- Преподавателю
- Начальные классы
- «Лес – кладовая природы»
«Лес – кладовая природы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.Е. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Организационный момент.
(Вступительное слово ученицы Зайцевой Евгении)
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит...
Белоусов И.А.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас! Ученики: - С чем? Учитель: Сегодня 21 марта Международный день леса и Всероссийский день знаний о лесе. И тема нашего урока «Лес - кладовая природы».
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы обучающихся) - Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о природе, о лесе. Лес - это наше богатство. Он нас кормит, поит, одевает, обогревает. А теперь давайте отправимся в виртуальную на прогулку по лесу. (Видеоролик - 5 минут)
- Ребята, а вы знаете, что лес - это кладовая природы? (Ответы обучающихся) - А как вы понимаете слово «кладовая»? (Ответы обучающихся) Учитель: - А Стас узнал более точную информацию из нескольких источников. Стас:
-
Толковый словарь Ожегова.
- Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
перен. Средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.
-
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
- Этимологический словарь Крылова
Учитель: - Итак, ребята, цель нашего сегодняшнего урока узнать, почему лес называю «кладовой природы»?
- Усвоение новых знаний.
- Лесные грибы.
Шляпка сначала колокольчатая, затем плоско-выпуклая, светло-зеле ная, желтовато-буро-оливковая, белая. В середине обычно более темная, с шелковистым блеском, в сырую погоду слизистая, иногда с белыми хлопьями по поверхности. Мякоть белая, тонкая, без запаха и вкуса. Пластинки белые, частые, споры белые. Ножка белая, иногда с желтым оттенком, в основании (клубне) утолщенная, окруженная белым чашковидным влагалищем (вольвой). Кольцо на ножке белое, полосатое. Бледная поганка содержит сильные яды, которые не разрушаются при отваривании и жареньи. Гриб смертельно ядовит. Признаки отравления появляются не сразу, а через 8-12, иногда через 20-40 ч после принятия пищи. Неопытные грибники могут спутать этот ядовитый гриб с шампиньоном, который отличается от бледной поганки отсутствием клубневидного утолщения у основания ножки и бледно-розовыми или темными пластинками. На светло-зеленую поганку чуть похожа и зеленая сыроежка, но у нее нет утолщения у основания ножки и бахромчатого утолщения на ножке.
2 - й обучающийся: Мухомор красный. Это менее ядовитый мухомор по сравнению с другими. Растет почти во всех лесах с июля до поздней осени.
Шляпка ярко-красная или красно-оранжевая, с частыми белыми хлопьями, сначала шаровидная, затем плоская. Мякоть белая, слегка клейкая, с неприятным запахом. Пластинки белые, широкие, частые, не приросшие к ножке. Ножка белая, внутри полая, у основания имеет клубневидное вздутие, в верхней ее части находится кольцо в виде воротничка.
Симптомы случайного отравления появляются раньше, чем от других мухоморов; он смертельно не опасен, но ядовит.
3-й обучающийся: Серно-желтый опенок (ложноопенок, ложный опенок). Одновременно с появлением лет него опенка начинает расти и его двойник - ложноопенок. Его можно увидеть на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях и около них с июня до осени, в основном большими скоплениями.
Шляпка у молодого опенка выпуклая, позднее становится распростертой, желтоватого, желто-бурого цвета, к центру темней, по краям светлей. Мякоть серно-желтая, горькая. Пластинки сначала серно-желтые, позднее черно- оливковые, приросшие к ножке. Ножка ровная, полая, серно-желтая.
Собирая опята, будьте внимательны и помните - у съедобного летнего опенка пластинки беловатые, кремовые, а у серно-желтого черно-оливковые.
- Физкультминутка:
- Лесные ягоды.
Учитель: - Немного размялись… Поговорили про грибы, а про ягоды не забыли? Нет? Отгадайте загадки, но загадки не простые, а ягодные.
-
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)
-
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? - С... (малиной)
-
Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай! (Черника)
-
Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)
-
Ягода чёрная - да не черника,
Куст колючий - да не малина. (Ежевика)
-
Лекарственные растения леса.
Звучит фонограмма "Голоса леса".
Учитель: - Лес полон прекрасных чудес. Представьте, что мы на лесной поляне. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут ребята на экскурсию или в лес за грибами - и вдруг кто-нибудь натрет ногу или поранит ее. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти, и аптеки поблизости нет. Как мы быть?
(Ответы обучающихся) Обучающийся: - В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ использовал травами для лечения всяких болезней.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Учитель: - Давайте же познакомимся с этими замечательными растениями.(Видеоролик - 4 минуты).
- Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это - берёза, липа, сосна, ель, ива, ольха, тополь и многие другие. - А сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось.
(Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).
-
Итог урока. Выставка работ.
Учитель: - В начале урока мы с вами поставили цель - узнать, почему лес называю «кладовой природы»? Вот теперь, узнав так много о богатствах леса, вы сможете ответить на этот вопрос. Обучающиеся: - Лес - это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и источник лекарственного сырья. - Он приносит много пользы для человека. Вывод: - Если заглянуть в закрама этого природного сообщества, то каждый из нас найдёт для себя много полезного - это лекарственные травы, сочные ягоды, душистые грибы и многое - многое другое.
Я узнал …
Меня удивило …
Я задумался над …
Я научился …
Мне пригодится …
Я смогу …