Рабочая программа по технологии (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка


: Программа составлена в соответствии с требованиями:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.052014,№273-Ф3 от 29.12.2012)

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373.

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.15 №576 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год».

4. ООП НОО МБОУ « СОШ №16» .

5. Авторской программы по технологии авторов Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. / Сборник рабочих программ. «Школа России».1-4 классы (авторы Анащенкова С.В. и др.) Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,2011 г.

6.Учебного плана МБОУ «СОШ №16» на 2015-2016 учебный год (приказ от 31.08.2015г. №216).

7. Годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ №16» на 2015-2016 (приказ №217 от 31.08.15).


ХХI век - век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

  • Освоение продуктивной проектной деятельности.

  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.



  1. Общая характеристика учебного предмета, курса


Теоретической основой данной программы являются: - Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). - Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Основные задачи курса:  духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

 формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народои России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

 формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по знания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

 развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа

и т. д.);

- первоначальных конструкторско-технологических знаний и техники технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

 знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

 овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

 знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

 знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

 учатся экономно расходовать материалы;

 осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

 учатся преимущественно конструкторской деятельности;

 знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Технология» изучается с 1 по 4 класс в объеме одного часа в неделю. Общий объем учебного времени на уровне начального общего образования составляет 135 часов.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов изучения технологии является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Рабочая программа по учебному предмету «Технология» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты


1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты


1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


1 класс

Личностными результатами


изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

 проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 знать основные моральные нормы поведения;

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами


изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные :

 определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

 определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные :

 ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

 анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

 устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку

Коммуникативные :

 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

 слушать и понимать речь других;

 принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

 контролировать свои действия при совместной работе;

 договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами


изучения предмета «Технология» в1-м классе является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

 виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер , клей), их свойства и названия;

 конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

 названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы с ними;

 технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

 способы разметки: сгибанием, по шаблону;

 способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;

 виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

Уметь:

 под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

 с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

 самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру),

использовать пресс для сушки изделий;

 с помощью учителя реализовывать творческий замысел;

 соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе;

 осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Иметь представление:

 о роли и месте человека в окружающем мире;

 о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

 о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

 о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

 в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

 об основных источниках информации;

 о назначении основных устройств компьютера;

 о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).

2 класс

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;

 ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;

 интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;

 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

 основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;

 этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;

 потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

 представления о значении проектной деятельности.

 интерес к конструктивной деятельности;

 простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды).

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

 этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

 ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;

 способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;

 представления о себе как о гражданине России;

 бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;

 уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

 эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

 потребности в творческой деятельности;

Метапредметные результаты


Регулятивные:

У обучающегося будут сформированы умения:

 принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;

дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;

 изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;

 осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;

контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;

 проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;

 проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

 выделять познавательную задачу из практического задания;

 воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия.

Познавательные:

У обучающегося будут сформированы умения:

 находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,

 проводить защиту проекта по заданному плану;

 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;

 проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;

 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;

 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством

учителя.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

 создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;

 выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;

 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

 находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;

 читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.

Коммуникативные:

У обучающегося будут сформированы умения:

 слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;

 уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;

 выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;

 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

 проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

 воспринимать аргументы, приводимые собеседником;

 соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,

приводя аргументы «за» и «против»;

 учиться договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

 вести диалог на заданную тему;

 использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.

Предметные результаты


Обучающийся научится:

 воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле,

в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

 называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

 организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

 соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

 проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;

 объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

Обучающийся получит возможность научиться:

 уважительно относится к труду людей;

 определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

 организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;

 отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

 анализировать предметы быта по используемому материалу.


3 класс

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;

 ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;

 интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;

 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

 основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы

юного технолога»;

 этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;

 потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

 представления о значении проектной деятельности.

 интерес к конструктивной деятельности;

 простейшие навыки самообслуживания.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

 этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;

 ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;

 способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее

корректировки;

представления о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;

 бережного и уважительного отношения к окружающей среде;

уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

 потребности в творческой деятельности;

 умения учитывать при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.

Метапредметные результаты


Регулятивные:

У учащихся научатся:

 следовать определенным правилам при выполнении изделия;

 дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;

 выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;

 корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;

 вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

 действовать в соответствии с определенной ролью;

 прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

 ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;

 выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;

 прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:

 оценивать качество своей работы.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

 выделять информацию из текстов заданную в явной форме;

высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника;

 проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;

 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;

 проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;

выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;

проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 осуществления поиска информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды

образовательного учреждения;

 высказывания суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;

 осуществления выбора наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;

 умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

 умения проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

 умения находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям.

Коммуникативные:

У учащегося будут сформированы умения:

 слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;

находить точки соприкосновения различных мнений;

 приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;

 осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;

 оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

 проявлять инициативу в ситуации общения.

Учащийся сможет научиться:

 строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства

общения, в том числе и средства ИКТ;

 учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;

 осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.

Предметные результаты


 Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

 Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

 Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности

 Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

 Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


4 класс

Личностные результаты


 Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты


 Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты


 Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

 Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

 Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

 Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

 Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


  1. Содержание учебного предмета, курса


  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русских и башкир, как отражение природных, географических и социальных условий этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе Башкортостана как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.


  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов республики Башкортостан (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.


  1. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.


  1. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п\п

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл

2кл

3кл

4кл

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

7

10

9

8

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями.

Понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы ее выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли.

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера.

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

Обобщать то новое, что усвоено.








2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.








23








11








12








12 Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства, технологические свойства - способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, чертежных инструментов, приемы работы инструментами и приспособлениями. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-стилистической информации. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать то новое, что открыто и усвоено.

3

Конструирование и моделирование

2

11

10

9

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

Характеризовать основные требования к изделию.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.

Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

Проектировать изделия: создать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.

Планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено.

4

Практика работы на компьютере

1

2

3

5

Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов разной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.

Исследовать:

  1. Материальные и информационные объекты;

  2. Инструменты материальных и информационных технологий;

  3. Элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертания текста; отступ, интервал, выравнивание абзаца;

  4. Технологические свойства - способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование вставка текстов.

Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, корректировать замысел и готовую продукцию.

Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено.

Итого

33

34

34

34




8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Книгопечатная продукция

  1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы / Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоватьельных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.Ф., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.- М.: Просвещение, 2015 г.

  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.Ф., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 2 класс.- М.: Просвещение, 2015 г.

  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.Ф., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 3 класс.- М.: Просвещение, 2015 г.

  5. Роговцева Н.И., Богданова Н.Ф., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 класс.- М.: Просвещение, 2015 г.

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска

  2. Ноутбук

  3. CD -проигрыватель

  4. Мультимедиапроектор.

Интернет-ресурсы

solnet.ee/ - портал «Солнышко»

nsc.1september.ru/ - Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

stranamasterov.ru/ - «Страна Мастеров». Материалы к урокам технологии.

31


© 2010-2022