Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука мудрости 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

лицей № 1 им. М. В. Ломоносова г. Орла

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании МО на педагогическом совете Директор лицея № 1

Протокол № ___ протокол № ____ ______Н. В. Панюшкина

от «___» ____201_г. от «___» ____201_г. приказ № _____ от «___» ____201_г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Азбука мудрости»

2 класс










Программа составлена

учителем начальных классов

Болоболовой Л. А.


Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука мудрости 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука мудрости 2 класс

Настоящая сказка отличается тем, что никогда не прерывается ее связь с жизнью, потому что сказка строится на ней и к ней же возвращается.

Братья Гримм



Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Сказка - это наиболее верный язык для детей, который они понимают и чувствуют лучше всего. Самые хорошие и красноречивые объяснения, логические доводы и доказательства часто не могут исполнить роли простой сказки для сердца ребенка. Главное - разбудить сказкой душу. На своих занятиях с детьми я рассматриваю сказку, как повод к размышлению, к обсуждению той или иной нравственной проблемы. А размышление - это работа, поэтому я учу детей работать со сказкой. Ребята могут эту работу не замечать, так как она естественно вытекает из сказки. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне, разглядеть свой собственный мир чувств и переживаний. Что, как не сказка помогает пофантазировать? Кто такой «Я»? Каким бы я хотел видеть самого себя? А каким мне хочется выглядеть в глазах окружающих? Каким я сам увижу окружающий меня мир, если буду глядеть через волшебное зеркало, позволяющее рассмотреть все не только глазами, но и сердцем? Какое место во мне занимает совесть и чем она помогает мне в жизни? Что я смог бы сделать, обладай я волшебством, для людей, для всей матушки - земли? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, которых нет и не может быть в окружающем нас мире. Она способна перед каждым из нас открыть дверцу в подсознание.

В науке существует концепция сказкотерапии - лечения сказками. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие снизить поведенческий негативизм ребенка или взрослого. Через сказку человек может в иносказательной форме познать законы мира, в котором он родился и живет, заглянуть в уголки собственной души. Сказка лечит от тревожности, страхов, агрессивности, но она и греет душу, вселяет веру, что никогда не поздно стать счастливым. Только важно выбрать для себя именно этот путь. Не ошибиться. Научиться видеть не только глазами, но и сердцем, предвидя последствия своих слов, поступков и даже мыслей. Жить для себя - тоже выбор. Но насколько счастливее тот из нас, кто может дарить свое сердце другим людям! И чем раньше человек это поймет, тем больше у него времени и сил останется для того, чтобы стать счастливым.

Сказка - универсальный способ разговора с детьми. То, что поймет и прочувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При отборе сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья, но как всякие жемчужины они очень редки и приходится просматривать массу литературы в их поисках.

Второй важный момент при работе со сказкой - необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

Очень важно, в конце беседы о сказке подчеркнуть главную мысль, заложенную в ней. Очень помогут в этом цитаты из произведений великих писателей, поэтов, композиторов, художников, педагогов, цитаты из священных писаний. И ребенок, после сказки, воспринимает эти слова совершенно особенно. Они для него уже не «цитата», оторванная от жизни, а наполненные смыслом слова.

В каждое занятие включается игра. Известно, что ребенок учится, играя, и что, играя, он за три минуты выучит столько, сколько не выучит и за час. Для занятий подобраны игры, обучающие культуре общения, развивающие внимание к другим людям. Прекрасно, когда ребенок умеет вести себя в обществе, но, если это - только результат привитой привычки, общение с другими не сделает его жизнь содержательнее и интереснее, и в сложных жизненных ситуациях такое умение вести себя исчезает без следа. И совершенно другое дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются, исходя из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, как к бесценной и неповторимой душе.

Причины плохого поведения и выбор сказок для коррекции

п/п

Причина

Выбор сказки

1

Желает привлечь к себе внимание

В этом случае нужна сказка, где описаны модели поведения и способы привлечения к себе внимания окружающих.

2

Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

Необходима сказка, где предложены модели проявления лидерских качеств.

3

Желает за что-то отомстить взрослому.

В сказке должно быть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4

Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи.

Нужна сказка, в которой второстепенные герои оказывают главному герою помощь и предлагают способы преодоления страха.

5

У него не сформировано чувство меры.

Нужна сказка, доводящая ситуацию до абсурда, показывающая последствия поступков героя, но оставляя выбор стиля поведения за ним.


Цель - дать детям образец поведения, рассмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, а уже потом сравнить действия ребенка с образом, рассказанным в сказке. Задачи: - открытие мира народной мысли, народных чувств, народной жизни; - вселение уверенности в свои силы через использование сказки о животных, оптимистического взгляда на жизнь, надежды на победу добра; - развитие эмоционально - чувственной сферы; - обучение чтению - рассматриванию; - обучение оцениванию поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оцениванию конкретных поступков как хороших или плохих; - формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - формирование умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - расширение читательского кругозора второклассников - формирование умения высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Общая характеристика В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: - непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; - системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Ценностные ориентиры содержания Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Место в учебном плане Во втором классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Метапредметные результаты:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб-лиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Предметные результаты:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Требования к уровню подготовки Обучающиеся научатся: - распознавать сказку как жанр; - слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы; - иллюстрировать услышанное или прочитанное; - пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно; - передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки. Обучающиеся имеют возможность научиться: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступков как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Методическая база:

  1. Сказки следующих авторов: Д Биссет, Г. Андерсен, А. Сент - Экзюпери, О. Уайльд, Н Вагнер, Э. Фарджон, Ц. Топелиус, Н. Рерих, Леонардо да Винчи, Л. Короткова, А Лопатина, М. Скребцова, индийские народные сказки, китайские легенды, истории, предания и др.

  2. Репродукции картин Н. Рериха, В. Васнецова, Рафаэля, А. Куинджи, Н. Ге, И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова и др.

  3. Произведения композиторов: Шопен, Э. Григ, И. Бах, А. Вивальди, Дебюсси, Сен - Санс и др.

Примерное планирование занятий

п/п

Тематика занятий и содержание

Игры и задания

Сроки проведения



1.


2.



3.



4.



5.



6.


7.




8.


9.


10.




11.


12.



13.


14.


15.


16.

17.




18.


19.

20.

21.




22.


23.




24.



25.

26.



27.

28.




29.

30.



31.


32.


33.



34.


Жизнь сердца

Счастье, радость, улыбка.

Как найти счастье?

Д. Биссет «Як». Сказка.

Открыть тайну счастья.

Д. Биссет «Про лужу и булочку с изюмом». Сказка.

Счастье - это стремление к совершенству.

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать». Сказка.

К кому приходит счастье?

Г. Андерсен «Рассказы солнечного луча». Сказка.

Как найти путь к счастью?

Н. Вагнер «Счастье».

Доброта, милосердие и сострадание.

Общие нравственные ценности и стили поведения.

Л. Короткова «Три денежки». Сказка.

Чувство сопереживания в общении с окружающими.

Л. Короткова «Катюшкина краюшка». Сказка.

Как научиться быть добрым.

О. Уайльд «Великан - эгоист». Сказка.

Добро и бескорыстие.

Э. Фарджон «Два брата». Сказка.

Добро и бескорыстие.

Сказка «Юноша и морские звезды» (автор неизвестен), Индийская сказка «Подарок голубя»

Должно ли добро быть умным?

Китайская история «Добро без ума»

Должно ли добро быть умным?

Д. Биссет «Сказка про слона, про костер и про белую уточку»

Будь добр душою и счастье будет с тобою.

Л. Короткова «У тихой заводи». Сказка.

Сила добра.

Китайская легенда «Мост матери и сына»

Может ли доброта излечить.

Леонардо да Винчи «Лесной жаворонок»

Сила страдающего сердца.

О. Уайльд «Счастливый принц». Сказка.

Доброе дело от чистого сердца.

Ц. Топелиус «три ржаных колоса». Сказка.


Трудолюбие.

Возможно ли счастье без труда?

Турецкая сказка «Ласточка и воробей».

Счастье труда.

Г. Андерсен «Садовник и господа». Сказка.

Как стать трудолюбивым.

Китайская сказка «Семейная драгоценность».

Как стать трудолюбивым.

Леонардо да Винчи «Муравей и Пшеничное зерно»

Семья.

Счастье семьи.

А. Исаакян «У солнца». Сказка.

Позаботься о родных и они о тебе позаботятся.

Непальская сказка «Находчивый мальчик»,

Г. Андерсен «Талисман». Сказка.

Трудно быть послушным.

Л. Короткова «Шурик - поросенок». Сказка.

Любить близких, значит уметь прощать.

О. Уайльд «Мальчик - звезда». Сказка.

Чувство сопереживания в общении с близкими людьми.

М. Скребцова «История о чайке». Сказка.

Как научиться жить в мире.

М. Скребцова «Поединок». Легенда.

У старших учиться никогда не поздно.

Л. Короткова «На всякий случай». Сказка.

Стремления и ценности.

Благородство.

Н. Телешов «О трех юношах». Сказка.

Поиск прекрасного.

Д. Биссет «Жук - философ и другие». Сказка.

Храбрость.

М. Скребцова «Храбрая лягушка». Сказка.

Целеустремленность.

Китайская сказка «Орел и пустыня».

Щедрость.

Суфийская притча «Щедрый король»,

суфийская притча «Сорок золотых»

Истинное богатство.

Э. Фарджон «Добрый фермер», сказка

Индийская сказка «История о Брахмане и богатстве»



«Мир внутри меня»

«Дотронемся до счастья»

«Любимое качество»

«Заветное желание»

«Если бы я…»

«Когда мне хорошо»

«Волшебный стул»

«Любимое качество»

«Отгадай, кто такой»

«Самый умный человек на Земле»

«Гора жизни»

«Город любви и доброты»

«Город любви и доброты»

«Город любви и доброты»

«Фея доброты»

«Дотронься до радуги»

«Волшебный стул»

«Что я люблю»

«Что я умею и не умею»

«Заветное желание»

«Лучшие в мире родители и дети»

«Волшебный стул»

«Для моих родных»

«Я познакомлю вас со своей семьей»

«Фея доброты»

«Гиганты и лилипуты»

«Любимое качество»

«Только хорошее»

«Рисуем любимую сказку»

«Улитка»

«Поезд добродетелей»

«Любимое качество»

«Заветное желание»



Сентябрь











Октябрь












Ноябрь








Декабрь









Январь










Февраль













Март








Апрель








Май

Методика проведения игр

«Мир внутри меня»

Детям предлагается написать все, что им нравится в себе, на одной половине листа, а на второй - все, что не нравится. Затем предлагается нарисовать все плохие и хорошие качества в виде человечков или каких-нибудь существ. Пусть дети попробуют сочинить небольшие рассказы о своих качествах, разработают план, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных.

«Дотронемся до счастья»

На доске крупными буквами пишется слово СЧАСТЬЕ. Потом каждый ребенок дает свое определение счастью, например: счастье радостное, веселое, сияющее и др. Можно провести игру: один ребенок говорит одно определение, каждый следующий повторяет все предыдущие определения и добавляет свое. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Потом учитель включает тихую музыку и просит детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предлагается нарисовать портрет счастья или описать свои ощущения и сравнить их.

«Заветное желание»

Детям предлагается загадать любое желание и представить, что оно исполнилось. Дети должны записать свое желание, а затем нарисовать, как оно исполнилось. После этого показывая поочередно рисунки всех детей, учитель просит угадать по рисункам, какими были желания у других. Игру можно проводить несколько раз в год. В конце года учитель просит детей еще раз внимательно просмотреть свои рисунки и выбрать одно самое заветное для них желание.

«Когда мне хорошо»

Детям предлагается закончить предложения сначала словами, а потом рисунками:

  • Когда мне хорошо _________.

  • Когда мне плохо __________.

  • Когда мне грустно ________.

  • Когда мне весело __________.

  • Когда я сержусь __________.

  • Когда я неуверен _________.

  • Когда я горжусь _________.

  • Когда я боюсь __________.

Учитель показывает рисунки и просит угадать нарисовано состояние. Ребенок, чей рисунок показывают, должен сказать, правильно ли угадали. Аналогичная работа проводится с законченными предложениями.

«Волшебный стул»

Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

Когда песенка заканчивается, тот, кто оказался ближе всех к волшебному стулу, садится на него.

Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Перед началом игры можно рассказать детям о качествах волшебного стула. О том, что тот, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

После того, как дети расскажут про ребенка все хорошее, игра возобновляется. Эту игру можно повторять, учитель должен постараться, чтобы на волшебном стуле посидел, хотя бы по одному разу, каждый ребенок.

«Отгадай, кто такой»

Учитель раздает детям карточки, на которых записаны начала предложений. На заполнение дается время. Обсуждение может проводиться в классе, дома с родителями или индивидуально с каждым учащимся.

Напиши имя того из класса, кто:

Никогда не опаздывает _____________.

Никогда не кричит ________________.

Всегда очень вежлив с другими __________.

У кого самый красивый голос ___________.

У кого голубые глаза _______________.

Самый веселый и шутливый ____________.

Самый серьезный ____________________.

Самый честный ______________________.

Самый добрый ______________________.

Самый справедливый ________________.

Самый умный ______________________.

«Самый умный человек на Земле»

Представьте, что вы разговариваете с самым умным человеком на Земле. Какие три вопроса вы бы ему задали?

Представьте, что вы разговариваете с самым добрым человеком на Земле. Какие три вопроса вы бы ему задали?

Можно предложить детям также задать вопросы самому счастливому, самому мужественному, самому любознательному человеку на Земле. Это задание может выполняться в группах.

«Гора жизни»

Сначала каждый ребенок должен выбрать качество, которое ему больше всего нравится в людях (доброта, трудолюбие, любовь, справедливость). Учитель просит детей закрыть глаза и представить жизнь человека в виде огромной горы, на которую каждый человек взбирается по своей тропе. После этого дети должны представить, что они взбираются на высокую гору по тропе любви, доброты, справедливости - по тропе того качества, которое они выбрали. Детям предлагается нарисовать свою тропу и описать свое путешествие по ней.

«Город любви и доброты»

Эта игра является продолжением предыдущей. Учитель говорит детям, что в своем путешествии они должны основать города и поселки, в которых смогут жить они сами и другие люди. На тропе доброты надо основать город доброты, а на тропе справедливости - город справедливости.

Дети могут выполнять это задание коллективно. На общем листе или индивидуально дети рисуют школы, магазины, парки, театры, города. Склеивается общая картина города. Постепенно дети могут основать города и поселения на всех тропах горы жизни.

«Дотронься до радуги»

Учитель включает спокойную музыку и просит детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, облака, дождя. (Можно предложить выполнить это задание во время прогулки на природе, а затем описать или нарисовать свои ощущения). Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: «Дотронемся до радуги и звезд».

«Что я люблю»

Учитель предлагает детям нарисовать альбом о том, что они больше всего любят. Каждая страница альбома посвящена отдельной теме. Например:

  • Мое любимое время года.

  • Мое любимое животное.

  • Место, где я люблю бывать.

  • Мое любимое занятие.

  • Мой любимый фильм.

  • Моя любимая книга и т. д.

«Что я умею и не умею»

Дети делят лист на 4 колонки: первая - «Лучше всего я умею», вторая - «Я не очень хорошо умею», третья - «Больше всего я хочу научиться», четвертая - « Вот, что мне для этого нужно». Дети заполняют колонки, написав в каждой как минимум по четыре пункта. Полученные результаты обсуждаются с родителями дома и индивидуально с каждым в классе.

«Если бы я…»

Детям предлагается подумать над следующими предложениями и закончить их небольшими сочинениями и рисунками, которые затем можно оформить на общем стенде «Если бы…»

  • Если бы я был (ла) ветром, то _________________.

  • Если бы я был (ла) звездой, то _________________.

  • Если бы я оказался (лась) на Луне, то _________________.

  • Если бы я жил (ла) в прекрасном замке, то _________________.

  • Если бы я был (ла) невидимкой, то _________________.

  • Если бы я был (ла) самым(ой) добрым(ой) на свете, то _______.

  • Если бы я был (ла) искусным врачом, то _________________.

  • Если бы я был (ла) самым лучшим изобретателем в мире, то ___.

«Лучшие в мире родители и дети»

Дети работают в парах. Один человек в паре обдумывает и записывает качества лучших в мире родителей, другой - качества лучших в мире детей.

Затем все «родители» собираются вместе в одну группу, а все «дети» - в другую. Обе группы должны обсудить списки качеств и составить один общий.. Представители каждой группы зачитывают результаты обсуждений. Затем дети отвечают на вопросы:

Хотели бы вы быть лучшими в мире детьми?

Хотели бы вы быть лучшими в мире родителями?

Могут ли лучшие в мире родители не иметь лучших в мире детей и наоборот?

Затем дети пишут сочинение на тему: «Если бы я был лучшим в мире сыном (дочерью), то для своих родителей я бы сделал (ла) ______________. Сочинения зачитываются и обсуждаются.

«Для моих родных»

Учитель просит детей написать на отдельном листе бумаги имена всех членов своей семьи, оставив место между ними. Под каждым именем дети должны записать как минимум четыре вещи, которые любит этот человек. Затем на другом листке дети снова записывают имена всех членов своей семьи. Используя свой первый листок, дети должны написать возле имен своих близких все то, что они (дети) могли бы сделать, чтобы доставить своим родным радость и удовольствие. Таким образом, получится «план любви» для семьи.

Учитель говорит детям, что приступить к выполнению плана можно в тот же день и отмечать выполненные пункты. Через некоторое время можно спросить детей, изменились ли их отношения с близкими.

«Я познакомлю вас со своей семьей»

Детям предлагается нарисовать свою семью. Затем они по очереди показывают свои рисунки. Разглядывая рисунок, каждый ребенок должен задать его автору хотя бы один вопрос о его семье. Автор отвечает на вопросы и потом говорит, чей вопрос ему понравился больше всего. Затем делается выставка рисунков и склеивается альбом - «Наши семьи».

«Гиганты и лилипуты»

Дети делятся на две равные группы. Одна группа - гиганты, другая - лилипуты. Лилипуты должны построить на полу игрушечное государство из кубиков и игрушек. Гиганты по очереди должны пройти через это государство, стараясь не сломать его. Если гигант разрушает что-либо в игрушечном государстве, он выбывает из группы гигантов и становится лилипутом.

Побеждает группа, в которой к концу игры останется больше участников. Если побеждают лилипуты, каждый гигант дарит игрушечному королевству какой-нибудь небольшой предмет. Если побеждают гиганты, лилипуты дарят им самую драгоценную вещь своего государства.

Примечание. Игра учит умению ориентироваться, вниманию, сосредоточенности.

«Фея доброты»

Все дети становятся в круг и вытягивают руки перед собой. Учитель берет колечко, символизирующее доброту или какое-то другое качество, и обходит с ним всех детей. У одного из детей в ладошках учитель незаметно оставляет это колечко.

После этого учитель выходит в центр круга и говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне скорей!» Тот, у кого колечко, должен выбежать в центр круга. Этот человек становится феей доброты. Фея доброты дотрагивается до кого-нибудь из детей колечком и говорит о нем что-либо доброе. Тот, до кого дотронулась фея, должен сказать что-то доброе о своем соседе и т. д. Последний человек в круге повторяет все доброе, что дети говорили друг о друге.

Примечание. Игра учит доброжелательному отношению к окружающим, умению находить хорошие качества в людях.

«Только хорошее»

Дети выстраиваются в ряд. Учитель бросает мяч по очереди каждому из детей. Дети ловят мяч только тогда, когда учитель произносит какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). Если случайно ловят плохое качество (нетерпимость, жадность, злость, подозрительность), то они делают шаг назад, если хорошее - вперед. Победит тот ребенок, который первым дойдет до учителя.

Ведущим может быть не только учитель, но и дети по очереди.

Примечание. Игра развивает быстроту реакции, дети учатся концентрировать внимание на хорошем.

«Рисуем любимую сказку»

Детям предлагается нарисовать фрагмент из любимой сказки. Затем делается выставка рисунков, и дети угадывают, персонажи каких сказок изображены на рисунках. Кто-либо, по желанию, рассказывает другим свою любимую сказку. Из рисунков склеивается альбом - «Наши любимые сказки».

Примечание. В работе над любым текстом можно попросить детей дома или в классе сделать иллюстрацию к сказке или истории. Затем склеиваются альбомы - сказки, которые можно показать другим детям или родителям.

«Улитка»

Все дети выстраиваются в одну линию, держась за руки. Дети на одном конце линии стоят неподвижно, в то время как дети с другого конца начинают двигаться, закручивая спираль, чтобы получилась улитка.

Варианты. Дети с одного конца начинают образовывать кружок, «закручивая» остальных вокруг себя. Когда спираль закручена, дети, оказавшиеся в середине, садятся на корточки и пробираются под ногами остальных, не переставая держаться за руки.

Примечание. Игра учит пониманию того, что каждый человек связан с другими, и все люди представляют единое целое, все части которого тесно взаимосвязаны друг с другом.

«Поезд добродетелей»

Дети встают в круг. Учитель называет какое-либо хорошее качество, например, доброта. Затем один из детей должен назвать качество, начинающееся с последней буквы слова «доброта», например - аккуратность. Следующий - на букву «т» - терпимость и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока дети будут называть качества. Если какой-либо ребенок затрудняется назвать качество с нужной буквы, его пробует назвать другой. Одновременно учитель на доске записывает поезд добродетелей. В конце игры учитель спрашивает детей, в каком вагоне этого поезда им хотелось бы поехать, и почему. Как они думают, может ли этот поезд попасть в катастрофу?

Примечание. Игра учит детей концентрироваться на хорошем.


«Любимое качество»

Дети садятся в круг. Учитель просит каждого подумать о своем любимом качестве в людях. Затем по очереди дети изображают свое любимое качество, а все другие отгадывают, какое. Если какое-то качество оказывается любимым многими детьми, например, доброта, учитель предлагает этому качеству поселиться в группе. Ему предоставляется место, например, стул. И отныне дети знают, что это стул доброты. По очереди они могут сидеть на стуле доброты, чтобы становиться добрее. В дальнейшем, если кто-либо из детей плохо ведет себя, учитель и другие дети предлагают ему посидеть рядом с добротой.

Эту игру целесообразно повторять время от времени, выбирая каждый раз новое качество.


© 2010-2022