Выступление на тему «Групповая и парная работа на уроках литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Групповая и парная работа на уроках литературного чтения». Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая работа может быть однородной и предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, и дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. В качестве подготовительной работы на уроках литературного чтения я использовала этап «Речевая разминка».

Как на горке на пригорке

Жили 33 Егорки.

  1. Егорка, 2- Егорка… 33- Егорка

Учащиеся работали над текстом в несколько этапов. 1 этап- индивидуальная работа. Дети проговаривали и заучивали текст. 2 этап - парная работа. Учащиеся проверяли друг друга, готовились к парному ответу. 3 этап - групповая работа. Дети рассказывал текст четверками, по рядам. По вариантам и т.д. В процессе чего учились слышать друг друга.


Работа в парах Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить детей - это проверять друг друга. На уроке литературного чтения это можно сделать на этапе «Проверка домашнего задания». Например, при прочтении стихотворения наизусть, мы прослушали трех учеников, обсудили их прочтение, выставили отметки и прокомментировали их. Затем эти учащиеся становятся «экспертами», они получают листочки в которых выставляют отметки одноклассникам (Таблица 1). Задача детей подойти к каждому «эксперту», рассказать стихотворение, получить отметку и комментарий.

Таблица 1 Ф.И. эксперта № п\п. Ф.И. отвечающего Отметка
В ходе данной работы дети учатся не только оценивать друг друга, но и делать это осмысленно, в корректной форме обосновывать свое решение. Чтобы учащиеся могли почувствовать себя и в роли отвечающего и роли проверяющего, в следующий раз я предложила им самостоятельно выбрать тех учащихся кому бы им хотелось рассказать стихотворение. (Таблица 2)

Таблица 2 Дата__________________ Ф.И._____________________ Название стихотворения_______________________________ № п.п Ф.И. проверяющего Отметка Роспись 1


2


3



Общая отметка учителя: _______________ (Шаварина О.В.) ________ При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Групповая работа Класс делится на группы (тройки, четверки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям. При изучении стихотворения Даниила Хармса «Очень вкусный пирог» каждая группа получила одинаковые задания:

  1. Восстановить порядок стихотворения (группе раздаю чистый лист бумаги и разрезанное стихотворение).



Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый пирог Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту съел Я захотел устроить бал И я гостей к себе позвал Я ждал, пока хватило сил, Но что-то гости не идут Когда же гости подошли, То даже крошек не нашли. Потом кусочек откусил Пирог, ножи и вилки тут,

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе позвал

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не идут

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.


  1. Придумать название стихотворению.
  2. Сделать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту стихотворения.
  3. Выразительно прочитать стихотворение.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.



5


© 2010-2022