Урок окружающего мира во 2 классе по теме Родной край - частица Родины

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

2 класс

(программа «Начальная школа 21 века») Тема: «Родной край - частица Родины» Цели:

  1. Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;
  2. Развивать внимательность, наблюдательность, интерес к проектной деятельности; творческие способности учащихся на примере создания символов класса, своей семьи;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизма, любовь к своему родному краю.
Форма урока: урок-лекция с элементами проектной деятельности Оборудование: компьютер, мультимедийная установка; карта РТ; лист формата А3 для изображения герба класса и картинки о спорте, о жизни класса и школы, об учителе и классе; листы формата А6 для всех учеников и цветные карандаши для изображения флагов их семьей Программное обеспечение:
  1. презентация «Государственная символика России, г. Менделеевска»;
  2. презентация «Улицы нашего города»;
  3. презентация «Я люблю свой город».
План урока: Орг. момент Проверка выполнения домашнего задания Сообщение темы и целей урока Изучение нового материала Рефлексия Домашнее задание

Ход урока

  1. Орг. момент.
Подготовка рабочего места к уроку. Приветствие гостей. Долгожданный дан звонок, Начинается урок!
  1. Проверка выполнения домашнего задания.
-Напомню вам, что раздел учебника, который мы сейчас изучаем, посвящен Родине. Повторим знания о Родине с прошлого урока. -Что значит для вас слово «Родина»? (ответы детей) -Какой город является столицей нашей большой Родины - России? (Москва) -Кто назовет мне государственные символы Российской Федерации?
- Динар, расскажи нам о флаге России (слайд №1- Презентация «Символика») (Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века. Белый цвет - это цвет мира. Синий - это вера, верность. Красный - цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.)
- Ростислав , расскажи нам о гербе России (слайд №2) (Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны - две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр (жезл), в левой - держава (золотой шар с крестом. В центре герба еще один герб. Это герб Москвы.) -Почему он расположен в центре российского герба? (Москва - столица России. На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец, Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами). - Скажите, где в жизни вы встречаете изображения герба? (паспорт, монеты, свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, диплом об окончании института). -Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города. -Молодцы! Некоторые из вас получили особое домашнее задание и выполнили к сегодняшнему уроку проект, с которым мы познакомимся чуть позднее. III. Сообщение темы и целей урока -Тема нашего сегодняшнего урока - «Родной край - частица Родины» (слайд №3) -Как вы понимаете слова «Родной край»? (Это место, где человек живет. Это наш Менделеевск) -А почему наш Менделеевск - это часть одной большой Родины? (У каждого человека есть своя малая Родина. Все вместе они составляют одну большую Родину) -Сегодня на уроке вы узнаете много нового, интересного о своем родном городе. IV. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя о г. Менделеевске:
  1. Показ на карте РТ города Менделеевска и Менделеевского района (слайд №4)
-Город Менделеевск расположен на правом берегу реки Камы и на реке Тойма.
  1. Государственная символика города Менделеевска
-К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Обязательная традиция каждой страны иметь свой герб, флаг и гимн установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. -И у нашего города и района тоже есть своя государственная символика - герб, флаг и гимн. (слайд №5) -(слайд №6) Герб г. Менделеевска. Геральдическая фигура напоминает очертания химического сосуда - колбы. Это символизирует ведущую отрасль нашего района - химическую промышленность. Голубой цвет указывает на большие водные просторы Камского водохранилища. Цветок лилии символизирует природные богатства района, красоту здешних мест. Стремя и подкова заимствованы из фамильного герба рода Менделеевых. Этим подчеркивается уважение к историческому прошлому района, в частности к Д.И.Менделееву, который здесь работал и в честь которого назван город. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Белый - символ ясности, открытости, примирения, невинности. Красный цвет - символ мужества, силы и красоты. Лазурь (голубой) - символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.

Проектная деятельность. У нашей страны есть герб, у нашего города есть герб. Попробуйте создать герб своего класса, используя информационную карту. (Дети работают в 4 группах и каждая создают свои варианты гербов. Затем выбирается наиболее удачный вариант выполненной работы.)

Информационная карта (слайд №7)

  • Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите.
  • Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
  • Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.
  • Защитите свой проект.
(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время - 4 мин.) - Наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово.

Физкультминутка :

По родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас - зеленый луг (поворот вправо)

Слева находится лес. ( поворот влево)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (прыжки на месте)

Филин крыльями машет. Ух! (махи руками)

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам и грибам! (наклоны)
-(слайд №8)Флаг г. Менделеевска. Флаг разработан на основе герба и своими символами также отражает природные, экономические и исторические особенности Менделеевского района.

Проектная деятельность. У нашей страны есть флаг, у нашего города есть флаг. Попробуйте каждый создать флаг своей семьи, используя информационную карту.

Информационная карта (слайд №9) Белый цвет: мир, чистота. Синий цвет: верность и честность. Красный цвет: любовь. Зелёный: трудолюбие. Жёлтый: доброта, тепло, забота. Используя цвета, символизирующие различные качества, нарисуйте флаг своей семьи. Также ваш флаг может содержать изображение какого-либо символа, связанного с увлечением вашей семьи. По окончанию работы все флаги вывешиваются на доске. Несколько человек защищают свои проекты. - У вас замечательные семьи, это видно по вашим флагам. -(слайд №10- 1мин 15с) Автор гимна Виктор Никифоров наш земляк. Гимн принято слушать и петь стоя. Давайте и мы послушаем гимн нашего города стоя.

  1. Проект «Улицы нашего города»
-У улиц и площадей любого города должны быть имена, как и у людей. Менделеевские улицы официальные названия получили после Октябрьской революции 1917 года. Именами известных людей названы улицы Ленина, Карпова, Нариманова, Вахитова, Гунина, Менделеева, Гагарина, Чоловского, Пушкина, Тукая , М. Горького, Бурмистрова, Фомина, Азина, Мичурина, К. Маркса, Кирова и др. -Группа ребят нашего класса подготовила к сегодняшнему уроку проект, который называется «Улицы нашего города». Давайте узнаем в честь кого названы те или иные улицы. (Дети рассказывают о своей работе с помощью презентации «Улицы нашего города»)
  1. Беседа о достопримечательностях города Менделеевска (по итогам экскурсии)
-Какие памятные места есть в нашем городе? Кому они посвящены? -Какие достопримечательности еще мы наблюдали на экскурсии? -Давайте еще пройдемся по этим местам. (презентация «Я люблю свой город» - 3 мин 47 с)
V. Рефлексия. - Наше занятие подходит к завершению. Посмотрите на результаты нашей работы. Вы сможете узнать свой флаг? - Потому что это ваше отношение к своей семье, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своей семье. - Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других? - Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу. - Вы сможете узнать символы России, Менделеевска среди других символов? - Потому что символы страны - это как флаг семьи, как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём. - Какие чувства вы испытываете к своей стране? - Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России, Менделеевска? (Любовь, гордость, уважение, скорбь по погибшим и т.д.)
VI. Домашнее задание
  1. Рабочая тетрадь - с.59 «Будильник»
  2. Домашнее задание будет творческим и необычным. Я решила пополнить нашу классную библиотеку новой книгой "С чего начинается Родина". Книга очень перекликается с темой нашего урока, в ней собраны стихи лучших поэтов России. Прочитав эти стихи, вы узнаете, какие чувства испытывали они к своей Отчизне, как выражали свою любовь к ней. Надеюсь, что эти поэтические строки найдут отклик в вашей душе. Я предлагаю вам дома написать стихи или сочинения на тему "С чего начинается Родина" к следующему четвергу. Эта книга будет вам хорошей помощницей в выполнении домашнего задания.





© 2010-2022