Рабочая программа внеурочной деятельности В мире слов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Удивительный мир слов»

Пояснительная записка


Рабочая программа спецкурса «Удивительный мир слов для учащихся 2 класса, разработана на основе программы Л .В. Петленко и В.Ю. Романовой « Удивительный мир слов» Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: - осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; - знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; - овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. Структура программы. Программа включает три раздела: - пояснительная записка; - основное содержание факультатива; - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела. Общая характеристика факультатива. «Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются: - развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; -формирование представлений о языке как универсальной ценности; - изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; - развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); - формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; - развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; - включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: - обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; - уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; - использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры. Содержание программы 2 класс Мир полон звуков Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Универсальные учебные действия: - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; - анализировать информацию, представленную на рисунке; - сравнивать произношение гласных и согласных звуков; - наблюдать за функцией и ударением в слове; - контролировать правильность постановки ударения в словах; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения): - разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; - игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; - проект «Как я говорил, когда был маленьким»; - мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». Азбука, прошедшая сквозь века. Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Универсальные учебные действия: - сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; - интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; - наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. Практическая и игровая деятельность: - чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; - экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); - конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); - рисование: «Весёлая буква Ё». Всему название дано Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Универсальные учебные действия: - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; - воспринимать на слух и понимать информационный текст; - сравнивать толкование слова в различных словарях; - самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. Практическая и игровая деятельность: - игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; - мини-сочинение «Я - сын, ученик, спортсмен…»; - проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; - конкурс «Придумываем название для новых конфет».Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень - главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Универсальные учебные действия: - моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; - самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; - наблюдать образование слов в русском языке; - анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; - анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; - наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; - группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); - взаимодействовать и договариваться в процессе игры; - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Практическая и игровая деятельность: - игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; - лингвистический эксперимент «Свойства корня»; - конструирование слов по словообразовательным моделям; - проект «Как конфеты получают свои названия». Секреты правильной речи Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. Универсальные учебные действия: - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - оценивать уместность использования слов в тексте; - наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; - самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. Практическая и игровая деятельность: - игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; - решение кроссвордов; - составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; - составление шуточных рассказов и стихотворений.


Тематическое планирование 2 класс.
Тп/п Тема занятия Деятельности учащихся Примечание план проведения Факт


Мир полон звуков (6 ч)



Звуки вокруг нас. Просмотр презентации о звуках. Беседа. 05.09.15
Фабрика речи. Работа со стихотворением И.Кульской «Невежливая вежливость»
12.09.15
Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Работа с пословицами Разгадывание значения пословиц. 19.09.15
Полоса препятствий. Установление связи в предложениях
26.09.15
Рисуем звуками. Сосчтавление слов из звуков
04.10.15
Трудности словесного ударения.

17..10.15

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)




Буквы старые и новые. Знакомство со старославянской азбукой.
24.10.15
Так считали наши предки. Пятиричная и десятиричная системы счисления
07.11.15
Страницы древних книг. Виртуальная экскурсия.
14.11.15
Живая и весёлая буква алфавита. Игра «Найди звук»
21.11.15
Загадки русской графики. Использование знаков препинания.
28.11.15

Всему название дано (5 ч)




Рождение языка. Не учась и лаптя не сплетёшь»
05.12.15
Сколько слов в языке? Знакомство со словарями.
12.12.15
Имена, имена, имена…

19.12.15
Увлекательные истории о самых простых вещах. Игра «Какого зверя, как называют»
26.12.15
Словари - сокровищница языка. Толковый словарь. Ожегова
16.01.16

Как делаются слова (6 ч)




«Дальние родственники». Слова- родственники
23.01.16
Слова «готовые» и «сделанные». Словообразование
30.01.16
Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень! Знакомство с однокоренными словами. Подбор однокоренных слов.
06.02.16
Такие разные суффиксы. знакомство с суффиксами. Значение суффиксов.
13.02.16
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Знакомство с приставками. Словообразование приставочным способом.
20.02.16
Что нам стоит слово построить? Суффиксальный и приставочный способ образования слов.
27.02.16

Секреты правильной речи (10 ч)




Словарное богатство русского языка. Просмотр презентации.
05.03.16
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». Антонимы
12.03.16
Выбираем точное слово. Синонимы Подбор синонимического ряда. 02.04.16
Одно или много? Многозначные слова. Игра в слова.
09.04.13
Когда у слов много общего? Отличия старославянских слов от исконно русских.
16.04.16
Когда значения спорят? Прямое и переносное значение слов
23.04.16
Слова одинаковые, но разные. Омонимия. Знакомство.
24.04.16
«Местные жители» и «иностранцы». Заимствованные слова.
14.05.16
Как рождаются фразеологизмы? Знакомство со словарём фразеологизмов.
21.05.16
Выбор фразеологизма в речи. Использование фразеологизмов в речи.
28.05.16

© 2010-2022