- Преподавателю
- Начальные классы
- Личностно-ориентированное обучение в практике учителя начальных классов. Мастер-класс
Личностно-ориентированное обучение в практике учителя начальных классов. Мастер-класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Окунева Н.А. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ДИАГНОСТИКИ
1.Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по Селивановой О.Г.) Ученикам предлагается рассмотреть по очереди 15 картинок (сюжетных, портретов, пейзажей и т.д.) и письменно ответить на вопрос: что изображено на картинке? Обработка результатов диагностики:
- если картина при описании воспринимается как нечто целое (в обобщённом виде), значит, у ученика интегральный познавательный стиль (например, картины описаны так: «Весна», «В цирке», «Юноша» и т.д.);
- если описываются отдельные детали картины, т.е. картина воспринимается, как калейдоскоп, значит, у ученика дифференциальный познавательный стиль (например, «Светит солнце, журчат ручьи, щебечут птицы, на деревьях распускаются почки», «Красивая арена, мишки - велосипедисты, дрессировщик», «Красивые глаза, кудрявые волосы, высокий лоб, белоснежный воротничок»)
- если при описании картины больше всего существительных - теоретический познавательный стиль,
- если преобладают прилагательные - эмоциональный познавательный стиль,
- если много глаголов - деятельностный познавательный стиль.
Характеристика индивидуальных познавательных стилей
*Интегрально-теоретический: ученик воспринимает информацию посредством своего интеллекта, в целом, но в статике (неподвижности), чаще всего свои мысли выражает односложно с помощью существительных
*Дифференциально-теоретический: ученик воспринимает информацию также посредством своего интеллекта, также в статике, но фрагментарно (как совокупность частей или отдельные детали информации)
*Интегрально-деятельный: ученик воспринимает информацию в целом, но через призму собственных действий, в динамике (изменении), чаще всего использует для выражения своих мыслей глаголы
*Дифференциально-деятельный: ученик воспринимает информацию также через призму собственных действий, но фрагментарно (фрагментам задаётся движение) *Интегрально-эмоциональный: ученик воспринимает информацию в целом, однако она обязательно эмоционально окрашена (выражает свои чувства или отношение к информации) чаще всего использует для выражения своих мыслей прилагательные *Дифференциально-эмоциональный: ученик воспринимает информацию также через призму своего отношения к ней, но как совокупность составных частей, каждая из которых эмоционально окрашена
2. Диагностика функционального доминирования полушарий
Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И. П. Павлова, при котором испытуемым предлагается распределить 9 слов в 3 группы по 3 слова:
- Окунь, перья, бегать, шерсть, летать, чешуя, овца, плавать, орёл,
- Длина, вода, килограмм, ткань, масса, литр, печенье, метр, объём
- Сет, шахматы, шайба, мяч, хоккей, партия, теннис, пешка, тайм
Дети с левополушарным типом мышления делит слова в соответствии с их формальными признаками:
-
в одну группу - названия животных,
-
в другую - названия покровов этих животных,
-
в третью - глаголы.
Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт» из слов 3 образа:
- овца + бегать + шерсть,
- орёл + летать + перья,
- окунь + плавать + чешуя.
Если ребёнок собирает слова разными способами, то он не обладает доминированием какого-либо полушария, мы назовём его «равнополушарным». 3. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. Л. Нежновой, Д. Б. Элъконина, А. Л. Венгера) Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5-8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
- Тебе нравится в школе?
- Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя
самое интересное? - Представь, что ты встретил малыша из детского сада,
который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает:
«Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь? - Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
- Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
- Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
- Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
В процессе обучения в школе мотивация ученика дифференцируется и ее диагностика должна выявлять преобладающий тип мотивов. Для этого может быть использована методика - опросник.
- Опросник - мотивации.
- чтобы быть отличником,
- чтобы хорошо закончить школу,
- чтобы получать хорошие отметки.
- чтобы родители не ругали,
- потому что этого требуют учителя,
- чтобы сделать родителям приятное.
- потому что учиться интересно,
- потому что на уроках я узнаю много нового,
- потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
- чтобы получить знания,
- чтобы развивать ум и способности,
- чтобы стать образованным человеком.
- потому что хорошо учиться - долг каждого ученика
перед обществом, - потому что учение - самое важное и нужное дело в
моей жизни.
- чтобы продолжить образование,
- чтобы получить интересную профессию,
- чтобы в будущем найти хорошую работу.
- чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
- чтобы получить подарок за хорошую учебу,
- чтобы меня хвалили.
- чтобы одноклассники уважали,
- потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали,
- потому что не хочу быть в классе последним.
- мне не хочется учиться,
- я не люблю учиться,
- мне не нравится учиться.
- Я учусь, чтобы быть отличником.
- Я учусь, чтобы родители не ругали.
- Я учусь, потому что учиться интересно.
- Я учусь, чтобы получить знания.
- Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
- Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
- Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
- Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
- Я не хочу учиться.
- Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
- Я учусь, потому что этого требуют учителя.
- Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
- Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
- Я учусь, потому что хорошо учиться - долг каждого
ученика перед обществом. - Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
- Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
- Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и
я хочу, чтобы меня уважали. - Я не люблю учиться.
- Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
- Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
- Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
- Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
- Я учусь, потому что учение - самое важное и нужное
дело в моей жизни. - Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
- Я учусь, чтобы меня хвалили.
- Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
- Мне не нравится учиться.
- учебно-познавательная - суммируются баллы по шкалам (3 - познавательная + 4 - учебная);
- социальная - суммируются баллы по шкалам (5 - широкие социальные мотивы +6 - мотивация самоопределения
в социальном аспекте); - внешняя мотивация - суммируются баллы по шкалам (1 - отметка +7 - прагматическая);
- социальная - стремление к одобрению - суммируются баллы по шкалам (2 - требования авторитетных лиц +8 - социальная мотивация - позиционный мотив);
- Пик на шкале «негативное отношение к школе».
- Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная - одобрение).
- Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
- Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Следующим значимым личностным результатом начального образования являются нравственно-этические ориентации ученика. Критерии сформированности нравственно-этической ориентации:
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
-
Анкета «Оцени поступок»
- семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
- семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
- Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
- Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
- Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
- Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.
- Мальчик (девочка) уронил (а) книгу.
- Мальчик (девочка) во время еды разлил (а) суп и накрошил (а) на столе.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
- Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.
- Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
- Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.
- Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
- Мальчик (девочка) не уступил (а) место в автобусе пожилому человеку.
- Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
- Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
- Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
- Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
- Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.
- Суммы равны (±4 балла).
- Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.
Коммуникативная компетентность детей является еще одним важнейшим результатом начального образования. Главным ориентиром в оценке коммуникативной компетентности выбрана возможность совместной реализации общей цели детьми с опорой на сотрудничество. Оценка этой компетентности может быть осуществлена через ситуации совместной учебной деятельности, в которой дети встречаются с препятствием. Моделировать эти ситуации можно в виде методики.
- Методика «кто прав?»
- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.
- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.
- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.
- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.
- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.
зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции
других людей, отличные от собственной; одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- учет разных потребностей и интересов.
- Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
- Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать своиответы.
- Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
- Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)
- умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
- Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.