- Преподавателю
- Начальные классы
- «Огонь - друг и враг» (посвящённый спасателям и пожарным – героям нашей страны, в честь 25-летия МЧС России)
«Огонь - друг и враг» (посвящённый спасателям и пожарным – героям нашей страны, в честь 25-летия МЧС России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Берберова Л.Л. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Уваровская СОШ
Первый урок (ОБЖ)
«Огонь - друг и враг»
(посвящённый спасателям и пожарным - героям нашей страны,
в честь 25-летия МЧС России)
3 класс
Подготовил:
учитель начальных классов
Берберова Л.Л.
Первый урок (ОБЖ) 3 класс
«Огонь - друг и враг» (посвящённый спасателям и пожарным - героям нашей страны, в честь 25-летия МЧС России)
Цель:
- познакомить детей с историей создания МЧС России,
- расширять знания о профессии спасателей и пожарных;
- повторить основные причины пожаров, обучать правилам пожарной безопасности и правильным действиям при возникновении пожара;
- развивать познавательный интерес к изучению правил личной безопасности;
- воспитывать чувство ответственности при соблюдении правил личной безопасности в экстремальных ситуациях.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация «Спасатели и пожарные - герои нашей страны!», таблица «Правила пожарной безопасности».
Ход занятия.
-
Вступительное слово учителя:
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Хорошего настроения. - Хорошее настроение могут нам подарить воспоминания о приятных событиях в нашей жизни, например, о праздниках. Сегодня, какой праздник? (День знаний). У каждого из нас есть свои любимые праздники. Давайте узнаем, какие праздники мы знаем и любим. Я люблю День учителя, а ты … (имя ученика)? Далее воздушный шарик перебрасывается от ученика к ученику. 2. Раскрытие темы урока. - Сегодня мы узнаем об истории возникновения еще одного праздника. А с чем связан этот праздник, давайте немножко поразмышляем и угадаем.
- Какая опасность может угрожать человеку? Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации?
( Землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения …) А какие опасности существуют для жителей нашего села? Почему?
- Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий.
А) Первое - отгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь - живет, напоишь - умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов - а кусает. Что это? (Огонь - )
Б) Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких?
- А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
(Открывается второе слово - друг)
В) Огонь - враг. Но если с ним не дружить с огнём, он может превратиться в жестокого…(врага).
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь,
Гасить должны!
(Открывается листок 2 с названием темы урока: враг)
И так, что у нас получилось? (Огонь - друг и враг»).
3. Повторение правил пожарной безопасности.
- Что чаще всего дома вызывают пожары: (печи, утюги, телевизор и газовые плиты….).
- Какие правила пожарной безопасности нужно знать и выполнять? ( Чтение таблицы на доске).
4. Физминутка (чтение стихотворения в сопровождении с физическими упражнениями).
При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре,
Набираем «101»."
5. Работа с презентацией «Спасатели и пожарные - герои нашей страны!».
- А кто приходит на помощь человеку в экстренных чрезвычайных ситуациях? (Спасатели, пожарники…).
- Сегодня мы узнаем об истории возникновения праздника, посвященного этим смелым и отважным людям - работникам МЧС России.
№
Содержание
Смена слайда
Скажу прямо - все знают артистов,
Космонавтов, врачей хоккеистов.
А о них вспоминают тогда.
Когда в доме случится беда.
Кто эти люди?
Ответ: Спасатели.
Известно всем и каждому
В моей родной стране:
Спасатели отважные
Всю жизнь, как на войне.
В минуту жизни сложную,
Когда близка беда,
Спасатели надежные
Нас выручат всегда!
В сложнейшей ситуации,
Коль случай непростой,
Нас выручат спасатели,
Рискуя головой! По управляющим кнопкам
2 вопрос игры «Вопрос - ответ»: Как вы думаете, ребята, почему так говорят?
Автор этих слов Александр Сергеевич Пушкин. Действительно, вместе с героями сказок мы преодолеваем различные трудности. На их ошибках учимся побеждать страх и выбирать правильные решения. Давайте вспомним некоторые сказки, герои которых оказывали помощь друг другу или кого-нибудь спасали.
Загадки про сказки:
-
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Обсуждение сказки:
- Как звали главного «спасателя» этой сказки?
- Как спаслись герои этой сказки от волка?
-
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Сказка «Гуси-лебеди»)
Обсуждение сказки:
- Кто помог Аленушке найти брата?
- А вы когда-нибудь помогали другим людям?
- Какому важному правилу учит эта сказка?
-
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать - и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(Сказка «Кот, петух и лиса»)
Обсуждение сказки:
- Кем был «дружок» из этой сказки?
- От какой беды спасал Кот своего друга?
-
Пирожки - в корзинке.
Мчалась по тропинке
Девочка бегом
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку ту как зовут? (Красная Шапочка)
Обсуждение сказки:
- Какие ошибки допустила Красная Шапочка?
- Стоит ли обращаться за помощью к незнакомым людям?
- К кому вы обратитесь за помощью в сложной ситуации? По управляющим кнопкам
3 вопрос игры «Вопрос - ответ»:
Если в доме пахнет газом,
Вызывай на помощь сразу!
Ведь спасателей отряд
Вам помочь, конечно, рад.
И свяжись без промедленья,
Ты со Службою спасенья.
Ведь они на страже ждут,
Службу бдительно несут.
Каждый день и каждый час
Все они спасают нас.
Мы должны их труд ценить
И напрасно не звонить.
- Назовите номер телефона для вызова службы спасения. По управляющим кнопкам
Однако работа для спасателей находится и в будничной жизни. Они помогут открыть двери в квартиры, если они захлопнулись, потерялся ключ, или хозяину стало плохо, тут же окажут и медицинскую помощь. Они помогают в поиске потерявшихся в лесу людей. Спасатели вытаскивают в застрявших автомобилях людей во время дорожно-транспортных происшествиях. Они снимают рыбаков с отколовшихся льдин. Они, не задумываясь, приедут на помощь даже животным, провалившимся в канализационный люк, водосточную трубу или не могущим слезть с дерева. .
Спасатели - это удивительные люди, которые, не задумываясь, готовы пожертвовать собой ради спасения человечества и навсегда запомнившие главный девиз профессии спасателей: «Выжить и спасти!». Переход осуществляется атоматически
Спасатель - Герой России
Поем мы славу всем героям,
Они приходят в трудный час,
И не жалея своей крови,
От гибели спасают нас.
Им все по силам, и по нраву,
Рев волн морских и дрожь земли,
Найдут легко они управу,
Над силой огненной стены.
За их спиною так надежно,
И нет сомнений в тех руках,
Что бережно и осторожно,
Несут ребенка на плечах.
Но есть и те, кого уж нету,
Ушли они из светлых дней,
Оставив след на всю планету,
Достойны памяти на ней.
И в День спасателя, навеки,
Мы будем вспоминать друзей,
Кто не дожив до этой вехи,
Спас чью-то жизнь, ценой своей... По управляющим кнопкам
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях, Указом Президента РФ от 20 сентября 1999 года удостоен звания Героя Российской Федерации. Легошин Владимир Данатович, спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ, заместитель начальника «Центроспаса» родился в 1962 году в Подмосковье. С 1979 работал слесарем-электромонтажником, после окончания Московского энергетического института - инженером. Одновременно работал внештатным спасателем при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Совмина СССР. С 1992 года - в системе МЧС, спасатель, начальник поисково-спасательной службы в отряде "Центроспас". С 1997-го заместитель начальника отряда. Спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ. Участник многих спасательных операций, в том числе за рубежом. Только во время землетрясения в Турции в августе 1999 г. лично спас 28 человеческих жизней.
За мужество и героизм, проявленные при спасении человеческих жизней, Указом Президента РФ от 17 июня 2000 года № 1127 удостоен звания Героя Российской Федерации. Воробьёв Юрий Леонидович, заслуженный спасатель РФ родился 2 февраля 1948 года в городе Красноярске. В 1971 году окончил Красноярский институт цветных металлов. На производстве прошел путь от шлифовщика, научного сотрудника и инженера-конструктора до первого заместителя директора завода. С 1980 по 1990 г. на партийной работе. Ближайший соратник С.Шойгу и наряду с ним основатель министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в 1991- 2007 годах - первый заместитель министра. Организатор и участник множества крупномасштабных спасательных и гуманитарных операций, которыми нередко руководил лично, в условиях с риском для жизни. За мужество и героизм, проявленные в экстремальных ситуациях, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2003 года № 120 удостоен звания Героя Российской Федерации. Замараев Валерий Валентинович, спасатель 1-го класса, заместитель начальника поисково-спасательной службы «Центроспаса» родился 22 августа 1959 года в городе Свердловске (ныне - Екатеринбург). Окончил Свердловское пожарно-техническое училище, в 1985 году - Высшую инженерную школу МВД СССР по специальности «инженер противопожарной службы». В 1979 - 1992 годах - на различных должностях в Государственной противопожарной службе, прошел путь от лейтенанта до подполковника внутренней службы, начальника пожарной части. Окончил Центр подготовки спасателей МЧС России. Спасатель 1-го класса. С 1993 года - в «Центроспасе», с 1996-го - заместитель начальника поисково-спасательной службы отряда. Принимал участие в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом. Награжден многими орденами, медалями и ведомственными знаками отличия. Погиб при исполнении служебного долга 3 сентября 2004 года, спасая детей, захваченных террористами в школе №1 столицы Северной Осетии города Беслана. За мужество и отвагу, проявленные при освобождении заложников, Указом Президента РФ от 11 декабря 2004 года № 1532 удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Чернышёв Евгений Николаевич, начальник Службы пожаротушения ФПС ЦУКС МЧС России по г.Москве родился 31 августа 1963 года в Москве. В 1983 году окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР, позже - Юридический институт МВД России. Прошёл путь от рядового пожарного и командира взвода до полковника внутренней службы, начальника Службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по г.Москве, которую возглавлял с 2002 года. Только за годы службы в Москве лично участвовал в ликвидации более 250 крупных пожаров, в том числе на Останкинской башне, в московском Манеже, в зданиях общежитий Российского университета дружбы народов и МГУ имени М.В.Ломоносова, в Аграрно-инженерном университете и Институте государственного и корпоративного управления, в Российском онкологическом научном центре имени Н.Н.Блохина, в ночном клубе «Дягилев». На его счету сотни спасённых жизней. Погиб 20 марта 2010 года при исполнении служебного долга. При ликвидации пожара в здании бизнес-центра на 2-й Хуторской улице в Москве Чернышёв повторно вошел в горящее здание, чтобы убедиться в отсутствии там людей и попал под обрушившуюся кровлю. Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2010 года №343 удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
6. В заключении работы с презентацией: Такая у нас эпоха, Время такое у нас, Чтоб не было людям плохо, За счастье борись каждый час. За радость, за жизнь и за счастье В бой каждый день идет Пожарный, хирург и мастер, Токарь и садовод. У счастья людского на страже Заняли мы рубежи, Потому что отважным Эпоха принадлежит. 7. Рефлексия: «Солце и туча» Обучающимся выдаются карточки с изображением солнца и тучи и предлагается написать свои положительные (вокруг солнца) и отрицательные (вокруг тучи) впечатления от классного часа. После выполнения задания обсуждаются полученные результаты.