Рабочая программа и планирование по курсу -Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Что такое хорошо и что такое плохо»

1-4 классы

Пояснительная записка


Программа «Уроки нравственности» разработана на основании: Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707); на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В. ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе - социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий. Задачи курса: - сформировать систему нравственных ценностей; - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности; - формировать экологически воспитанную личность; - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни; - формировать интерес к чтению художественной литературы; - развивать познавательную активность; - развивать творческие способности.


Общая характеристика курса Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю). Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности. Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Ценностные ориентиры.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей.









Методика и инструментарий для мониторинга


Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.Список литературы

Для учителя:

1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. - сост. А. Д. Агафонова. - М. : Издательство «Глобус», 2009.

7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Для учащихся:

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012


Технические средства:

1. Компьютер.

2.Интерактивная доска.

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров


Электронные ресурсы:

1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2. Сайт uroki.net для классного руководителя

uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа»

n-shkola.ru/

5. Газета «Начальная школа»

nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08

























Планирование 3 класс (34 ч.+2 доп.ч.)

ТЕМА

ЦИКЛ

ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ

1

Путешествие в сказку

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

2

И снова об осени…

Я и природа

Умение восхищаться красотой природы

3

О себе, о дружбе,о друзьях…

Я и окружающие

Умение понимать особенности переживаний другого

4

О добре и зле

Я и окружающие

Стремление к самосовершенствованию

5

Посылка от сказочных героев

Я и книга

Любовь к чтению художественной литературы

6

Письмо дедушки Морфея

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни

7

Эдуард Успенский

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

8

Выглянуло солнышко…

Я и природа

Толерантное отношение к осенним невзгодам

9

О кошках и собаках

Я и животные

Доброе отношение и чувство ответственности за домашних животных

10

«У камина»

Я и окружающие

Умение обсуждать проблему; доброжелательность,честность,толерантность,понимание,отзывчивость

11

Клуб «Выручайка»

Я и окружающие

Интерес к чтению художественной литературы; стремление приходить на помощь нуждающимся

12

Слушаем сказку

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы, чувство доброты, отзывчивости

13

О животном не очень приятном

Я и животные

Терпимое отношение к лягушкам и жабам

14

В гости к друзьям из Простоквашино

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

15

Что за праздник без цветов…

Я и природа

Умение видеть красоту цветов и восхищаться ею

16

В мире профессий

Я и окружающие

Уважение к труду

17

Наши страхи

Я и здоровье

Умение находить выход из критической ситуации; чувство ответственности за свои поступки

18

Что такое зима?

Я и окружающие

Умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

19

Знаменитые малыши. Незнайка

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

20

Экзотические животные

Я и животные

Доброжелательное отношение к представителям фауны

21

Зимушка-зима

Я и природа

Чувство любования красотой русской природы

22

Зимние забавы

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни

23

Да здравствуют книги!

Я и книга

Умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их

24

Роза для мамы

Я и семья

Уважение к матери, чувство доброты, любви, заботы и благодарности

25

Принцессы Шарля Перро

Я и окружающие

Лучшие женские качества

26

Клуб «Белая ворона»

Я и книга

Любовь к чтению художественной литературы

27

И снова клуб «Белая ворона»

Я и книга

Любовь к чтению художественной литературы

28

Бабочек весёлый хоровод

Я и природа

Бережное отношение к окружающей среде

29

Театр кошек Юрия Куклачёва

Я и животные

Любовь к домашним животным

30

Учимся работать в микрогруппе

Я и окружающие

Доброжелательность, сплочённость, толерантность

31

Фея Фантаста

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

32

Хлеб-наше богатство

Я и окружающие

Бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб

33

Берегите время!

Я и окружающие

Бережное отношение ко времени

34

Цветочная карусель

Я и природа

Любовь к природе

35

В гостях у белочки

Я и природа

Бережное отношение к природе

36

«Ромашка»

Я и окружающие

Умение работать в микрогруппе; чувство коллективизма



© 2010-2022