Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе ПНШ Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»

Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

Задачи:

1. Предметные:

- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы; узнать, как образуется почва.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-формировать у обучающихся представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе;

- развивать умение моделировать, выделять существенные признаки предмета ;

- развивать умения анализировать и обобщать полученные знания;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе, паре: слушать и слышать товарища, договариваться вместе;

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свои действия при работе в группе, паре;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (правило);

- формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;

3. Личностные:

-учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

-развивать творческие способности учащихся.

Формы работы: парная, групповая.

Технология развивающего обучения

  • Коммуникативная технология.
  • Технология развития критического мышления
  • Рефлексивная технология.
  • Технология сотрудничества, ИКТ

Оборудование и наглядный материал для урока:

  • интерактивная доска;

  • раздаточный материал для работы в группах и парах; лабораторное оборудование

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс, тетрадь для самостоятельной работы №2, электронные микроскопы, блюдечки с почвой, палочки для рыхления почвы, стаканы с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички.

Этап работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Стадия вызов















2. Актуализация знаний. Мотивационный настрой.


3. Постановка темы урока, цели составление плана работы.



4. Повторение пройденного материала.


5.Исследовательская работа (проведение опытов)













6.Оценивание работы.

7.Интересные факты.



8.Рефлексия.



9.Д/З

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

Ребята, начнем урок с разминки. Будем разгадывать кроссворд. Готовы? Тогда вперед. 1 слайд

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон, Точно знаешь - это… (холм).

2. Далеко, конца не видно, Расстилается… (равнина).

3. Носит бабка Снежную шапку. Каменные бока Закутаны в облака. (гора.)

4. Тает снег - и я расту, Дождик льет - и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину. Полю хлебному я враг, А зовут меня… (овраг).

Отгадки появляются в кроссворде.

2 слайд.

-Как называются одним словом отгаданные слова?(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)

- Дополните предложения словом (3 слайд)

- Что означает слово Земля в этих двух предложениях?

С планетой Земля мы знакомились уже, а вот земля, как почва мы ещё не знаем.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

- Цель нашего урока?

- Какие умения понадобятся?

- Спрогнозируйте результат на листе самооценки

- Посмотрите и определите план работы урока

- И так первый пункт плана урока

- Повторим, как образовалась почва

Приложение коллекции

- Если посмотреть в словарь прочитаем определение

- Что сказано в учебнике про почву?

-Что значит плодородный? Ваши предположения …

- С первым пунктом плана мы справились успешно, второй пункт плана - Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов. Работать будем группой.



















Опыт №1 Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под микроскопом. Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в таблицу - схему (кластер).
Опыт №2

  • Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.
  • Что вы увидели?
  • Какой вывод можно сделать?
Опыт №3
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод , что это за пятна? - Что такое минеральные соли?




Опыт №4 Нагрейте баночку с почвой на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что на нем можно увидеть? Почему оно стало влажным? Что это доказывает?
Опыт №5
  • Будем нагревать почву
  • Что вы видите и чувствуете?
Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Опыт №6 Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после второго опыта, что вы увидите?

-Перегной - настоящая кладовая питательных веществ. Именно от количества перегноя зависит плодородие почвы

Вывод. Чем больше перегноя в почве, тем лучше она обеспечена минеральными солями, тем лучше корневое питание растений, а значит, плодороднее почва.

- Следующий этап урока?

- Заполнили свою схему состава почвы

-Сравнение с доской

- Оцените свою работу в группе

-Дайте оценку своей работы

- Заполните лист самооценки

Интересные факты

1см почвы за 250 - 300 лет

20см за 5 - 6 тысяч лет

На 1 м² живет приблизительно 80 до

ждевых червей

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы. Составление Синквейна

Первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

Вторая строка - описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);

Третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами

Четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

Пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, повторяющее суть темы.

Т.с. 12 -13 задание











Разгадывают кроссворд





















Обобщение по форме поверхности земли




Объяснение слов

- Почва и её состав

- Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав

определение состава почвы через исследовательскую деятельность

-слушать учителя

-слушать друзей

-выполнять правильно опыты и исследования

самооценивание

Составление плана работы на уроке.

Повторение об образовании почвы

П О Ч В А - поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.

Почва - это верхний плодородный слой земли


- Исследовательская работа




1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта. 4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 5. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя. 6. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.



Дети в группах выполняют опыт






Остатки растений и животных







В почве есть воздух.

В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде .

Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде

В почве содержится вода.

Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах!


Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху - перегной.


Вывод по итогам исследования




Представление таблицы




состав почвы


Взаимооценивание и самооценивание




Чтение с доски интересных фактов.



Подведение итогов

Почва

Живая, плодородная,

Разрушается, впитывает, выращивает

Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.

Почва

Живая, неживая,

Разрушают, беречь, выращивать

1см образуется за 300 лет!

Земля-матушка.

Личностные

Нравственно-этические: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству

Личностные

Нравственно-этические: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству



Познавательные

Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока

Коммуникативные: умение задавать учебные вопросы

Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу.

Понимание смысла простого текста

Познавательные

анализ с целью выделения существенных признаков,

выдвижение гипотез и их обоснование; классификация объектов.

Регулятивные: освоение правил планирования, контроля, способа решения.

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение



Коммуникативные: умение сопоставлять информацию с имеющимся жизненным опытом.

Познавательные: состав почвы

Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу.

Познавательные:

умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: умение принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Регулятивные:

умение делать сравнение; умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные:

умение делать умозаключения;

Коммуникативные:

умение представить вывод


© 2010-2022