- Преподавателю
- Начальные классы
- «Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
«Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чиликина И.А. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Общая характеристика методов и программы исследования
- Методика Э. Вартега «Круги» .
- беглость - скорость выполненного теста, выраженная в количестве
выполненных рисунков (за 10 минут); - гибкость - количество категорий рисунков (их тематика);
- оригинальность - количество редко встречающихся рисунков,
объединение стимульных фигур (круг).
- Война (военная техника, солдаты, взрывы).
- Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
- Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
- Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
- Игрушки, игры (любые).
- Космос (ракета, спутник, космонавт).
- Лицо (любое человеческое лицо).
- Люди (человек).
- Машины. Механизмы.
- Посуда.
- Предметы домашнего обихода.
- Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
- Растения (любые - деревья, травы, цветы).
- Спортивные снаряды.
- Съедобные продукты (еда).
- Узоры, орнаменты.
- Украшения (бусы, серьги, браслет).
- Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;
- Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;
- Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
- Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
- Разработанность - место расположения деталей (предпочтение
ассиметрии и сложности при изображении, способность к
структурированию и изобретательности); - Название - количество употребляемых слов, сложность и образность
названия рисунков.
- Рискованность (умение отстаивать собственную точку зрения);
- Любознательность (проявлять интерес);
- Сложность мышления (исследование неизвестного, поиск
альтернатив);
- Воображение (интуиция, построение мысленных образов).
Цель: количественное исследование самооценки личности. Инструкция: «Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества». Обработка результатов. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
Этапы эксперимента Этапы Сроки проведения Основные задачи Формы и виды работ Ожидаемые результаты
1.Констатирующий
а)Выявление проблемы, обоснование её актуальности.
3месяца(июнь, июль, август2012г.)
Проанализировать научную литера-туру. Выделить необходимые аспекты.
Найти способы решения выявленной проблемы.
Работа с научной психолого-педагогической и методической литературой. Анализ. Получение информации по данной проблеме, способах её возможных решений.
б)Разработка программы.
Разработать программу, опираясь на полученную информацию из изученной литературы(определение понятий,условия, псих. особенности, формы и методы и.т.д.); специфику учебной образовательной программы, на основе практического педагогического опыта; требованиям ФГОС .
Изучение методической литературы, содержащей описание различных методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста, выявление новых форм и технологий интересных заданий, способов организации деятельности, анализ собственного опыта, Составление тематического планирования. Программа «Креатив-ный ребёнок»:тематическое планирование, приёмы и задания, пояснительная записка к программе с описанием возможных форм организации деятельнос-ти.
в)Создание условий для проведения эксперимента.
В течение всего эксперимента
Обеспеченить психологический комфорт, организовывать разнообразные виды деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Положительный настрой на детельность,доброжелательная обстановка, организация проектной деятельности, особое построение уроков, организация занятий при необходимости после уроков. Создание комфортных благоприятных условий.
г)Проведение срезов(входная диагностика) до начала эксперимента.
1неделя сентября2012г.
Протестировать младших школьников 2«В» класса для определения исходного уровня креативности по описанным выше методикам. Диагностика. Получение первоначальных результатов.
2.Формирующий
а)Проведение эксперимента, отслеживание результатов.
б)Оценка и анализ результатов эксперимента.
9месяцев(сентябь 2012-май2013)
Май 2013-1 неделя Провести эксперимент по реализации прог-раммы «Креативный ребёнок», наблюдая, отслеживая резуль-таты.
Оценить и проанализировать результаты эксперимента. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Проведение уроков и занятий во внеурочное время по разработанной программе. На уроке и занятиях использовались задания,приёмы, по разработанному плану,направлен-ные на реализацию поставленных задач в соответствии с целью.
Использование диагностических методов.Анализ ситуацииСоотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Повышение уровня творческой активности, показателей креативности по сравнению с первоначальныыми исходными данными.
Выводы: В ходе проведения занятий по программе «Креативный ребенок», у обучающиеся 2 «В»класса в отличие от первоначальных диагностических данных, наблюдались изменения в творческой активности, эмоциональном состоянии, в творческом отношении к делу. Программа построена в соответствии с принципами развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу) и концепцией поуровневого развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн), что позволило раскрыть психологические особенности формирования креативности младших школьников. Программа рассчитана на младших школьников 7-11 лет и состоит из творческих заданий, игр и упражнений. Задания подбирались по принципу открытости, то есть большинство упражнений предполагали несколько вариантов ответов. Разработанная нами программа, а также наблюдения и беседы позволили существенным образом изменить уровень креативности в сторону увеличения. Выявленная динамика отражает правильность созданных условий развития креативности..
8