Урок+перезнтация по литературному чтению на тему К. Паустовский Корзина с еловыми шишками

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (1-ый урок)

(тема рассчитана на 4 ч.)

Цель уроков: показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.


Задачи 1-ого урока: 1) Познакомить учащихся с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (I, II ч.), аналитическое восприятие 1 и 2 частей рассказа. Продолжить работу над развитием сознательного слушания и осознанного чтения. 2) Способствовать формированию мыслеобразов на основе восприятия художественного произведения. Развивать речь, творческие способности; эмоциональный мир, образную память и креативное мышление. Создать атмосферу для развития духовных ценностей. 3) Воспитывать чувство прекрасного, восприимчивость к искусству.

Тип урока: знакомство с новым литературным произведением К. Паустовского с музыкальным сопровождением

Жанр: рассказ (новелла)

Оборудование урока: проектор, презентация со слайдами к уроку, музыкальные композиции Э.Грига

Ход урока

(СЛАЙД 1)

  1. Побуждение

1.Организационный момент.

- психологический настрой на работу (СЛАЙД 2) Портрет Паустовского
2. Вступительная беседа

- Ребята, посмотрите на доску. Чей портрет вы видите? (К. Паустовский) - Чем он вам знаком? - Какие из его рассказов помните? (СЛАЙД 3) («Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей»). -Какие чувства вызывали у вас его произведения? К.Г. Паустовского называли «певцом природы». Как вы думаете, почему? Человек, так любящий природу не мог не любить людей. Его очень интересовал внутренний духовный мир человека. Поэтому он писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.
Звучит музыка Э.Грига «Утро. Пер Гюнт. Сюита»
- Сегодня мы начнём знакомство с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (1950г.). Рассказ повествует об одной удивительной истории, случившейся с Эдвардом Григом.
Пауза, увеличение громкости музыки - Сегодня у нас на уроке незримо присутствует ещё один герой. Кто догадался, о ком идёт речь? Конечно, это автор этой прекрасной музыки Эдвард Григ. - А знаете ли вы кто такой Эдвард Григ? Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку?
(СЛАЙД 4)
- Вы, наверное, задумывались, почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда человек вдруг ощущает это, у него просыпается талант и ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.


Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас умение чувствовать и быть счастливыми.

3. Проверка домашнего задания. (музыка выключается)

- Ребята, мне, как и Паустовскому, очень интересны люди, их мысли поступки, дела. Я знаю, что все дети любят получать подарки. Я предлагаю вам на маленьком листочке записать, что бы вы хотели получить в подарок. Это пока будет вам секрет. Мы к нему ещё вернёмся немного позже.


- Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что же это за подарок? А вот теперь мы возвращаемся к рассказу Константина Георгиевича Паустовского и узнаем это.


  1. Реализация. Звучит музыка Грига «Танец Анитри»
  • Работа с текстом до чтения.
(СЛАЙД 5) - События в рассказе происходят в северной стране Норвегии (СЛАЙД 6) в городе Берген, на родине композитора Грига.
(СЛАЙД 7, 8) Природа Норвегии строга и величественна, холодна и торжественна.
(СЛАЙД 9) Норвежскую землю украшают узкие морские заливы с крутыми и высокими берегами. Посмотрите на краски норвежской природы. - Как вы думаете, влияет ли природа на формирование характера людей, живущих в этом крае? Будет ли отличаться музыка Грига от весёлых венских вальсов? Почему? Музыка Грига проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы.
Слушание музыки
- Какие звуки природы вы услышали в этой музыке? - В произведениях Грига мы можем услышать плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных троллей…
- Я предлагаю всем присутствующим закрыть глаза… и отправиться в необыкновенное путешествие в далёкую Норвегию, а сопровождать нас будет музыка Эдварда Грига.
  • Чтение 1 части учителем. Григ «Последняя весна» + Фортепианный концерт №1 ч.2
(СЛАЙД 10) Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живёт, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками - дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
  • Как тебя зовут, девочка? - спросил Григ.
  • Дагни Педерсен, - вполголоса ответила девочка. В.О. (Почему именно вполголоса? (Дети обычно предполагают, что от испуга, от неожиданности.)
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. П. (Вот почему на самом деле, вот ответ, который дает текст.)
  • Вот беда! - сказал Григ. - Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
  • У меня есть старая мамина кукла, - ответила девочка. - Когда-то она закрывала глаза. Вот так!
Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.
  • А теперь она спит с открытыми глазами, - печально добавила Дагни. - У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
  • Слушай, Дагни, - сказал Григ, - я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни даже всплеснула руками.
  • Ой, как долго!
  • Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.
  • А что это такое?
  • Узнаешь потом.
  • Разве за всю свою жизнь, - строго спросила Дагни, - вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ смутился. - Да нет, это не так, - неуверенно возразил он. - Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. В.О. (Вы догадались уже, какой подарок хочет сделать Григ? (Версии детей принимаем, но не обсуждаем.) - Я не разобью, - умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. - И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка. «Она совсем меня запутала, эта Дагни», - подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь, учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём- нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
  • Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?
  • Хагеруп, - ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила:
- Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка.
Дедушка позволит вам взять её в руки.
  • Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки. «Я напишу музыку, - решил Григ. - На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».


  • Представление запомнившейся картины из прочитанных частей рассказа.

- Я предлагаю вам, пока выполны чувств, чтобы не расплескать их, нарисуйте , какие картины вы увидели, какой момент оказался для вас наиболее ярким.


  • Вопросы после чтения текста

- Все ли слова вам были понятны?

Представьте птичку пересмешника Пересмешник и сам превосходный певец. Но он обладает еще и выдающимся талантом повторять разные звуки. Услышит голос другой птицы, или крик зверя, или даже чисто технический шум, свист, шипение, гудение, треск - и моментально воспроизведет.

(СЛАЙД 11) - пересмешник

(СЛАЙД 12) насупившись

Почему она именно так посмотрела на Грига?

(СЛАЙД 13) еловые шишки
- Как вы думаете, что делал в лесу Эдвард Григ?

- Кого встретил композитор? - Какой вы представили себе девочку Дагни? («маленькая девочка с двумя косичками - дочь лесника», «говорила вполголоса не от испуга, а от смущения, потому что глаза у Грига смеялись»… )

- Как вы понимаете выражение « глаза смеялись»? - Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Он много о ней узнал из их недолгого разговора, и Дагни ему понравилась, композитор понял, что она сумеет понять его музыку, когда повзрослеет. Она понравилась Григу: мала, трудолюбива, доверчива, мила, а главное имеет доброе сердце - умеет думать о других). - Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки ждёшь с нетерпением? (Подарки материальные легче дарить. Григ задумал душевный подарок - музыку, поэтому подарок обещан через 10 лет )
- Вам интересно узнать, как великие музыканты создают свои прекраснейшие произведения? - Тогда прочитайте 2 часть рассказа и вы окажитесь в маленьком домике композитора, где рождается прекрасная музыка.
Во время чтения вам встретятся следующие слова Прочитайте, соблюдая знаки ударения. (СЛАЙД 14 - 15)
Место действия Герои рассказа
Северная страна Норве́гия, Э́двард Григ
Город Бе́рген. Да́́гни Пе́дерсен
Ха́геруп Пе́дерсен

  • Чтение учащимися II части рассказа самостоятельно под музыку Э. Грига «Хольберг сюита»
(СЛАЙД 16, 17)

Вопрос после чтения части 2-й.

- Как выглядел дом композитора? (СЛАЙД 18)

-Почему Паустовский сравнивает его с домом дровосека? (СЛАЙД 19) - Что было украшением дома Грига и почему? (СЛАЙД 20)

  1. Рефлексия
- А теперь закройте глаза, послушайте музыку, которую написал Григ в своей маленькой хижине в ту зиму. - Что вы представили?
  • Итог урока.

- В течение всего урока нас сопровождала музыка Грига. Как вы думаете, помогла ли она нам? В чём? Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту.

- Так что же необычного было в подарке Грига?

- Почему Паустовский заканчивает 2 часть именно этими словами: (СЛАЙД 21) - Как вы думаете, получит ли Дагни этот подарок? Как она к нему отнесётся? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

- Изменилось ли ваше мнение, о том, какие должны быть подарки? С этого вопроса мы начнём следующий урок.

  • Домашнее задание (СЛАЙД 22)
1 часть - по ролям, 2 часть - выразительное чтение Нарисовать рисунок, что представили по музыку Грига.
(СЛАЙД 23)


© 2010-2022