- Преподавателю
- Начальные классы
- Звук и буква Ц
Звук и буква Ц
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хамзаева Д.К. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по обучению грамоте
Хамзаева Д.К. учитель подготовительного класса сш.Шыганак
Тема: Звук (ц). Буквы Цц. В цирке.
Цель: Уточнить произношение звука (ц) определить его наличие в слове;
Познакомить с буквами Ц, ц. Совершенствовать звуковой анализ, умение подбирать картинки к схемам слов. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепить умение составлять предложения из слов. Совершенствовать навык чтения. Воспитывать эмоциональный отклик на предлагаемый сюжет занятия.
Ход занятия
-Ребята сегодня мы с вами отправимся в цирк и познакомимся с новым звуком. Но на представление мы с собой возьмем нашего маленького друга, а как его зовут вы узнаете если отгадаете загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки. ( Цыпленок)
-Давайте назовем нашего цыпленка «Цып». Отправимся мв с вами в цирк пешком. Чтобы не было скучно нам в дороге давайте проведем умственную разминку:
-Что такое предложение?
-Из чего состоит предложение?
-Как вы понимаете выражение «слова звучат»?
-На какие две группы делятся звуки?
-Как произносятся гласные звуки и каким цветом их обозначают?
-А как произносятся согласные звуки ?
-Каким цветом они обозначаются?
-Вот мы и подошли к зданию цирка ( выставляю картинку цирка)
-Посмотрите какой он красивый и большой.
- Ребята «цирк» это место где выступают артисты: клоуны,жонглеры, дрессировщики.
-Цирк,цыпленок,Цып
-Какой первый звук вы слышите в этих словах?
- Вы наверное догадались с каким интересным звуком мы с вами познакомимся?
Артикуляция звука.
-Давайте произнесем звук «Ц»: когда мы произносим звук (ц), губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прижимается к «бугоркам за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук(ц).
-Гласный или согласный этот звук?
-Приложите руки тыльной стороной ладони к подбородку и произнесите.
-Голос звенит ? (Нет)
- Звонкий или глухой? ( Глухой)
-А еще ребята он всегда твердый.
-Итак представление начинается. А представление там ведут:
Две длинноногих тети
Гуляют на болоте,
У них под носом капли
Они зовутся…..(цапли)
-Кто такие цапли? Где живут? Чем питаются?
-Сколько слогов в слове «цапли»?
-Назовите первый слог, второй?
Звуковой анализ слова «цапли»
Цапли пригласили на арену скворца-жонглера. Он будет бросать вам слова,
А вы ловите только те, в которых есть звук (ц)
Игра «Поймай звук» (лист,огурец,замок,колодец,,палец и т.д.)
Аплодисменты скворцу.
А вот одна из цапель берет волшебную палочку и в словах появляется звук (ц). Предмет из большого превращается в маленький. Она говорит «дерево» и оно превращается в «деревце». Давайте и вы превратитесь в волшебников, превратите предмет из большого в маленький:
Масло- маслице
Блюдо-блюдце
Болото-болотце
Окно-оконце
Одеяло-одеяльце
Тело-тельце
Платье-платьице
Цапли объявляют следующего участника цирковой программы. Отгадайте кто это?
Пушистый комок
От волка скок. (заяц)
Заяц с завязанными глазами может рассказать про любую букву.
Знакомство с буквой.
-Какую букву принес заяц? (Ц) ( стих про букву «Ц»)
-Какая буква у цапли слева? (большая)
-У цапли справа?(маленькая)
-Большая и маленькая буквы похожи?
-Чем же они отличаются?
-На что похожа буква «Ц»
-Давайте ее нарисуем. (показываю на доске)
-Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе,на ладошке. Сколько элементов в той букве?
На парет перед вами полоски бумаг, выложите букву «Ц» с помощью этих полосок. (дети выкладывают букву).
Физминутка ( по выбору детей)
-А вот и дрессированная собачка по кличке «Цыбик». Она умеет составлять и читать не только слоги и слова, но и находить звук (ц) в словах.
Игра «Разноцветные карзиночки»
- Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы должны ее прочитать, определить место звука и положить в нужную карзинку.
- В « красную» карзинку нужно положить слова в которых звук «ц» находится в начале слова, в « желтую», слова в которых звук «ц» находится в середине слова. А в зеленую- те слова в которых звук «ц» находится в конце слова.
( раздаю карточки со словами)
-Ура! Клоун Цыбулька!
-Кого он изображает? ( показываю рисунок)
- Но это не все! Он еще отлично жонглирует! Из подброшенных слов составляет предложение ( живут болоте на цапли). Дети составляют предложения и схемы к ним.
Цыпу так понравилось представление, что он решил тоже выступить! Он сумел найти и соединить слоги с картинками: пуговица,полотенце,кольцо,яйцо,овца,зайцы,птицы; слоги-ца,цо,цы,це.
- Браво Цып! Браво ребята! Апплодисменты!
-И так ребята нам пора возвращаться.
- Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали?
- С каким звуком познакомились?
- Кто сегодня выступал в цирке?