- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на тему «Групповая и парная работа на уроках литературного чтения»
Выступление на тему «Групповая и парная работа на уроках литературного чтения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаварина О.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Групповая и парная работа на уроках литературного чтения». Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая работа может быть однородной и предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, и дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. В качестве подготовительной работы на уроках литературного чтения я использовала этап «Речевая разминка».
Как на горке на пригорке
Жили 33 Егорки.
-
Егорка, 2- Егорка… 33- Егорка
Работа в парах Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить детей - это проверять друг друга. На уроке литературного чтения это можно сделать на этапе «Проверка домашнего задания». Например, при прочтении стихотворения наизусть, мы прослушали трех учеников, обсудили их прочтение, выставили отметки и прокомментировали их. Затем эти учащиеся становятся «экспертами», они получают листочки в которых выставляют отметки одноклассникам (Таблица 1). Задача детей подойти к каждому «эксперту», рассказать стихотворение, получить отметку и комментарий.
Таблица 1 Ф.И. эксперта № п\п. Ф.И. отвечающего Отметка
В ходе данной работы дети учатся не только оценивать друг друга, но и делать это осмысленно, в корректной форме обосновывать свое решение. Чтобы учащиеся могли почувствовать себя и в роли отвечающего и роли проверяющего, в следующий раз я предложила им самостоятельно выбрать тех учащихся кому бы им хотелось рассказать стихотворение. (Таблица 2)
Таблица 2 Дата__________________ Ф.И._____________________ Название стихотворения_______________________________ № п.п Ф.И. проверяющего Отметка Роспись 1
2
3
Общая отметка учителя: _______________ (Шаварина О.В.) ________ При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Групповая работа Класс делится на группы (тройки, четверки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям. При изучении стихотворения Даниила Хармса «Очень вкусный пирог» каждая группа получила одинаковые задания:
- Восстановить порядок стихотворения (группе раздаю чистый лист бумаги и разрезанное стихотворение).
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый пирог Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту съел Я захотел устроить бал И я гостей к себе позвал Я ждал, пока хватило сил, Но что-то гости не идут Когда же гости подошли, То даже крошек не нашли. Потом кусочек откусил Пирог, ножи и вилки тут,
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе позвал
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не идут
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел
Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли.
- Придумать название стихотворению.
- Сделать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту стихотворения.
- Выразительно прочитать стихотворение.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
5