Наша Родина - Россия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дегтерёва Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №1

«Россия - наша Родина»

  1. Ход урока:

  1. Организационный момент - 1мин

2. Знакомство с планом урока.

Постановка целей и задач урока -2мин

3. Изучение нового материала -34мин

4. Подведение итогов урока - 7мин

5. Задание на дом -1мин

2. Знакомство с планом урока.

Постановка целей и задач урока.

ПЛАН УРОКА:

1. Наша страна - Россия.

2. Что такое поколение.

3. Роль различных поколений в истории нашей страны. Понятия «Родина» и «Отечество».

4. Духовные традиции и их роль в жизни семьи и общества.

Цели урока:

Образовательная

  1. Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Развивающая

  1. формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);

Воспитательная

1.Начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению

вопросов духовного наследия наших предков.

Задачи урока:

  1. Разобрать содержание понятия «поколение».

  2. Определить роль поколений в историческом развитии общества.

  3. Начать формирование в сознании учащихся понятия «Отечество», «Родина»

  4. Составить представление о содержании понятия «Духовные традиции», определить их роль в жизни общества.

  5. Познакомиться с терминами.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Презентация по теме.

  3. Интерактивная доска

  4. Выставка литературы по теме

3. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово учителя.

Учитель говорит о том, что в 5 классе, в курсе «Истории Древнего мира», они будут подробнее изучать вопросы возникновения религии и религиозных верований. Что религиозное сознание является неотъемлемой частью жизни всех народов проживающих на земле. Что в процессе своего развития у различных народов сформировались различные религии.

Использование цитаты С.Н. Булгакова слайд №4.

«Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом…»

Знакомство с содержанием религиозного учения позволяет глубже понимать культуру того народа, который её исповедует.



  1. Разобрать содержание понятия «поколение».

Слайд №6. История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 - 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.

Слайд №7.

Вопрос к классу: 1.как вы понимаете, что такое поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения.

Итак, мы приходим к выводу, что

Поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью

Вопрос к классу: Сколько поколений живы в вашей семье?

Завершается формирование понятия «Поколение» материалом слайда №8.

Ты и твое поколение - младшее поколение

Твои родители - старшее поколение

Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети - младшим поколением.

Разбирается понятие роли и значения поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом.

Вопрос к классу: Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?

После предположений, высказанных учащимися, разбирается деятельность старшего поколения и её мотивация. Используется слайд №10

«Учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»

Учитель обобщает: «Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»

Вопрос к классу: «Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?» Используется слайд №11

«А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?»

Используется слайд №12. Делается вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.

В этом заключается суть исторического развития.

Здесь начинается рай

Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.

- Что же, - нам скажут, - за диво
Сосны да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
- Все здесь святое, все Божье -
Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.

(Виктор Афанасьев)

- Как вы думаете, почему поэт говорит о России: здесь начинается рай?

Разбираются понятия «Отечество» и «Родина». Используются слайды №13, 14.

«Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды

  2. Здесь они учились, работали

  3. Они защищали землю, сохраняя её для нас

Сегодня в России восстанавливаются старые, строятся новые храмы.

Используются слайд №15

Диво дивное,
чудо чудное:
Пусть для Родины
время трудное, -
Но не сказкою,
не былинами
Белый храм встает
над руинами.
Божий храм встает
в волю вольную,
Ах, и песнь поет -
колокольную!..
До небес плывет
песня плавная -
Оживает Русь
Православная!

(Евгений Санин)

- А знаете ли вы о том, как Русь стала православной?
Родилась Русь Святая с дивного пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Христа Спасителя - апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать Божия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий и множество церквей созиждет Бог».

Спустя время, во времена князя Владимира приняли русские люди крещение, приняли христианскую веру, стали возводить храмы Божии, монастыри.

Защищали теперь от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную. Сам Господь помогал воинам-защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?



  1. Мы и наши дети будут здесь жить и работать

«Родина» потому что мы родились и живем здесь.

Учитель дает краткую характеристику (Используется слайд №16 -25): Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства.

Природа России разнообразна и сказочно богата.

Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.

Основное общественное сокровище России - её народы. Российская Федерация - самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.

Разбираются понятия «Духовные традиции» «Духовный человек». Используются слайды №26-32

Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.

Определение «традиции» разбирается с помощью слайда №27.

Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) - то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а что такое ценность?

Дети высказывают свои мнения. Учитель подводит их к правильной формулировке термина.

Ценность - какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. - всё это ценности.

Вопрос к классу: Являются ли для нас традиции ценностью?

После обсуждения переходим к изучению словосочетания «духовные традиции».

Вопрос к классу: что же означает термин «духовные»?

Вопрос к классу: Как вы понимаете слово «духовный»?

После короткого обсуждения, делаем вывод:

Духовный - внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.

Переходим к изучению понятия «духовный человек».

Какие правила в отношениях между людьми мы связываем со словом «Духовный»?

Содержание термина разбираем с помощью слайда №28.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным?

Определение разбираем с помощью слайда №29.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей?

Обобщаем ответы учащихся, используя слайд №30-32.

Вопрос к классу: Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях?

Разбираем содержание термина с помощью слайда №33 .

Учитель закрепляет материал, изученный детьми на уроке, повторяя новые термины и слова:

Вопрос к классу: С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?

Для закрепления используем слайд №34

Учитель подводит итоги урока с использованием слайда № 35. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побывали на первом уроке, посвященном изучению духовной культуры православия. Этот курс вы и ваши родители выбрали для знакомства с одной из трех мировых религий, которая называется - Христианство.

Учитель задает домашнее задание:

Домашнее задание: выучить термины, ответить на вопросы, стр.3 - 8

Литература:

 Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.

8


© 2010-2022