- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Буквы е, ё, ю, я, и - их функция в слове. ( 1класс)
Урок русского языка Буквы е, ё, ю, я, и - их функция в слове. ( 1класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дядич В.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
+
МКОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»
Черлакского муниципального образования Омской области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове»
Учитель: Дядич Валентина Геннадьевна
Тема: «Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове»
Тип урока: открытие нового знания Цель для учителя: 1. Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с функцией гласных букв е,ё,ю,я ,обозначающих не только мягкость впереди стоящего согласного ,но и обозначающих два звука: в начале слова, после гласной, после ь знака.
2. Формирование умения слушать ,слышать определять количество букв и звуков в слове и делать выводы
3. Развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного каллиграфического письма
Цель для обучающегося:
Знать: о функции букв е, ё, ю, я в слове
Уметь: определять количество букв и звуков в слове
Научусь: соотносить количество звуков и букв.
Получу возможность научиться: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, пользоваться транскрипцией для обозначения звука буквой
Задачи: 1. Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике (звуки и буквы, обозначение звуков буквами, соотношение между звуками и буквами) 2. Научиться объяснять причины совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове
Результат деятельности Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха ,неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: формулировать и осуществлять решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: анализировать работу товарищей и оценивать ее по правилам, определять общую цель и пути ее достижения принимать участие в работе парами и группами; проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха ,неуспеха в учебной деятельности Предметные: формировать умение определять количество букв и звуков в слове, различать запись звука и буквы , буква ,как знак звука, с использованием специального знака я -[а]-[ й а], формулировать вывод по результатам наблюдений
Методы и формы обучения
Частично - поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа
Оборудование: учебник русского языка, карточки, ноутбук.
Ход урока
Этапы урока
Задачи
Формирование
УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1 ЭТАП
ОГР.МОМЕНТ
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Проверка готовности к уроку
2 ЭТАП
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
3 ЭТАП
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
4 ЭТАП
ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
(Работа по учебнику
упр.6 с.60)
5 ЭТАП
ФИЗМИНУТКА
6 ЭТАП
ПЕРВИЧНОЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
(Работа по учебнику
упр.7 с.60)
Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с функцией гласных букв е,ё,ю,я
Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике
Освоение учащимися первоначальных знаний о фонетике
(звуки и буквы, обозначение звуков буквами, соотношение между звуками и буквами
формировать умение определять количество букв и звуков в слове, различать запись звука и буквы , буква ,как знак звука, с использованием специального знака я[ а]-[ й а], формулировать вывод по результатам наблюдений
Развитие умения
самостоятельно анализировать, обобщать и делать вывод
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе
(фронтальная работа )
формулировать учебную задачу в
сотрудничестве с учителем
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе
(работа в группах)
(работа в парах)
На доске слова
ВЕРБА ЗЕМЛЯ РУЧЬИ
Е Е, Я ?
ЛЬЁТ
?
По какому принципу нужно вставить букву вместо вопросительного знака? Докажите.
Итак, какие буквы вставили место вопросительного знака?
Что общего у всех этих букв?
Какую роль играют эти буквы в слове?
Юла, ёжик, здоровье, подъём, поёт
весна, клюшка, мяч, слёзки
- Как вы думаете на какие 2 группы можно разделить данную запись? Докажите.
Определить в словах МЯЧ и ЮЛА количество букв и звуков
Давайте ,попробуем выяснить над какой проблемой будем работать на уроке?
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
- Вспомните ,почему в « Азбуке» эти буквы были расположены в два ряда?
- Какие особенности имеют буквы: Я,Ё,Ю,Е ?
- Как обозначаются звуки на письме?
Игра «если в слове есть гласный, который обозначает мягкость- хлопайте, а если 2 звука-приседайте, если не то ни другое молчите.
Слова для игры: птица, перьЯ, лес, капель, гроза, ландыш, подснежник, заЯц, волк, Юла, семьЯ, вьЁт
Рассмотри записи. Я - [ А] Ё- [ О] Ю -[ У] Е -[ Э]
Я<[ Й А] Ё< [ Й О] Ю<[ Й У] Е< [ Й Э]
В каких случаях буквы: Я Ё Ю Е показатель мягкости ?
Два звука?
В словах:
юла, ежик , поёт,
[йула] [йожык] [пойот]
Определить количество звуков и букв в словах:
1 группа: юла
2 группа: ёжик
3группа: поёт
Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием
ЗДОРОВЬЕ , ПОДЪЁМ
1обуч. -первое, 2обуч. -второе
Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием
Нужно вставить буквы И, Ё .
В 1 слове не выбрали букву А, потому что она обозначает твердость впередистоящего согласного, поэтому в слове ручьи и льёт вместо ? знака будут буквы И,Ё
Буквы Е,Ё,Ю,Я
- обозначают мягкость согласного, - 2 звука
1 группа: гласные -обозначающие два звука
- в начале слова
- после ь,ъ знака
-после гласного
2 группа: гласные -обозначающие мягкость согласного
1.Определить роль гласных: я, е, ё, ю в слове.
2. Определять количество звуков и букв в слове.
Вывод:
Буквы 1 ряда - обозначают твердость впередистоящего согласного звука
2 ряда - обозначают мягкость
2 особенности :
1)обозначают мягкость
2)Обозначают 2 звука
На письме звуки обозначаются буквами
Коричневый - хлопок,
черный- молчок,
фиолетовый-приседание.
- в слоге слиянии
-в начале слова
- после ь, ъ знака
-после гласного
Ю< [й у ] [йула] - 3 б, 4 зв.
Ё < [й о] [йожык] -4 б, 5 зв.
Ё < [й о] [пайот]- 4б, 5 зв. Зеленый, желтый, красный.
8 букв,8 звуков
6 букв,6 звуков
Вывод:
Зеленый, желтый, красный.
7 ЭТАП
ЧИСТОПИСАНИЕ
Откройте тетради запишите число
Ее Ёё Юю Яя
Ел еж юл як де ер ре ев ня
Ель, ёж, юла, якорь
Выполняют задание по чистописанию
смайлики
8 ЭТАП
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
9 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
(Работа по учебнику
упр.8, с.60)
Работа по карточкам
Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я.
Научиться объяснять причины совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове.
Работа в парах
Работа в группах
ДЕ-РЕВ-НЯ
Определите количество слогов. Поставьте ударение.
Что обозначают буквы : Е,Я в данном слове
Определите количество букв и звуков в слове.
Запишите новое словарное слово.
ДЕ-РЕВ-НЯ
Устно составьте предложение со словом деревня.
Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием
ПРОЧИТАЙ.
Запиши по одному слову в которых гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, Е,Ё,Ю,Я обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука
Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием
Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи ,что обозначает каждое слово.
[КАПЭЛ,] [ПЭР , ЙА] [ В , ЙОТ ]
Объясни, как будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.
Определите с помощью цветных кружков как справились с заданием.
ВЫВОД:
3слога
2 слог -ударный
ГЛАСНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ
Мягкость впереди стоящего согласного
7 букв 7 звуков
Зеленый, желтый, красный.
Маяк, ежик ,ель.
Мяч, тётя, деревня.
Зеленый, желтый, красный.
КАПЕЛЬ, ПЕРЬЯ, ВЬЕТ
РЕФЛЕКСИЯ,ИТОГ.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Назовите задачи, поставленные в начале урока.
- Определите с помощью цветных кружков как справились с задачами, поставленными в начале урока.
- Кто уверен, что научился определять роль гласных е, ё, ю, я и количество букв и звуков в слове?
-Кому нужна помощь?
1.Определить роль гласных: я, е, ё, ю в слове.
2. Определять количество звуков и букв в слове
Зеленый, желтый, красный.
Приложения: плакаты слов
ВЕРБА ЗЕМЛЯ РУЧЬИ ЛЬЁТ
Е Е И ? ?
Слова с транскрипцией;
юла [й, у л а]
ё жик [й, о ж ы к]
п о ё т [п а й, о т]
БУКВЫ Я, Е, Ё, Ю ВЫПОЛНЯЮТ ДВЕ ФУНКЦИИ
уметь разборчиво писать -
первое правило вежливости.
В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ.
юла
здоровье
ёжик
подъём
поёт
весна
клюшка
мяч
слёзки