Конспект урока: Изменение имён существительных по падежам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Пятаева Елена Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: ___3__класс____

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам

Тип урока: урок открытия «новых знаний»

Цель:

· познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в предложении.

  • Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.

  • Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.

  • Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.

  • УУД:
  • Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Предметные: знакомится с падежными вопросами и вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по падежам.
  • Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.
  • Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.

Технологическая карта

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Актуализировать

требования к ученику

со стороны учебной

деятельности; создание условий

для возникновения у

учеников внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность

Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!

- Оцените свою готовность к уроку.

Включение учащихся в деятельность
Настрой на урок.
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Мотивировать учащихся на изучение темы.

1.Чистописание.

Учитель:
- Угадайте, какую букву будем писать? Послушайте:
Без него не написать
День и тень, лень и пень
Этот очень хитрый знак
Нам известен -…

- Подготовим руки к письму. Гимнастика для пальчиков
- Напишите по образцу букву и ее соединения.

2. Словарно - орфографическая работа
Диктант - цепочка.
Мороз, метель, снегопад,
Шубка, снеговик, лед,
Снегирь, лыжник, северный.
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?

Ответ учащихся:
- Мягкий знак.

- Какую работу может выполнять «ь»?
Ответы:
- Показывает мягкость согласного.
- Служит разделительным мягким знаком и отделяет согласную от гласной

Выполняют пальчиковую гимнастику

Выполнение работы.

(Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное).

Самопроверка.


Предметные УУД:
понимать задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На доске записано стихотворение из передачи «Радио-няня».

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый (кот),

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от (кот).

А теперь и за версту

Не приблизится к (кот).

Крыса старая - и та,

Видя грозного (кот),

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с (кот).

Там сидит в темноте,

Вспоминает о (кот).

- Прочитайте стихотворение. Раскройте скобки, поставив слово «кот» в нужную падежную форму.

- Почему каждый пропуск слова требует определённой формы?

- Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? (Только в нужной форме имена существительные могут быть в предложении.)

В русском языке 6 падежей. Слово падеж произошло из латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что слова, употреблённые в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей, кроме Т.и П., происходят от латинских и представляют их дословный перевод.

И.п.- имя предмета.

Р.п. - полученный от рождения.

Д.п - от слова «дать» кому-то.

В.п. -предмет является причиной, вызывающей само действие.

Т.п. -связан с глаголом «творить».

П.п. - без предлога не употребляется.

Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком - 4, а у финнов - 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для слуха иностранца. А ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, красиво и грамотно.

- Сформулируйте учебную задачу.

Отвечают на вопросы учителя.

- Научиться применять полученные знания

Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные -
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.

1. Рассмотрите таблицу падежей в учебнике. Работают в учебнике .рассматривают таблицу падежей. (с. 4).










Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило



Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.

(Коммуникативные УУД).

2.Обратитте внимание о каких вспомогательных словах написано в рубрике «Это важно знать». Динамическая пауза

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Давайте, ребята, немного отдохнём. Выполнение физминутки.


5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Объяснение задания - 1. Выполнение (упр. 264).

в учебнике с опорой на таблицу). Коллективный разбор.

2. Чтение алгоритма «Как определять падеж имени существительного» в учебнике.















Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника
искать и выделять необходимую информацию

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Проверка.

Дети выполняют задания в паре

(упр. 265).



Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения падежей им. сущ.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

7.Включение в систему знаний и повторения

Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

На доске записаны предложения:

Птенец выпал (откуда? из чего?) из гнезда.

Вскоре мы добрались (куда? до чего?) до берега.

Определите падежи выделенных сущ.

Определяют падежи.

Свои выводы сверяйте с таблицей.

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формирование умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- Заканчивается наш урок.
- Сколько падежей есть в русском языке? Назовите их.
- Какие задания вам было легко выполнять?
- Что было трудно?

- Кого можно отметить за работу на уроке?
- А как вы работали на уроке?

домашнего задания».

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.



Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

Домашнее задание:

Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.

Выучить названия падежей имён существительных и падежные вопросы с.4, упражнение 267;

- Молодцы! Спасибо за урок.

Запись дом.задания.

Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют

степень трудности задания для

себя. (Личностные УУД)


© 2010-2022