Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру

(УМК Cистема Л.В. Занкова)

1 класс Согласно Положению о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС НОО, данная рабочая программа включает следующие разделы: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; 6) содержание учебного предмета; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; 9) календарно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской про­граммы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» (Образовательная Система Л.В. Занкова. Федеральный образовательный стандарт. Программы начального общего образования в 2-х частях, часть 1, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012) и учебного плана МБОУ гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского города Смоленска на 2014-2015 учебный год. Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Цель предмета окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Цели по ФГОС: 1.Формирование целостной картины мира. 2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Учебный предмет «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно_следственных связей между приро дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; - в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

2. Общая характеристика учебного предмета.


Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа рассчитана на 66 часов - 33 учебные недели (2 часа в неделю). Работа по данному предмету обеспечивается УМК: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014 год. Формы организации учебного процесса: - индивидуальные; - индивидуально-групповые; - фронтальные; - работа в парах. Изменения в авторскую учебную программу не вносились.




4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.


Личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия (УУД)


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения

Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательного текста; - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; -адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты Человек и природа

Обучающийся научится: - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; - различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; - различать и называть основные части растений; - узнавать растения деревья, кустарники, травы, приводить примеры; - использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться - соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество

Обучающийся научится: - узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; - различать прошлое, настоящее и будущее; - определять родственные связи в семье; - соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; - использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться: - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; - находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

6. Содержание предмета в 1 классе


Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов) Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город, страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания. Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов) Человек и природа Космос. Звезды, планеты. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов . Признаки живой природы Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники. Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Из истории Земли (10 часов) Человек и природа Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов) Человек и общество Общее представление об истории людей Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Мы - часть окружающего мира (18 часов) Человек и общество Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна, где мы живем, наша Родина. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет. Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

Резерв - 6 часов.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примечание

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Окружающий мир: природа, общество, труд

7

7


2.

Природа.

17

17


3.

Из истории Земли

10

10


4.

Становление человека

8

8


5.

Мы - часть окружающего мира

18

18


6.

Резерв

6

6


Итого:

66

66


Виды учебной деятельности учащихся:

- погружение в разнообразную природную и общественную среду; - простейшие наблюдения и исследования физических и химических свойств предметов, веществ, материалов; - самостоятельная поисковая деятельность при использовании разных форм деятельности; - постановка и решение доступных задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих задач; - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации и т.д.)


8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методических средств учителя


1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014. 3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. 4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2011. 5. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров» , 2011. 6. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.


Материально-техническое обеспечение


- натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород; - изобразительные: муляжи плодов, животных, таблицы групп растений и животных; - физический глобус Земли, компас; - атлас для начальных классов; - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайды; - самодельные наглядные пособия; - аудиоцентр/магнитофон; - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности); - слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности);

Список используемой литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2012
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.







7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Окружающий мир (66ч)

(2 часа в неделю)

п/п

Дата по плану

Дата факти-ческая

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Примечание

Окружающий мир: природа, общество, труд - 7ч


1

02.09

Техника безопасности на уроках окружающего мира. Что изучает этот предмет?

1

Называть окружающие предметы и их признаки. Сравнивать и различать разные группы живых объектов природы. Различать предметы и выделять их признаки.

2

04.09

Урок-игра.

Где мы живём. ПДД «Дорога в школу»

1

3

09.09

Урок-экскурсия в парк.

1

4

11.09

Экскурсия в сквер.

Природа и её изменчивость.

1

5

16.09

Урок-сказка.

Первые «учебники» человека.

1

6

18.09

Урок-экскурсия «Признаки осени».

1

7

23.09

Экскурсия в кабинет биологии.

1

Природа - 17ч


8

25.09

Урок-путешествие.

Вселенная или Космос.

1

Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий).

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

Характеризовать отличия звёзд и планет.

Определять значение воды и воздуха на Земле.

Различать части цветкового растения.

9

30.09

Экскурсия в планетарий.

1

10

02.10

Урок-путешествие.

Земля как планета.

1

11

07.10

Урок-исследование.

Значение воды на Земле.

1

12

09.10

Урок-исследование.

Значение воздуха на Земле.

1

13

14.10

Разнообразие природы.

Экскурсия «Разнообразие растний».

1


14

16.10

Неживая и живая природа.

Экскурсия в парк «Природа вокруг нас».

1


15

21.10

ПДД «Животные на дороге».

Живая природа.Урок-викторина.

1

16

23.10

Урок-исследование.

Царства живой природы.

1

17

06.11

Растения.

Практическая работа №1 «Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету».

1

18

11.11

Зависимость растений от природных условий.

1

19

13.11

Растения и человек.

1

20

18.11

Животные.

1

21

20.11

Разнообразие растений и животных.

1

22

25.11

Земная поверхность.

1

23

27.11

Труд человека.

Экскурсия по городу. ПДД «Перекрёсток».

1


24

02.12

Проверь себя.

1

Из истории Земли - 10ч


25

04.12

Модели и изображения Земли.

Практическая работа №2 с глобусом.

1

Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков.

Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности.

26

09.12

Географическая карта.

1

27

11.12

Практическая работа №3 «Азбука географии».

1

28

16.12

Тепловые пояса Земли.

1

29

18.12

Облик земли постоянно меняется.

1

30

23.12

Так или не так?

1

31

25.12

Проверьте себя.

1

32

13.01

Место и время. ПДД «Светоотражающие знаки»

1

33

15.01

Как отрывали новые земли.

1


34

20.01

Закрепление изученного материала.

1

Становление человека -8ч


35

22.01

Появление и развитие жизни на Земле.

1

Иметь общее представление об истории людей.

Иметь представление о занятиях древних людей, о возникновении родового строя.

Сравнивать древнюю и современную природу Земли.

36

27.01

Древние растения и животные.

1

37

29.01

Современные растения и животные.

1

38

03.02

Древняя и современная природа Земли.

1

39

05.02

Растительноядные и хищные животные.

1

40

17.02

Становление человека. Предки человека. Человек становится охотником.

Экскурсия в Исторический музей.

1

41

19.02

Родовой строй.


42

24.02

Земля рассказывает о себе.

Проверьте себя.



Мы - часть окружающего мира - 18ч


43

26.02

Кто такие «мы».


Различать и оценивать формы поведения допустимые и недопустимые в общественных местах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий в природу или по населенному пункту). Практическая работа: правила личной гигиены. Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках. Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения. Выбирать оптимальные формы поведения дома, в школе, в природе. Моделировать ситуации, при которых необходимо вмешательство пожарных, аварийной и медицинской службы.

Воспроизводить основные правила и обязанности граждан России, права ребенка.

44

03.03

Мы - разные по возрасту и внешнему виду.

Практическая работа №4 «Измерение роста, сравнение внешнего облика».


45

05.03

Мы живем в разных природных условиях.


46

10.03

Люди живу в разных странах. ПДД «Дорожные знаки».


47

12.03

Мы живем в разном времени суток.


48

17.03

Экскурсия на предприятие родителей.


49

19.03

Мы заняты разным делом.


50

02.04

Мы должны охранять окружающую среду.


51

07.04

«Россия - любимая наша страна».


52

09.04

Экскурсия «Наш город».


53

14.04

Транспорт и связь. ПДД «Мы и общественный транспорт».


54

16.04

Что вы знаете о своей стране.


55

21.04

Как жили наши предки.


56

23.04

Жизнь современного человека.


57

28.04

Законы современной жизни. ПДД «На улицах города»


58

30.04

Закрепление изученного материала.

Экскурсия в парк.


59


05.05

Проверьте себя.


60

07.05

Закрепление изученного материала.


Резерв - 6 часов


61

12.05

Экскурсия по памятным местам города.


62

14.05

Закрепление изученного материала.


63

19.05

Закрепление изученного материала.



64

21.05

Закрепление изученного материала.



65

26.05

Закрепление изученного материала.



66

28.05

Итоговый урок.


8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методических средств учителя


1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014. 3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. 4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2011. 5. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров» , 2011. 6. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.


Материально-техническое обеспечение


- натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород; - изобразительные: муляжи плодов, животных, таблицы групп растений и животных; - физический глобус Земли, компас; - атлас для начальных классов; - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайды; - самодельные наглядные пособия; - аудиоцентр/магнитофон; - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности); - слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности);

Список используемой литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2012
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., переработанные - М.: Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.


© 2010-2022