Урок русского языка Буквы е, ё, ю, я, и - их функция в слове. ( 1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

+

МКОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»

Черлакского муниципального образования Омской области

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове»

Учитель: Дядич Валентина Геннадьевна

Тема: «Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове»

Тип урока: открытие нового знания Цель для учителя: 1. Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с функцией гласных букв е,ё,ю,я ,обозначающих не только мягкость впереди стоящего согласного ,но и обозначающих два звука: в начале слова, после гласной, после ь знака.

2. Формирование умения слушать ,слышать определять количество букв и звуков в слове и делать выводы

3. Развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного каллиграфического письма

Цель для обучающегося:

Знать: о функции букв е, ё, ю, я в слове

Уметь: определять количество букв и звуков в слове

Научусь: соотносить количество звуков и букв.

Получу возможность научиться: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, пользоваться транскрипцией для обозначения звука буквой

Задачи: 1. Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике (звуки и буквы, обозначение звуков буквами, соотношение между звуками и буквами) 2. Научиться объяснять причины совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове

Результат деятельности Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха ,неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: формулировать и осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: анализировать работу товарищей и оценивать ее по правилам, определять общую цель и пути ее достижения принимать участие в работе парами и группами; проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха ,неуспеха в учебной деятельности Предметные: формировать умение определять количество букв и звуков в слове, различать запись звука и буквы , буква ,как знак звука, с использованием специального знака я -[а]-[ й а], формулировать вывод по результатам наблюдений

Методы и формы обучения

Частично - поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа

Оборудование: учебник русского языка, карточки, ноутбук.

Ход урока

Этапы урока

Задачи

Формирование

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 ЭТАП

ОГР.МОМЕНТ

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверка готовности к уроку

2 ЭТАП

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ



3 ЭТАП

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ



4 ЭТАП

ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

(Работа по учебнику

упр.6 с.60)









5 ЭТАП

ФИЗМИНУТКА









6 ЭТАП

ПЕРВИЧНОЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(Работа по учебнику

упр.7 с.60)



Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с функцией гласных букв е,ё,ю,я



Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике



Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике

(звуки и буквы, обозначение звуков буквами, соотношение между звуками и буквами



формировать умение определять количество букв и звуков в слове, различать запись звука и буквы , буква ,как знак звука, с использованием специального знака я[ а]-[ й а], формулировать вывод по результатам наблюдений

Развитие умения

самостоятельно анализировать, обобщать и делать вывод



развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе

(фронтальная работа )

формулировать учебную задачу в

сотрудничестве с учителем











развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе

(работа в группах)





(работа в парах)

На доске слова

ВЕРБА ЗЕМЛЯ РУЧЬИ

Е Е, Я ?

ЛЬЁТ

?

По какому принципу нужно вставить букву вместо вопросительного знака? Докажите.

Итак, какие буквы вставили место вопросительного знака?

Что общего у всех этих букв?

Какую роль играют эти буквы в слове?

Юла, ёжик, здоровье, подъём, поёт

весна, клюшка, мяч, слёзки

- Как вы думаете на какие 2 группы можно разделить данную запись? Докажите.

Определить в словах МЯЧ и ЮЛА количество букв и звуков

Давайте ,попробуем выяснить над какой проблемой будем работать на уроке?

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

- Вспомните ,почему в « Азбуке» эти буквы были расположены в два ряда?

- Какие особенности имеют буквы: Я,Ё,Ю,Е ?

- Как обозначаются звуки на письме?

Игра «если в слове есть гласный, который обозначает мягкость- хлопайте, а если 2 звука-приседайте, если не то ни другое молчите.

Слова для игры: птица, перьЯ, лес, капель, гроза, ландыш, подснежник, заЯц, волк, Юла, семьЯ, вьЁт

Рассмотри записи. Я - [ А] Ё- [ О] Ю -[ У] Е -[ Э]

Я<[ Й А] Ё< [ Й О] Ю<[ Й У] Е< [ Й Э]

В каких случаях буквы: Я Ё Ю Е показатель мягкости ?

Два звука?

В словах:

юла, ежик , поёт,

[йула] [йожык] [пойот]

Определить количество звуков и букв в словах:

1 группа: юла

2 группа: ёжик

3группа: поёт

Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием

ЗДОРОВЬЕ , ПОДЪЁМ

1обуч. -первое, 2обуч. -второе

Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием

Нужно вставить буквы И, Ё .

В 1 слове не выбрали букву А, потому что она обозначает твердость впередистоящего согласного, поэтому в слове ручьи и льёт вместо ? знака будут буквы И,Ё

Буквы Е,Ё,Ю,Я

- обозначают мягкость согласного, - 2 звука

1 группа: гласные -обозначающие два звука

- в начале слова

- после ь,ъ знака

-после гласного

2 группа: гласные -обозначающие мягкость согласного

1.Определить роль гласных: я, е, ё, ю в слове.

2. Определять количество звуков и букв в слове.

Вывод:

Буквы 1 ряда - обозначают твердость впередистоящего согласного звука

2 ряда - обозначают мягкость

2 особенности :

1)обозначают мягкость

2)Обозначают 2 звука

На письме звуки обозначаются буквами

Коричневый - хлопок,

черный- молчок,

фиолетовый-приседание.

- в слоге слиянии

-в начале слова

- после ь, ъ знака

-после гласного

Ю< [й у ] [йула] - 3 б, 4 зв.

Ё < [й о] [йожык] -4 б, 5 зв.

Ё < [й о] [пайот]- 4б, 5 зв. Зеленый, желтый, красный.

8 букв,8 звуков

6 букв,6 звуков

Вывод:

Зеленый, желтый, красный.

7 ЭТАП

ЧИСТОПИСАНИЕ

Откройте тетради запишите число

Ее Ёё Юю Яя

Ел еж юл як де ер ре ев ня

Ель, ёж, юла, якорь

Выполняют задание по чистописанию

смайлики

8 ЭТАП

СЛОВАРНАЯ РАБОТА



9 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(Работа по учебнику

упр.8, с.60)

Работа по карточкам



Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я.

Научиться объяснять причины совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове.



Работа в парах

Работа в группах

ДЕ-РЕВ-НЯ

Определите количество слогов. Поставьте ударение.

Что обозначают буквы : Е,Я в данном слове

Определите количество букв и звуков в слове.

Запишите новое словарное слово.

ДЕ-РЕВ-НЯ

Устно составьте предложение со словом деревня.

Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием

ПРОЧИТАЙ.

Запиши по одному слову в которых гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, Е,Ё,Ю,Я обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука

Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием

Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи ,что обозначает каждое слово.

[КАПЭЛ,] [ПЭР , ЙА] [ В , ЙОТ ]

Объясни, как будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.

Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием.

ВЫВОД:

3слога

2 слог -ударный

ГЛАСНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ

Мягкость впереди стоящего согласного

7 букв 7 звуков

Зеленый, желтый, красный.

Маяк, ежик ,ель.

Мяч, тётя, деревня.

Зеленый, желтый, красный.

КАПЕЛЬ, ПЕРЬЯ, ВЬЕТ

РЕФЛЕКСИЯ,ИТОГ.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Назовите задачи, поставленные в начале урока.

- Определите с помощью цветных кружков как справились с задачами, поставленными в начале урока.

- Кто уверен, что научился определять роль гласных е, ё, ю, я и количество букв и звуков в слове?

-Кому нужна помощь?

1.Определить роль гласных: я, е, ё, ю в слове.

2. Определять количество звуков и букв в слове

Зеленый, желтый, красный.

Приложения: плакаты слов

ВЕРБА ЗЕМЛЯ РУЧЬИ ЛЬЁТ

Е Е И ? ?

Слова с транскрипцией;

юла [й, у л а]

ё жик [й, о ж ы к]

п о ё т [п а й, о т]

БУКВЫ Я, Е, Ё, Ю ВЫПОЛНЯЮТ ДВЕ ФУНКЦИИ

Урок русского языка Буквы е, ё, ю, я , и - их функция в слове.( 1класс) уметь разборчиво писать -

первое правило вежливости.

В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ.


юла

здоровье

ёжик

подъём

поёт

весна

клюшка

мяч

слёзки





Урок русского языка Буквы е, ё, ю, я , и - их функция в слове.( 1класс)

© 2010-2022