«Лес – кладовая природы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Организационный момент.

(Вступительное слово ученицы Зайцевой Евгении)

В лесу

Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду

Запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен

Их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны

Песню мою.

Сквозь ветви густые

Солнце глядит;

Зяблик в ответ мне

Песней звенит...

Белоусов И.А.


Учитель: - Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас! Ученики: - С чем? Учитель: Сегодня 21 марта Международный день леса и Всероссийский день знаний о лесе. И тема нашего урока «Лес - кладовая природы».

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы обучающихся) - Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о природе, о лесе. Лес - это наше богатство. Он нас кормит, поит, одевает, обогревает. А теперь давайте отправимся в виртуальную на прогулку по лесу. (Видеоролик - 5 минут)
- Ребята, а вы знаете, что лес - это кладовая природы? (Ответы обучающихся) - А как вы понимаете слово «кладовая»? (Ответы обучающихся) Учитель: - А Стас узнал более точную информацию из нескольких источников. Стас:
  1. Толковый словарь Ожегова.

Кладовая - помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Или: место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности Пример: Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод).
  1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Кладовая а) Помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т.п. б) Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т.п.) у животных.

перен. Средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.


  1. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

- КЛАДОВАЯ, кладовой, ж. Помещение для хранения съестных припасов и др. предметов домашнего обихода. - Комната для хранения товаров, ценностей и другого имущества.
  1. Этимологический словарь Крылова
Кладовая По происхождению является прилагательным. Образовано от кладь (клад).
Учитель: - Итак, ребята, цель нашего сегодняшнего урока узнать, почему лес называю «кладовой природы»?
  1. Усвоение новых знаний.
  1. Лесные грибы.
Учитель: - Итак, как вы думаете, что лежит в этой кладовой? (Ответы обучающихся) - Всё, что вы назвали верно. Это - грибы, ягоды, орехи, лечебны травы и многое другое. - Перечислите грибы, которые растут в лесу. (Ребята перечисляют) А теперь по фотографиям попробуйте узнать эти грибы. - Какие вы молодцы! - Как вы думаете, ребята, а все ли грибы модно есть? Обучающиеся: - Нет. Учитель: - Вы правы. Есть грибы не съедобные, а есть и ядовитые. Некоторые ребята приготовили сообщения про ядовитые грибы. 1- ый обучающийся: Бледная поганка. Растет в хвойных и широколиственных лесах с июля до осенних заморозков, одиночно и группами.
Шляпка сначала колокольчатая, затем плоско-выпуклая, светло-зеле ная, желтовато-буро-оливковая, белая. В середине обычно более темная, с шелковистым блеском, в сырую погоду слизистая, иногда с белыми хлопьями по поверхности. Мякоть белая, тонкая, без запаха и вкуса. Пластинки белые, частые, споры белые. Ножка белая, иногда с желтым оттенком, в основании (клубне) утолщенная, окруженная белым чашковидным влагалищем (вольвой). Кольцо на ножке белое, полосатое. Бледная поганка содержит сильные яды, которые не разрушаются при отваривании и жареньи. Гриб смертельно ядовит. Признаки отравления появляются не сразу, а через 8-12, иногда через 20-40 ч после принятия пищи. Неопытные грибники могут спутать этот ядовитый гриб с шампиньоном, который отличается от бледной поганки отсутствием клубневидного утолщения у основания ножки и бледно-розовыми или темными пластинками. На светло-зеленую поганку чуть похожа и зеленая сыроежка, но у нее нет утолщения у основания ножки и бахромчатого утолщения на ножке.
2 - й обучающийся: Мухомор красный. Это менее ядовитый мухомор по сравнению с другими. Растет почти во всех лесах с июля до поздней осени.
Шляпка ярко-красная или красно-оранжевая, с частыми белыми хлопьями, сначала шаровидная, затем плоская. Мякоть белая, слегка клейкая, с неприятным запахом. Пластинки белые, широкие, частые, не приросшие к ножке. Ножка белая, внутри полая, у основания имеет клубневидное вздутие, в верхней ее части находится кольцо в виде воротничка.
Симптомы случайного отравления появляются раньше, чем от других мухоморов; он смертельно не опасен, но ядовит.
3-й обучающийся: Серно-желтый опенок (ложноопенок, ложный опенок). Одновременно с появлением лет него опенка начинает расти и его двойник - ложноопенок. Его можно увидеть на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях и около них с июня до осени, в основном большими скоплениями.
Шляпка у молодого опенка выпуклая, позднее становится распростертой, желтоватого, желто-бурого цвета, к центру темней, по краям светлей. Мякоть серно-желтая, горькая. Пластинки сначала серно-желтые, позднее черно- оливковые, приросшие к ножке. Ножка ровная, полая, серно-желтая.
Собирая опята, будьте внимательны и помните - у съедобного летнего опенка пластинки беловатые, кремовые, а у серно-желтого черно-оливковые.
  1. Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели. Бабочки летали, крыльями махали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли, и немножечко устали.
  1. Лесные ягоды.

Учитель: - Немного размялись… Поговорили про грибы, а про ягоды не забыли? Нет? Отгадайте загадки, но загадки не простые, а ягодные.

  1. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)


  1. Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай? - С... (малиной)


  1. Ягодка нежная

Прячется в валежнике,

Сине-черная сладкая,

Смотрит украдкою.

Рви да знай -

Руки не замарай! (Черника)


  1. Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)


  1. Ягода чёрная - да не черника,

Куст колючий - да не малина. (Ежевика)


  1. Лекарственные растения леса.

Звучит фонограмма "Голоса леса".

Учитель: - Лес полон прекрасных чудес. Представьте, что мы на лесной поляне. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут ребята на экскурсию или в лес за грибами - и вдруг кто-нибудь натрет ногу или поранит ее. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти, и аптеки поблизости нет. Как мы быть?
(Ответы обучающихся) Обучающийся: - В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ использовал травами для лечения всяких болезней.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Учитель: - Давайте же познакомимся с этими замечательными растениями.(Видеоролик - 4 минуты).


- Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это - берёза, липа, сосна, ель, ива, ольха, тополь и многие другие. - А сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось.

(Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).


  1. Итог урока. Выставка работ.

Учитель: - В начале урока мы с вами поставили цель - узнать, почему лес называю «кладовой природы»? Вот теперь, узнав так много о богатствах леса, вы сможете ответить на этот вопрос. Обучающиеся: - Лес - это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и источник лекарственного сырья. - Он приносит много пользы для человека. Вывод: - Если заглянуть в закрама этого природного сообщества, то каждый из нас найдёт для себя много полезного - это лекарственные травы, сочные ягоды, душистые грибы и многое - многое другое.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

© 2010-2022