Звук и буква Ц

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по обучению грамоте

Хамзаева Д.К. учитель подготовительного класса сш.Шыганак

Тема: Звук (ц). Буквы Цц. В цирке.

Цель: Уточнить произношение звука (ц) определить его наличие в слове;

Познакомить с буквами Ц, ц. Совершенствовать звуковой анализ, умение подбирать картинки к схемам слов. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепить умение составлять предложения из слов. Совершенствовать навык чтения. Воспитывать эмоциональный отклик на предлагаемый сюжет занятия.

Ход занятия

-Ребята сегодня мы с вами отправимся в цирк и познакомимся с новым звуком. Но на представление мы с собой возьмем нашего маленького друга, а как его зовут вы узнаете если отгадаете загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки. ( Цыпленок)

-Давайте назовем нашего цыпленка «Цып». Отправимся мв с вами в цирк пешком. Чтобы не было скучно нам в дороге давайте проведем умственную разминку:

-Что такое предложение?

-Из чего состоит предложение?

-Как вы понимаете выражение «слова звучат»?

-На какие две группы делятся звуки?

-Как произносятся гласные звуки и каким цветом их обозначают?

-А как произносятся согласные звуки ?

-Каким цветом они обозначаются?

-Вот мы и подошли к зданию цирка ( выставляю картинку цирка)

-Посмотрите какой он красивый и большой.

- Ребята «цирк» это место где выступают артисты: клоуны,жонглеры, дрессировщики.

-Цирк,цыпленок,Цып

-Какой первый звук вы слышите в этих словах?

- Вы наверное догадались с каким интересным звуком мы с вами познакомимся?

Артикуляция звука.

-Давайте произнесем звук «Ц»: когда мы произносим звук (ц), губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прижимается к «бугоркам за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук(ц).

-Гласный или согласный этот звук?

-Приложите руки тыльной стороной ладони к подбородку и произнесите.

-Голос звенит ? (Нет)

- Звонкий или глухой? ( Глухой)

-А еще ребята он всегда твердый.

-Итак представление начинается. А представление там ведут:

Две длинноногих тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли

Они зовутся…..(цапли)

-Кто такие цапли? Где живут? Чем питаются?

-Сколько слогов в слове «цапли»?

-Назовите первый слог, второй?

Звуковой анализ слова «цапли»

Цапли пригласили на арену скворца-жонглера. Он будет бросать вам слова,

А вы ловите только те, в которых есть звук (ц)

Игра «Поймай звук» (лист,огурец,замок,колодец,,палец и т.д.)

Аплодисменты скворцу.

А вот одна из цапель берет волшебную палочку и в словах появляется звук (ц). Предмет из большого превращается в маленький. Она говорит «дерево» и оно превращается в «деревце». Давайте и вы превратитесь в волшебников, превратите предмет из большого в маленький:

Масло- маслице

Блюдо-блюдце

Болото-болотце

Окно-оконце

Одеяло-одеяльце

Тело-тельце

Платье-платьице

Цапли объявляют следующего участника цирковой программы. Отгадайте кто это?

Пушистый комок

От волка скок. (заяц)

Заяц с завязанными глазами может рассказать про любую букву.

Знакомство с буквой.

-Какую букву принес заяц? (Ц) ( стих про букву «Ц»)

-Какая буква у цапли слева? (большая)

-У цапли справа?(маленькая)

-Большая и маленькая буквы похожи?

-Чем же они отличаются?

-На что похожа буква «Ц»

-Давайте ее нарисуем. (показываю на доске)

-Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе,на ладошке. Сколько элементов в той букве?

На парет перед вами полоски бумаг, выложите букву «Ц» с помощью этих полосок. (дети выкладывают букву).

Физминутка ( по выбору детей)

-А вот и дрессированная собачка по кличке «Цыбик». Она умеет составлять и читать не только слоги и слова, но и находить звук (ц) в словах.

Игра «Разноцветные карзиночки»

- Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы должны ее прочитать, определить место звука и положить в нужную карзинку.

- В « красную» карзинку нужно положить слова в которых звук «ц» находится в начале слова, в « желтую», слова в которых звук «ц» находится в середине слова. А в зеленую- те слова в которых звук «ц» находится в конце слова.

( раздаю карточки со словами)

-Ура! Клоун Цыбулька!

-Кого он изображает? ( показываю рисунок)

- Но это не все! Он еще отлично жонглирует! Из подброшенных слов составляет предложение ( живут болоте на цапли). Дети составляют предложения и схемы к ним.

Цыпу так понравилось представление, что он решил тоже выступить! Он сумел найти и соединить слоги с картинками: пуговица,полотенце,кольцо,яйцо,овца,зайцы,птицы; слоги-ца,цо,цы,це.

- Браво Цып! Браво ребята! Апплодисменты!

-И так ребята нам пора возвращаться.

- Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали?

- С каким звуком познакомились?

- Кто сегодня выступал в цирке?



© 2010-2022