Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе.

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

Цель:

  1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.

  2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.

  3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

  5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Оборудование:

  1. Мультимедейный проектор.

  2. Компьютер

  3. Раздаточный материал. Учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Лист всю землю покрывает

И деревья оголяет
Что- то он сказать хотел,
К нам к окошку подлетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

  1. Повторение изученного материала.

Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных? слайд

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

- Назови группу животных по описанию? слайд

-Какие животные откладывают яйца? слайд

(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Кто мечет икру? слайд

(земноводные, рыбы)

-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? слайд

-- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. слайд

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк - взрослая рыба.

Яйцо - личинка - … - бабочка.

3. Сообщение темы и целей урока.

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы. слайд

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стих-е.

( стих-е о природе читает учитель)

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни. Кто догадался о чем мы будем говорить?

Тема нашего урока «Охрана животных». слайд

-- На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

4. Изучение нового материала.

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. ( ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

- Кто обратился к нам за помощью? ( сова) ( рисунок )

- Что вы узнали об этой птице из письма?- Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания детей)

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

- Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

Значение животных в природе и в жизни людей слайд

Пища (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда (шерсть, кожа, замша)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры, подушки)

Красота природы Помощь растениям

-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

Причины исчезновения животных: слайд

  1. Вырубка лесов.

  2. Уничтожение растений.

  3. Загрязнение воды.

  4. Охота.

  5. Разрушение и загрязнение почв.

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга? слайд

(Она нас информирует - какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

( Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

6. Знакомство с животными Красной книги. слайды

Животные играют огромную роль в природе.

-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных) Жук-красотел

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24-32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр. слайд

Тигр - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3-х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире. Фламинго. слайд

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами .Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .

Морж. слайд

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы. Белый медведь. слайд

Владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища - 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир - для хозяйственных целей, шкуру - для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

- Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?

5. Физминутка.

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Ставропольского края. слайд

Учитель показывает книгу

Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашем крае. слайды

6. Работа по учебнику.

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы. - А сейчас покажем сове как мы умеем работать в учебнике на стр. 114. - Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя)

- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? ( в зоопарке , заповеднике, национальных парках) Сообщение о заповедниках

А кто поможет найти ответ -для чего нужны заповедники? Слайд

Для чего нужны зоопарки? слайд

Что такое заказники? Слайд

ВОРОНЕЖСКИЙ заповедник, ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ (около Москвы), АСТРАХАНСКИЙ. В нашем крае тоже есть заповедник. Он находится на территории Карачаево-Черкессии и называется ТЕБЕРДИНСКИЙ

7. Экологические правила. Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Раздаются экологические знаки

-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. .(слайд)

А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 115.

8. Закрепление

Вспомните, о каких животных мы говорили ? сова решила проверить, как вы запомнили животных из Красной книги и предлагает выполнить

тест

Самопроверка тестов А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

А сейчас давайте вместе прочитаем ответное письмо нашей Сове:

9. Итог урока.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Выставление оценок.

10. Домашнее задание. С.112-117, Подготовить сообщение о животных из Красной книги.

Вспомним имена писателей, которые рассказывали нам о природе (В.Бианки, М. Пришвин, Сладков,Чарушин, Паустовский) Послушайте отрывок из рассказа Паустовского, говорящий об отношении автора к природе.

«Кто дал право человеку калечить и безобразить землю! Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять, что могущество страны не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем больше величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательство над тем, что по праву принадлежит не только нам, но им.»

Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка М. Пришвина «Кладовая солнца»

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы. В лесах. Горах разные ценные животные будем охранять леса и горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю -лес .горы. А человеку нужна Родина- значит охранять Родину!»





«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».



© 2010-2022