- Преподавателю
- Начальные классы
- План - конспект по русскому языку для 2 класса по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»
План - конспект по русскому языку для 2 класса по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валуева И.Н. |
Дата | 20.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 21 г. Могилева»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ВО 2 КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГОТЕХНОЛОГИИ
УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
ЗИМА́ - ЗИ́МЫ
МОРО́З - МОРО́ЗЫ
ЗА́МОК
ЗАМО́К
АВТОР:
Валуева Ирина Николаевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева»
Могилев, 2014 Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные Цель:
- овладение учащимися умением определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные.
- организовать деятельность учащихся по формированию умения определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные;
- создать условия и ситуации для развития познавательных процессов: мышления, внимания, речи;
- познакомить со смыслоразличительной ролью словесного ударения;
- содействовать формированию коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.
Ход урока
- Организационный этап
- Актуализация субъектного опыта учащихся
- Исследование
- В домашнем задании (упр.171, с.106) вы провели исследование по плану:
- В каком слове согласный звук не совпадает с написанной буквой? («Готовь».)
- Дайте характеристику этому звуку и определите его место в слове. (Звук [ф'] - согласный, мягкий, парный глухой, стоит на конце слова. Звук и буква не совпадают, делаем проверку: готовь - готовить.)
- Сегодня Мороз на своих санях отправит нас в путешествие по зимним улицам Легограда. Что обычно делают во время путешествия? (Наблюдают, слушают, запоминают, восхищаются, исследуют улицы, город.)
- Вы будете путешественниками-исследователями. А что же вам предстоит исследовать? Послушайте, жители Легограда прислали вам такое приглашение:
Мальчишки и девчонки, к нам в гости приезжайте!
Как мы живём и говорим, смотрите, наблюдайте.
А если слово непонятно и вызвало сомнение,
То посоветуем, ребята, поставьте… (ударение)!
- Ребята, вы уже много знаете об ударении, но сегодня на уроке предлагаю вам провести исследование и узнать об ударении ещё больше.
- В Легограде ещё ночь. В городе стоит тишина. И только изредка по очереди доносятся какие-то звуки. Давайте попробуем их услышать, и каждый звук записать на плато.
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
- Как обозначаем гласный звук на плато? (Красный кирпичик.)
- Как обозначаем согласный по звонкости-глухости? (Звонкий - жёлтый кирпичик, глухой - коричневый.)
- [м], [р], [а], [с], [о].
- Сколько звуков услышали? (5)
- Как я произносила звуки слитно или раздельно? (Раздельно, поэтому на плато каждый кирпичик отдельно.)
- Произнесите звуки, дайте характеристику. ([м] - согласный звонкий, [р] - согласный звонкий, [а] - гласный, [с]- согласный глухой, [о] - гласный.)
- Если всё неправильно - красный кирпичик; больше двух ошибок - оранжевый кирпичик; 1 или 2 ошибки - жёлтый кирпичик; всё правильно- зеленый кирпичик; могу научить этому других - синий кирпичик.
- Работа с толковым словарем. (Мороз - холодная зимняя погода.)
- Произнесите 3, 4, 5 звуки, дайте характеристику.
Самооценка на плато по «Лесенке самооценки» 5.4. Игра «Ошибкоопасные места»
- Продолжите фразу: в слове «мороз» у меня вызовет опасение… (гласный [а] - безударный; согласный [с] - парный глухой и стоит на конце слова.)
- (Если парный звук по звонкости - глухости стоит на конце слова или в середине перед глухим согласным, то такой звук нужно проверять. Мороз - морозы. Значит, в слове мороз на конце напишу букву «з».)
- Звук [а] - безударный, может его можно сделать ударным? Устно подберите родственные слова. (Морозко, морозный, морозик, морозит.)
- Прочитайте слово «мороз» орфографически. Что вы заметили? (Пишем не так, как говорим.)
- У слова «мороз» есть слово-помощник «холод». Под ударением в слове «холод» слышим [о], в слове «мороз» пишем букву «о».
VI. Чистописание Мороз узоры рисовал, Слова и буквы нам писал. Ты повторить всё это рад? Ведь это пропуск в Легоград!
- Выполнив чистописание, вы получите пропуск в Легоград. Если Мороз так красиво с наклоном написал эти буквы, значит, вы, ребята, справитесь ещё лучше. Критерий в оценивании - письмо под наклоном.
6.2. А у Ау Ау! зима моро́з
- В слове «зима» подчеркните гласные буквы.
- В слове «мороз» поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Запишите одно родственное слово. (Морозик)
- Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Первым кто проснулся в Легораде и начал работать - это кузнец. Слышите, раздаются звуки его молота? (аудиозапись звука удара молота).
- Ребята, сила нашего голоса - это тоже «молоточек». Давайте поставим в словах ударение. (Магнит красного цвета используется как ударение.)
- город зима магазин библиотека улица мороз переход автомобиль
- Что такое ударение? (Ударение - это надстрочный знак.)
- По какому признаку слова разделены на 4 столбика? (Ударение в словах первого столбика падает на первый слог, второго - на 2 слог, третьего - на 3 слог, четвёртого - на 4 слог.)
- Как произносятся ударный слог и ударная гласная? (С большей силой голоса, протяжно.)
- Какой можно сделать вывод про ударные гласные?
- Утро в Легограде в самом разгаре. Слышен бой городских часов (аудиозапись звука боя часов). Сколько времени показывают часы? (Ровно 9 часов.)
- Ребята, в Легограде открылась Академия наук, давайте зайдем и проверим, как мы выполнили задание. Откройте учебники на с. 107. (Чтение правила учащимся.)
- А сейчас нас пригласили в один дом на чай. Там живут мать, сын, дочь, дед, кот, пёс. Торт, сыр, хлеб, мёд - это угощение. В доме есть свет, дверь, пол, печь, стол, стул.
- Что вы заметили? (В этих словах только один слог, одна гласная и она ударная.)
- Как называются такие слова? (Односложные)
- Зайдите в Академию наук и прочитайте правило на с. 108.
- Физкультминутка динамическая
- Жители города встретились вновь и пожали друг другу руки. Пожать друг другу руки. Затем они начали задавать друг другу вопросы. Как живёшь? Вот так! Большой палец руки вверх. Как идёшь? Вот так! Пошагать на месте. Ночью спишь? Вот так! Сложить руки под подбородком. Как берёшь? Вот так! Соответствующий жест. Как даёшь? Вот так! Соответствующий жест. Веселишься как? Вот так! Попрыгать на месте. А молчишь ты как? Не говорят, а только показать указательный палец к губам. А сидишь? Вот так! Садятся за парты.
IX. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения
- Ребята, мы уже подошли к самой красивой постройке в этом городе. Здесь живет принцесса Легограда. Только ее сегодня нет дома. Уезжая в путешествие, она все в своем доме подписала и поставила ударение.
- Что вы заметили в этих словах? (Одинаковые буквы, одинаковое количество гласных и согласных звуков, только ударение падает по-разному и от этого разное значение у слов.)
Задание: дайте лексическое значение словам за́мок - замо́к.
На холме высоком самом,
В Легограде стоит зАмок.
Я попасть в него не смог,
Ведь на нём висит замОк. Вывод: если в одинаково написанных словах поменять место ударения, то изменится значение всего слова.
- Контрольно-коррекционный этап. Работа с учебником
- Жители Легограда желают вам счастливого пути домой, а также всегда правильно ставить в словах ударение. Дома вас ожидает интересное, а главное полезное домашнее задание - упр. 176, правило с. 107. (Учащиеся знакомятся с содержанием задания, задают уточняющие вопросы.)
- Какова тема урока? (Ударение. Ударные и безударные гласные.)
- Вернитесь к задачам урока и скажите, на какие вопросы вы нашли ответы на уроке. (Какие гласные называют ударными, а какие безударными? Что такое ударение и какая у него роль?)
- Давайте в Легограде на память оставим Легосувениры. Составьте их из кирпичиков ЛЕГО, и поставьте на улицу Легограда.
В тетрадях выпал белый снег Так чисто, аккуратно. Мороз оставил ровный след, В санях проехав гладко. А мы оставили следы Красивых букв на строчках, Сидели ровно, как должны - Конец урока, точка!
Валуева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева»
Приложение 1
ЗВУК
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
ТВЁРДЫЙ
МЯГКИЙ
ЗВОНКИЙ
ГЛУХОЙ
Приложение 2
Лесенка самооценки
Могу научить этому других
Много ошибок
1 или 2 ошибки
Всё правильно
Всё неправильно
Приложение 3
МОРО́́З
Приложение 5
город
зима
магазин
библиотека
улица
мороз
переход
автомобиль
Приложение 6
1 группа
2 группа
3 группа
в дом
пёс
стол
на чай
кот
стул
мать
торт
печь
сын
сыр
дверь
дочь
хлеб
пол
дед
мёд
свет
Приложение 7