Разработка урока-соревнования по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ


Тема : Ударение над гласной может сделать букву ясной.

(Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова)

Цели и задачи:

Обучающие:

1) закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне;

2) учить точно употреблять слова с безударными гласными в тексте, развивать орфографическую зоркость;

3) повторить алгоритм разбора слов по составу;

4) активизировать словарь по теме "Овощи";

5) формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных;

Развивающие:

1) развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;

2) развивать умение анализировать и делать выводы;

3) развивать интонационную выразительность речи;

4) развивать зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;

5) развивать умение строить предложения и текст;

Воспитывающие:

1) воспитание уважения к труду, чуткого отношения к природе.

2) активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования ;

3) пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах .

4) воспитание культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье.

Оборудование урока :

*презентация к данному уроку,

*буквы на магнитах "А", "О", "Е", "И", "Я".

*перфокарты по теме «безударные гласные»(для работы у доски)

*листы с заданиями для работы по группам;

*наборы кружочков(магнитиков) разного цвета ( для каждой группы ) .

*п. 6-задания приготовлены на доске.

*карточки: красная - для сильного ученика, желтая - средней трудности, синяя - лёгкое задание.

*магнитофон, диск.


Ход урока

Организация класса: класс делится на 3 подгруппы ( по рядам). Назначить капитанов команд.

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

1. Актуализация знаний. Чистописание.

- Внимание на экран! Слайд 2.

1. Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение в каждом слове. Комментируем.

2. Определите, в какой части слов пропущена буква.

(Буква пропущена в корне слова)

3. - Объясните пропущенные буквы.

(В слове линейка вставили букву "И", в слове лесной - "Е",

в слове водить - "О")

- Какие это буквы? (Они гласные)

- Что можно сказать об этих гласных? (безударные гласные в корне, требующие проверки)

2. Вступление.

Учитель:

-Сегодня мы повторяем большую тему: « Правописание безударных гласных в корне слова. Ударение над гласной может сделать букву ясной».

На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Слайд3.

- Мы отправляемся на воздушном шаре в "Путешествие за буквами-ловушками".

Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту (дети дуют).

3. Повторение. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель: Слайд 4.

- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Какое из этих слов является проверочным для остальных.

Дети:

- Слово бег является проверочным для остальных.

Учитель:

- Почему?

Дети:

- В корне слова гласная "Е" хорошо слышится, т.к. она ударная.

Учитель:

- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.

- Какие буквы вставили?

- Подведем итог. Чем отличаются проверочные слова от проверяемых?

Дети:

- В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная)

- Оцените работу вашей группы 1 2 3

(оценивают капитаны команд)

(на доске прикрепляются кружки: красный - отлично, желтый - хорошо, зелёный - нужно подтянуться)

Учитель :

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Ударение на гласной

Может сделать букву ясной

Слайд № 5

4. Учитель: - Капитаны, на пост наблюдения!

- Покажите цифрой номер строчки, в которой записаны только однокоренные слова.

1). Лётчик, летать, полёт, лето

2). Заморозит, морж, мороз, морозильник

3) Вода, водный, водяной, наводнение

(проверка: ненужные строчки исчезают)

Учитель:

- Назовите слова этой строчки, в которых безударные гласные в корне требуют проверки.

Дети:

- Вода, водяной, наводнение

Слайд №6

5. Учитель:

- Проверь слова, да не спеши, красиво, грамотно пиши .

-Покажите номер строчки, где во всех словах пропущена буква О.

1). В…лчата, г…лчата, з…йчата, к…злята

2). Р…дник, п…рник, н…чник, т…йник

3). С…сновый, д…ждливый, х…ровой, б…льной

(Проверка: ненужные строчки исчезают, в строке №3 появляются буквы О)

- Оцените работу вашей группы 1 2 3

(на доске прикрепляются кружки)

6. Учитель:

- Сейчас проведем физкульминутку для глаз "Нарисуй солнышко".

Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за лучиками солнышка.

Слайд №7, 8, 9

1

7. По одному ученику от каждой команды получают индивидуальные задания. Работают у доски.

1-й ученик работает с перфокартами .

Синяя карточка.

Какие слова второго столбика являются проверочными для слов первого столбика? Соедини линиями.

Ст… лы сад

с…ды стол

ст…на лес

л…са стены

гла… реки

р…ка глаза

Какая пара слов является лишней?

2-й ученик:

Красная карточка.

«Вставь пропущенные буквы, разберите слова по составу»

Выдумка, х…рошенький, покрышка, б…гуны, к…менистый, …реховый, переезд.

3-й ученик

Жёлтая карточка.

«Вставить буквы, рядом написать проверочные слова».

Покр…снел, зв…риный, м…стерская, к…рмушка, д…леко, ч…совщик, в…сёлые.

8. В это время:

Учитель:

- Сейчас вы будете работать в парах. Выполните тест.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

- Какие буквы вы поместили в кружочки?

(Дети называют буквы, а учитель помещает их на доску)

- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками?

(В словах с безударной гласной в корне)

(Для более слабых детей - карточки:

«Обведи в кружочек букву, которую нужно вставить»

М(а, о)лыши, с(а, о)ва, б(е, и)льчонок, гр(е, и)бы, п(и, я)тёрка.)

Слайд №11

9. Кроссворд ( на экране )

Разработка урока-соревнования по русскому языку

По горизонтали:

  1. Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (олень )

  1. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

(одуванчик )

3)Межи деревянные, а поля стеклянные. (окно )

4) Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит? (осина)

-Какое слово получилось в вертикальном столбце? (очки )

-Знаете ли вы, откуда оно произошло? (от устаревшего слова «око», «очи».)

-Какие орфограммы встретились в слове «очки»? (мигают)

Какие из данных в кроссворде слов можно проверить ударением? (окно)

А остальные? (надо запомнить).

А теперь проверим работу учеников у доски и оценим её. 1 2 3

10. Распределительный диктант.

- Записать слова под диктовку в 4 столбика с безударными:

о а и е

- Скрипит, старик, веселье, варенье, добряк, кричит, стрела, соринка.

Проверка: чтение столбиков по группам

Оценка 1 2 3

физкультминутка (Проводит ученик)

Слайд №12

11. На экране появляются слова:

1. ст…рик

2. гр…ница

3. зл…дей

4. з…рно

5. к…льцо

-Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква А.

(в словах номер 1, 2 появляется буква А)

-Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква О.

(в словах номер 3, 5 появляется буква О)

Слайд №13

Появляются слова :

1. в…сна

2. п…сьмо

3. оз…ро

4. св…нья

5. м…сной

-Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква Е.

(в словах номер 1, 3 появляется буква Е)

Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква И.

(в словах номер 2, 4 появляется буква И)

Оцените работу своей группы 1 2 3 4

Релаксация.

- Представьте, сто у вас в руках чудесный хрустальный шар. От падающего из окон света он переливается всеми цветами радуги.

(Ученики «поворачивают» в руках представляемый хрустальный шар).

- Пусть ваши мысли будут такими же ясными и чистыми.

Слайд №14

13.Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа получает по два листка с заданием. Написав одно слово, ученик передаёт листок следующему. Командиры проверяют и оценивают работу группы.

Изменить слова, обозначающие действия,

по образцу.

кормит - кормил

варит -

стонет -

лижет -

тащит -

машет -

топит -

Данные словосочетания заменить одним глаголом.

заниматься лепкой - лепить

наносить вред -

сделать подарок -

издавать крик -

испытать жалость -

излучать свет -

произвести выстрел -

Командиры групп оценивают свою работу 1 2 3

13. Работа с учебником.

- Откройте учебник, упр. 629.

- Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено?

- Прочитайте слова для справок. Назовите слова с безударными гласными, которые нужно проверять. Назовите словарные слова.

- Составьте предложения по картинке. Запишите одно предложение.

- Сейчас мы выслушаем по одному предложению от каждой группы. Подумайте: можно ли будет сказать, что получился небольшой рассказ? Почему?

Проверка по командам. Читают по одному предложению. (Можно ли сказать, что получился небольшой рассказ?).

14. Работа со словарными словами.

В нашем рассказе дети сажают деревья. А что делают люди весной в саду?

Слайды №15 - 19

- Семьдесят одежек и все без застежек. (капуста)

- За зеленый хохолок лису из норки поволок.(морковь)

- Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»(картофель)

- Растет на грядке ветка,

А на ней красные детки. (помидор)

- Какие слова вы записали? Что это за слова? (словарные слова)

Слайд №20

15. Историческая справка.

- У помидора два имени: помидор, томат. Его родина - Южная Америка. Там его величают томат, что значит «большая ягода». Это его первое имя. Плоды были желтые, мелкие, похожие на ягоды. Увидели их итальянцы и обрадовались: «Помидор!» (т.е. «Золотое яблоко!» «Золотое яблоко!»»») Так появилось знакомое нам имя помидор.

Европейцы сажали его для красоты в садах на клумбах, как цветы. Но нашелся такой смельчак - португалец. Он отведал золотистые плоды и стал всем советовать: ешьте, не бойтесь, вкусные, полезные! Так началось переселение помидора в огород.

16. Домашнее задание: Подготовить историческую справку о картофеле, капусте, или огурце.

17. Закрепление (если остаётся время).

1. Игра «Кто больше?»

Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. (пастух, снежинка, кричал, каменистая…)

Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.

Примечание: Можно провести игру наоборот : ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной .

18. Итог урока.

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:

«Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

А, О, Е, И, Я!»

19.Рефлексия: покажите смайлики, показывающие ваше отношение к прошедшему уроку.

20. подведение итогов работы групп.

- А теперь подведём итоги работы групп…

- Хотелось бы отметить….

21. Спасибо за внимание, до новых встреч!

8

© 2010-2022