Статья для учителей начальных классов «Формирование интереса младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование интереса младших школьников

к самостоятельному чтению через методику работы над

развитием выразительности речи.

Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной проблемой образования. Потребность в чтении должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому решение проблемы связано с эффективностью методов, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации.

Особую озабоченность вызывает у меня недостаточно разработанная методика обучения младших школьников выразительному чтению, признанная привлечь ребенка к литературе.

Следовательно, задачи учителя:

- создать условия для субъективного осмысления текста,

- расширения возможности восприятия,

- развития творческих задатков школьников.

Я предлагаю следующую методику работы по формированию выразительности речи на уроках литературного чтения.

Первый этап - мотивационное отношение к произведению.

Задача этого этапа - создать ситуацию мотивации чтения, вызвать у детей интерес, оживить их личный опыт.

Второй этап - обращение к произведению: самостоятельное чтение, или чтение учителя, или чтение с привлечением технических средств.

Первый контакт - непосредственное восприятие текста - и есть первые наблюдения за его выразительными средствами.

Затем следует третий этап более тесного общения с текстом, получение дальнейшего опыта отношений как их проживания. На этом этапе вопросы учителя должны способствовать пробуждению всей чувственной сферы и сознания и поэтому быть доступными ребенку, подогревать его интерес к общению с текстом.

Сам процесс работы с текстом как творческое чтение и станет основой той выразительности, которая постепенно будет формироваться у каждого ученика как собственная, неповторимая.

Работа над выразительностью чтения - это соединение нескольких направлений:

- технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

- интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается - выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев.

- смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понятно, может быть прочитано выразительно.

С первого класса урок чтения я начинаю с речевой зарядки. Речевую гимнастику я провожу в течение 3-5 минут. Некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток.

Речевая гимнастика включает упражнения:

- для дыхания;

- по модуляции силы голоса;

- для отработки интонации, темпа речи;

- для совершенствования звукопроизношения и дикции.

В работу над интонационным компонентом чтения входит выработка умения соблюдать паузы на знаках препинания, логическое ударение в тексте. А так же я тренирую детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:

- изменение тона;

- чтение по ролям;

- инсценировка басен, сценок.

К группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения.

Чувство и мысль, эмоции и сознание в равной степени необходимы для творческого процесса освоения художественного текста. Учителем должна быть создана ситуация, позволяющая ребенку вступить в личные отношения с текстом, чтобы он мог прожить их. Самой естественной ситуацией проживания отношений для детей является игра. Поэтому в своей работе использую элементы театральной педагогики. Это ролевые игры, диалоги, инсценировки, драматизации.

В результате все это способствует эффективному формированию типа правильной самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг.


© 2010-2022