Программа курса для дошкольников Развитие речи для детей 5 лет

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса « Развитие речи» для детей 5 лет.

Разработала программу : учитель начальных классов МАОУ « Лицей № 10» Белёва Анна Юрьевна



Пояснительная записка.
Актуальность разработки курса.
Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И что самое главное предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в лицеи или гимназии. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы. Программа по подготовке к обучению грамоте «Развитие речи» предназначена для работы с детьми 5 лет. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетиеским звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Целью данного курса занятий являются:

  • развитие звуковой культуры речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие звуко-буквенного анализа;
  • овладение навыком чтения;
  • формирование графических навыков.

Основными задачами данного курса по подготовке детей к обучению грамоте являются:
  • формирование запаса умений и знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • овладение навыками речевого общения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку. Специфика данной учебной программы обусловлена тем, что содержит упражнения не только на развитие речи, но и на развитие мышления, зрительно-пространственной ориентации, творческого воображения, внимания, памяти. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план Воскресной школы МАОУ «Лицей №10» для пятилетних детей. Данный курс является основой для успешного интеллектуального развития ребёнка. Курс рекомендован для подготовки пятилетних детей к школе. Данная программа построена в соответствии Федеральному Государственному образовательному стандарту общего начального образования. Формы организации учебного процесса: Программа предусматривает классно-урочную форму, проведение уроков продолжительностью 30 минут, индивидуальную и групповую работу на уроке, индивидуальные домашние задания.
Итоговый контроль: Оценка знаний и умений учащих проводится 2 раза за период обучения: в начале курса для выявления уровня развития ребёнка и в конце изучения курса для выявления уровня сформированости знаний, умений и навыков по данным направлениям.
Объём и сроки изучения: Программа рассчитана на проведение групповых занятий в классе по 30 минут 1 раз в неделю в объёме 24 часа.

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий
К концу обучения по данной программе определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
1. Личностные универсальные учебные действия: - оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; 2. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности: - удерживать цель деятельности до получения ее результата; - планировать решение учебной задачи: выстраивать и осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого; находить ошибки, устанавливать их причины; - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
3.Познавательные универсальные учебные действия: Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
4.Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); - характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Содержание дополнительной образовательной программы.


Основные задачи при работе - развитие звуко-буквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения - звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат - гласный, синий - твердый, зеленый - мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе - научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу - развитие звуко-буквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.






Календарно - тематическое планирование «Раз словечко-два словечко»

(1ч. в неделю, 26 ч.)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Оборудование

урока

Примечание

план

факт

  1. 1.

Звук и буква А

1





Звук и буква О

1





Звук и буква У, звук и буква М

1





Звук и буква Ы






Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ






  1. 2.

Знакомство со звуком и буквой С.

Чтение слогов и слов. Предложение. Звук и буква Н. Написание и чтение слов.

1





  1. 3.

Звук и буква И. Чтение слогов, слов, предложений

1





  1. 5.

Знакомство со звуком и буквой Х. Чтение слогов и слов

1



.


  1. 7.

Знакомство со звуком и буквой Р. Чтение слогов и слов. Знакомство со звуком и буквой Ш. Чтение слогов и слов

1





  1. 8.

Звук и буква Э. Чтение слогов, слов, предложений

1





  1. 9.

Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

1





  1. 11.

Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений

1





  1. 12.

Звук и буква Е. Составление предложений. Звук и буква Ё. Мягкие согласные

1



Иллюстрации по теме


  1. 13.

Звук и буква К. Чтение слогов, составление и

условная запись предложений

1



Иллюстрации по теме


  1. 15.

Звук и буква Т. Звук и буква Г. Чтение слогов, составление и условная запись предложений

1



Иллюстрации по теме


  1. 18

Звук и буква Д . Чтение слогов, предложений

1





  1. 20.

Звук и буква З. Чтение слогов, предложений

1





  1. 21.

Звук и буква П. Чтение слогов, предложений. Звук и буква Б

1





  1. 22.

Буквы В - Ф. Составление и условная запись предложение

1





  1. 23.

Буква Ж. Составление и условная запись предложение

1





  1. 24.

Буквы Ч - Щ. Чтение слогов и предложений. Звук и буква Ц. Чтение слогов и стихов

1





  1. 28.

Буква Й. Чтение слогов и стихов

1





Буквы Ь -Ъ. Чтение слогов и стихов. Обобщение пройденного. Подготовка к проверочной работе.

1





Итоговая проверочная работа

1





Список литературы (для учителя)

1. Волина В.В., Праздник букваря.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1997.

2. Волина В.В., Занимательная азбуковедение. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1997

3. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

4. Жукова О.С., Букварь для будущих отличников / М.: Астрель; СПб.: Астрель 2012

Список литературы (для учащихся)

1. Жукова О.С., Букварь для будущих отличников / М.: Астрель; СПб.: 2012

2. Жукова О.С., Тренируем пальчики: рисуем, пишем / М.: Астрель; СПб.: Астрель 2012


© 2010-2022