слов)

(обратить внимание на однокоренные слова «толковый», «толкование»)

-Именно осенью листья меняют зеленый цвет на желтый, красный, оранжевый. Как вы думаете, почему это происходит?

- У вас на столах лежат осенние листья.

- Каким деревьям они принадлежат? По какому признаку определили? (По форме и цвету) Какие деревья можно встретить на территории Магаданской области? (Клён не произрастает, т.к. более теплолюбивое растение)

СЛАЙД 11-15.

- Возьмите лист, соответствующий вашему настроению (на слайде оранжевый цвет (кленовый лист) - хорошее, солнечное настроение, у меня все получится; желтый (берёзовый) - что-то тревожит, беспокоит, боюсь допустить ошибку; коричневый (ольха) - хмурое настроение).

- Выполните задание на листиках. (чистописание) СЛАЙД 16

Работа в тетрадях.

Учащиеся называют орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая и непроверяемая ударением», ставят ударение, подчеркивают безударную гласную в корне, подбирают проверочное слово к словам «четвёртое», «ноября»

- «Ноябрь - одиннадцатый месяц года, последний осенний месяц».

В листьях содержится вещество - хлорофилл, благодаря которому листья приобретают зеленый цвет. Осенью содержание хлорофилла падает и проступают другие вещества, которые находились в меньшем количестве в листе - каротиноиды. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки.

Дети показывают листья, которые выбрали (листья подписаны, на всех прописано соединение с «о» для чистописания, учащиеся прописывают строчную букву «о» в соединении со строчной «н», «я»). Листья отложили на угол стола

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

Предметные: соблюдать единый орфографический режим

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли

3.Словарная работа

- Сейчас я буду загадывать загадки, первый, кто отгадает загадку, поднимает руку, если ответ верный - нужно выйти к доске, записать слово, выделить изученные орфограммы.

СЛАЙД 17.

Словарные слова спрятались в ответах на загадки:

1. Что за дерево стоит -

Ветра нет, оно дрожит. (Осина)

2. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза, березка)

3. Платье потерялось,

Красны пуговки остались. (Рябина)

ЗАПИСАНО: Осина, берёза, рябина - деревья

- Подскажите мне, пожалуйста, как одним словом назвать эти растения? (деревья) Запишите, выделите орфограммы.

- Назовите слово, которое не соответствует орфограмме, над которой мы работали? (дерево) Докажите, что оно лишнее (безударную гласную можно проверить).

Каждое слово записывают у доски, подчеркивая орфограмму («Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением»), остальные - работают в тетрадках.

(При определении корня в слове «рябина» обратить внимание, что корень «рябин», а не «рябь» (слово не родственное, разное лексическое значение, т.е. «волнение на море»)

«Берёзка» произошло от «берёза»

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя

Познавательные:

находить ответы на вопросы

4.Актуализация знаний. Формулирование проблемы, постановка темы и целей урока

Наблюдение над суффиксами

СЛАЙД 18-19

На слайде картинка берёзы, затем появляется картинка с маленькой березой и березовый листок. Что это за дерево? Береза. - Маленькая береза? (березКа)

- Мне хочется ласково назвать березу, что у меня получится? (берёзонька) А лист у березы какой? (березовый)

(На слайде в столбик записаны слова: Береза - березка, березонька, березовый).

- Напомните, как называются такие слова?

- Как они образовались? Вспомните, что такое суффикс? Почему его называют «значимой частью слова»?

-Как вы думаете, как называется способ образования слов при помощи суффикса? (суффиксальный)

- Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

СЛАЙД 20.

Тема: «Образование слов с помощью суффикса» или «Суффиксальный способ образования слов» !!! -Найдите в записи темы однокоренные слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах?

Учитель следит за посадкой учащихся на письме

-Корень слова - главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

- Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Однокоренные слова - слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением



Пробуют сформулировать тему урока.

Цель: учить образовывать слова с помощью суффикса; узнать, какова роль суффикса в русском языке и в речевой жизни человека

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли

Познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний

5. Решение учебной задачи

Работа по выделению суффиксов и выяснения их значений.

СЛАЙДЫ 21-25

А) - Ребята, сейчас вы будете исследователями. Попробуйте образовать от слов «кот», «дом» новые однокоренные слова суффиксальным способом с помощью суффиксов -ИК, -ИЩ. Понаблюдайте, как изменятся слова. (Алгоритм повторить. Выделяют окончание, корень, суффикс)

- Предлагаю вам выбрать 3 слова, которые вам нравятся, и образовать с помощью данных суффиксов новые слова.

НА ДОСКЕ: нос, карандаш, гном, голос, дождь, слон, рука, пожар. (НОС_НОСИК_НОСИЩЕ, карандаш-карандашик, гном-гномик, голос-голосище, дождь-дождик-дождище, слон-слоник-слонище, рука-ручища, пожар-пожарище)

Учащиеся записывают в тетради и выделяют морфемы.

- Какие слова выбрали и что получилось? (не все полученные слова можно образовать при помощи двух суффиксов)

- Какой вывод можно сделать?

Б) Найдите в данных словах суффиксы. Какое значение вносит в слово каждый из суффиксов? Запишите слова-названия профессий с данными суффиксами (5-6 слов), выделите морфему «суффикс»

На слайде суффиксы ЁР, ИР, ИСТ, НИК, АЧ, АРЬ, ЩИК.

НАПРИМЕР,

Скрипач, аптекарь, библиотекарь, страховщик, переводчик, шахтёр, буфетчик, танкист, журналист, трубач, учитель, баянист, лётчик, крановщик, машинист, боксёр, банкир, строитель, плотник, лифтёр.

- Мне будет очень интересно узнать, кем бы вы хотели быть. Запишите название своей будущей профессии, выделите морфемы.

- Сделайте вывод.

- Выделить корень

-Дом-домик-домище

- Кот-котик-котище

Ответы детей

ВЫВОД: Суффиксы -ик, -ищ указывают на размер предмета (увеличивает или уменьшает размер).

На слайде слова: Крановщик, машинист, каменщик, плотник, строитель

ВЫВОД: Суффиксы -щик, -ник, - ист, -тель, -ач, -ёр, -ир,-арь, -чик обозначают слова - названия профессий (называют лицо по роду деятельности)

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Личностные: определять общие для всех правила поведения

6. Физминутка

Лесная Физминутка (НА ТЕЛЕВИЗОРЕ)

Дети выполняют движения за анимацией на слайде

Личностные: определять общие для всех правила поведения

7. Закрепление знаний и применение их в стандартных ситуациях по аналогии

Работа в парах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. На столах задания для каждой пары учащихся.

- Найдите среди данных слов те, которые соответствуют схеме, докажите:

Поход, реченька, подосиновик, лисята, тигрёнок, выходит, поле, лесище, травинка, корова, переноска, пёрышко.

Проверка (на слайде высвечивается правильный ответ. Дети записывают количество слов, которые нашли)

- Подчеркните слова, в которых суффиксы придают им уменьшительно-ласкательное значение.

-Какие слова подчеркнули? Какие суффиксы придали словам уменьшительно-ласкательное значение? (карточки собрать)

Слайд 25

ВЫВОД: Какие значения могут придавать суффиксы словам? Назовите эти суффиксы

Озвучивают выполненное задание, делают вывод:

суффиксы - оньк, -еньк, -ушк, -юшк, -ышк, -ок и др. придают словам уменьшительно-ласкательное значение



Ответы детей

Коммуникативные: умение работать в малых группах, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Личностные:

определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание (исходя из личных ценностей)

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

8. Домашняя работа

Учитель предлагает для домашней работы упр. 172 стр. 92 учебника (объясняют выполнение упражнение) ***Напишите, как вы ласково называете членов своих семей, выделите морфемы.

СЛАЙД 26

Дети дома выполняют задание

9. Рефлексия

Пришло время подвести итог урока СЛАЙД 27

-Я узнал…

- Я научился

- Мне понравилось…

- Откройте конверты, которые у вас на столах (внутри три кленовых листа разных размеров) - Что внутри? (листья) Как с помощью суффикса назвать все листы? (листик, листочек)

-Помните, в начале урока мы говорили о том, какие деревья у нас произрастают. К сожалению, клен не растет в нашем регионе, но мне бы очень хотелось, чтобы мы все вместе «посадили» его в нашем классе, пусть оно символизирует ваши успехи на уроке. На доске - дерево без листьев.

- Приклейте листики на наше дерево успеха таким образом: если вы довольны своей работой во время урока, вы научились образовывать новые слова при помощи у вас все получилось - большой листок; если были некоторые трудности, но вы сами с ними справились - средний листок; было трудно находить суффиксы в словах- маленьких листок.

- Сегодня был необычный урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы были активны, внимательны, особенно хотелось бы отметить работу…

Работу класса в целом я оцениваю…

СЛАЙД 28

Еще раз повторяют правило о суффиксе, его значениях, о роли в русском языке и в жизни для человека.

Дети выходят к доске по очереди и «оценивают» свою работу на уроке. Учитель оценивает работу детей

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Личностные: признавать собственные ошибки, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами и учителем


© 2010-2022