Метод проектов в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод проектов в начальной школе»


Е.В. Подвязкина,

учитель начальных классов

г. Воронеж, МБОУ Лицей «МОК №2»



Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительном изменяющемся мире постиндустриального общества, это и определяет его актуальность. И сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК "Планета знаний" (под общ. ред. И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике - с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. В каждом учебнике УМК "Планета знаний" предлагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале - это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах "Букваря" (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы "Алфавит" им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания: "Придумай свою азбуку на пальцах", "Составь "фруктовую" азбуку", "Театр живых букв", "Составь буквы из природных материалов". Это посильно для ученика-семилетки и очень почетно - работы начинающих были представлены на общешкольной выставке творческих работ учащихся. Особенно значимым этапом в этом отношении можно считать завершающий этап - презентацию, или защиту проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Некоторые темы проектов по УМК "Планета знаний" 1-й класс "Школа" "Одежда" "Растения" "Люди и их занятия" "Любимое число" "Симметрия" "Алфавит" "Загадки, считалки, скороговорки" "Сказки" "Русский язык - твой помощник" "Народное искусство" "Дизайн в нашей жизни" "Звук и цвет" "Полёт над музыкальным миром" "Глина - незаменимый помощник наших предков" "Волшебное оригами" 2-й класс "Знание - сила" "Мы живем в космосе" "Жизнь леса" "Наши питомцы" "Как хорошо уметь грамотно писать" "Устное народное творчество" "Мастерская слова" "Любимые писатели, произведения и герои" "Вычислительные машины" "Свойства площади"
3-й класс "Освоение воздушного пространства человеком" "Сохраним мир живой природы" "Физкультура и спорт" "Мой родной край" "Измерение времени" "Что такое масса" "Народные сказки" "Басни" "Проводники наших мыслей и чувств" "Строим слова и предложения" 4-й класс "Длина и её измерение" "Геометрические фигуры" "Используем средства языка при общении" "Язык мой - друг мой" "Авторские сказки" "Моя Родина"
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности. В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения: умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности; исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение; информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях; технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности; коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения; презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации; - рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле; - менеджерские: проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела. Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда "становятся лучшими друзьями". Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: многим школьникам проект интересен именно потому, что выполняется лишь при небольшой помощи руководителя, другим нравится самый интересный исследовательский этап проекта, а некоторые любят сам процесс обработки собранного материала и подготовки выхода проекта. По итогам выполнения проектов многие учащихся выше оценивают свои возможности и способности. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
Отслеживание результатов при использовании метода проектов на протяжении последних трех лет показало, что удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Метод проектов является наиболее эффективным способом формирования коммуникационной культуры личности, культуры, которая должна решить проблему построения общего пространства жизни и деятельности всех участников цивилизованного процесса. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности. Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.
Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.
Наибольший изначальный эффект метод проектов даёт тогда, когда его использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене, можно ожидать качественно новый образовательный продукт - личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать. Использованная литература: 1 . Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1. 2. Полат Е.С. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования. 3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - С. 52-55.























© 2010-2022