Конспект занятия по программе Экологический букварь на тему Буква Ц. Цветы (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БУКВА Ц. ЦВЕТЫ. Эколого-биологическая игра: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК». ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
  • расширить и систематизировать знания ребят о многообразии, особенностях, значении, охране цветов; познакомить, как правильно подарить их;
  • развивать память, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
  • содействовать воспитанию познавательного интереса, чувства прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ: Макет «цветика-семицветика»; карточки-задания: «Что в имени твоем», «Растительные краски», «Угадай мое имя»; мозаика с изображением редких растений; ручки; иллюстрации растений к заданиям; семена цветочных культур для победителей; сигнальные флажки готовности.

ХОД ЗАНЯТИЯ. I. Организационный момент: вводная беседа о теме и целях занятия. Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую вас на эколого-биологической игре «Цветик-семицветик», которая посвящена одному из самых удивительных и совершенных творений природы - цветам. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый мороз, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Созерцание их неповторимой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Сколь бедны, оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным и печальным было бы всё живое на Земле без них, и не мог бы человек назваться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать и само сердце его осталось бы пустым и черствым, не ведающим подлинной красоты. Для того чтобы не оскудела, а расцветала, крепла наша планета Земля, необходимо не только любоваться цветами, а расширять свои знания о многообразии, значении, особенностях и охране цветковых растений. Надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам в этом. Давайте попробуем раскрыть некоторые удивительные тайны из жизни цветов. II. Новая тема. 1. Правила игры. Ребята вы разделились на команды. Выберите название своей команды (название цветка). На стенде у нас расцвел цветик-семицветик. На каждом его лепестке задание. Команды по очереди выбирают любой лепесток, срывают его и все команды выполняют задание. Команда, выполнившая задание первой, поднимает сигнальный флажок готовности.
  1. Задания на лепестках цветика-семицветика.

А) Желтый лепесток: «Цветочный этикет». Цветы рядом с нами всю жизнь, они - прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция. Сейчас мы узнаем, знаете ли вы, как правильно это сделать. Вы должны ответить на вопросы викторины, за правильный ответ команда получает очко. -Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают). -Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветков до 10, то количество их должно быть нечетным (1,3,5,7,9). При большем количестве - произвольное). -В какой руке нужно держать букет? (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается). -Как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками вверх). -Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место). -С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежным, без резкого запаха). -Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые). -Подарочный букет принято полностью заворачивать в бумагу или целлофан. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину). -В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня). Б) Зеленый лепесток: «Цветок в царстве сказок». Чудесные удивительные цветы живут в сказочном царстве. Сейчас посмотрим, какая команда знает больше сказок, в которых нас ждёт встреча с самыми прекрасными созданиями природы. -Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева придумала такой новый закон: Под праздник новогодний Издали мы приказ: Пускай цветут сегодня Подснежники у нас! (Сказка «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак.) -Лепестки какого удивительного цветка помогли девочки Жене получить горы игрушек, побывать на Северном полюсе…..и, наконец, понять, что счастливым человеком можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? («Цветик-семицветик» В.П. Катаев.) -В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки - Карточной королевы? Эта королевская особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их застала королева со своей свитой. (Сказка «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл). -В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой. Как звали эту девочку? (Сказка «Приключения Буратино» А. К. Толстой). В) Синий лепесток: «Цветы в стране загадок». Существует множество загадок о цветах. Некоторые мы попробуем отгадать. За каждый правильный ответ команда получает очко. В саду есть петушок- А хвостик - боевой, Сабелькой кривой. (Ирис). Голубой лужок, Голубой бережок, Голубеет все вдали - Какие цветы зацвели? (Незабудки). На шесте - флаги, Под шестом - шпаги. (Гладиолус).
Вот чудесные цветы Небывалой красоты, Яркие, пахучие.. Ай-ай-ай! Колючие! (Роза).
Балерина вышла: Юбочка пышна, Сборки да оборки, Складки да подкладки. А имя у артистки - Небесной прописки. (Астра).
Стоит цвет-семицвет - Глазки-разноглазки. (Анютины глазки, фиалки).
Белая чашка на зеленом блюдце по озеру плывет. Плывет Белоснежка на зеленой лодочке. (Кувшинка).
Г) Фиолетовый лепесток: «Названия цветам дал человек». Каждый цветок, каждое растение хранит свои тайны. У каждой травинки есть свое имя. Ландыш, одуванчик, колокольчик, незабудка… Сейчас невозможно сказать, откуда пошли эти названия. Но, глядя на белый одуванчик, готовый разлететься по всему свету от малейшего дуновения ветерка, кажется, что лучшего названия и нельзя было придумать. Кто пройдет мимо незабудки, не восхитившись её скромной красотой и вместе с тем нежностью её названия. А вы прислушайтесь, приглядитесь к нему, но, не срывая, конечно, и услышите мелодичный шелест. Некоторые имеют дополнительное название, например, львиный зев. На лугах, на полянах часто можно встретить растение с большими лапчатыми листьями и голубовато-фиолетовыми цветами. Это луговая герань. Есть у неё и другое имя - журавельник. В конце лета на месте цветка появится маленький плод с длинным отростком, напоминающий журавлиный клюв. Вот из-за него-то и получило растение своё второе имя. Каждая команда получит карточки «Что в имени твоем», в которых вы должны выполнить три задания: 1- дополнить название, 2- дать второе название, 3- выбрать, почему так называют. КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ: «ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ» 1.Дополните название, соединив стрелками:
  • кошачья - горошек
  • кукушкины - лапка
  • мышиный - лыко
  • волчье - слезки
  • пастушья - глаз
  • вороний - сумка
(Ответ: кошачья лапка, кукушкины слёзки, мышиный горошек, волчье лыко, пастушья сумка, вороний глаз). 2. Дайте второе название, соединив их стрелками.
  • кипрей календула
  • клевер репей
  • лопух иван-чай
  • ноготки колокольчик
  • пижма кашка
  • поповник ромашка
  • звонец дикая рябинка
(Ответ: кипрей - иван-чай, клевер - кашка, лопух - репей, ноготки - календула, пижма - дикая рябинка, поповник - ромашка, звонец - колокольчик). 3. Почему так назвали так эти цветы? Соедини стрелкой название с ответом.
  • лютик едкий шляпка цветка напоминает гвоздь
  • бессмертник его сок очищает кожу
  • гвоздика цветок похож на солнце и всегда поворачивается к солнцу
  • чистотел растение ядовито
  • девясил не увядает даже зимой, не вянет, если его сорвать
  • подсолнух издаёт запах только ночью
  • фиалка ночная про него говорят, что даёт девять сил, то есть очень полезен

Д) Коричневый лепесток: «Знатоки цветов». У каждой команды на столах карточка «Угадай мое имя», в которой зашифрованы названия цветов. Согласные буквы уже написаны и вам надо, вписать только гласные. Очко за каждый правильный ответ. КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ: «УГАДАЙ МОЕ ИМЯ». 1.М-К, 2.Р-З-, 3.Л-Т-С, 4.М-М-З-, 5.Ж-СМ-Н, 6.Т-Л-П-Н, 7.В-С-Л-К, 8.Н-З-Б-ДК-, 9.ГЛ-Д - -Л-С, 10.Г- -РГ-Н, 11.К-Л-К-Л-Ч-К, 12.М-РГ-Р-ТК-, 13.П-ДС-ЛН-Х, 14.П-ДСН-ЖН-К, 15.П-ЖМ-, 16.К-ВШ-НК-, 17.Т-С-Ч-Л-СТН-К, 18.Б-ССМ-РТН-К, 19.КР-К-С, 20.-РХ-Д- -, 21.Л-НД-Ш.
Е) Красный лепесток: «О цветах, которые нужно охранять». А цветы разве знаем мы на лугах? Разве ценим? Все травой называем, А подкошены - сеном! А. Яншин.
У вас на столах конверты, в которых находятся элементы мозаики охраняемых цветов. Эти растения занесены в «Красную книгу». Мы должны их хорошо знать и постараться, чтобы ваши дети тоже могли ими любоваться. Соберите мозаику и скажите, как называются эти цветы. (Ответ: кубышка желтая, прострел раскрытый, венерин башмачок, купальница). Кубышка желтая украшает многие реки, озёра, пруды. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветки не жёлтые, а белые. Хотя кубышка встречается чаще, чем кувшинка, она тоже нуждается в охране. Купальница растёт во влажных местах. Её крупные цветки очень красивы, и это растение часто оказывается в букетах. Но сорванная купальница быстро увядает. Не рвите её! Прострел, или Сон-трава цветет весной, растет на солнечных склонах холмов, пустошах, в светлых лесах. По старинному поверью, навевает сны. Ядовит. Встречается редко и нуждается в охране. Венерин башмачок обычно встречается в лиственных лесах. Цветок башмачка очень похож на цветок северной орхидеи и относится к числу самых красивых растений северной широты. С каждым днем их становится всё меньше и меньше. Не рвите эти цветы! Сохраните их для будущих поколений!
Ж) Синий лепесток: «Представление экзотического цветка».
Синий лепесток познакомит нас с двумя экзотическими цветками, какими вы отгадаете, выполнив задание на карточке.
КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ: «ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК».


А

Б

В

Г

Д

1

х.

с

у

е

ф.

2

я

д.

а

п.

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р.

г

э

и

д.

5

л

к

ф.

ю

в


1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б (эдельвейс) 2) 4а2в5в1д5а1г3в4г2а (раффлезия)
На стенде вы видите эти удивительные цветы - Эдельвейс и Раффлезия. 1. ЭДЕЛЬВЕЙС. Говорят, что этот редкий цветок может увидеть лишь однажды тот, кто сможет душой сродниться с отвесными скалами и сумеет преодолеть трудности, подстерегающие в горах на каждом шагу, ночевать на заснеженных перевалах, чьё сердце будет открыто людям. Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц. Только смельчак отваживался отправиться за шелковым цветком для любимой девушки, зная, что он мог погибнуть. Эдельвейс очень похож на белую снежную звездочку - на тех, что Дед Мороз рисует на оконных узорах и кажется совсем - совсем неземным. А на восходе солнца цветок кажется кроваво-красным, поэтому в скалистых, горных местах его называют «прометеевым цветком». По легенде, Прометей, подаривший людям огонь, был прикован, как и эдельвейс, к высокой скале. Сейчас эдельвейс можно встретить высоко - высоко в альпийских горах (на высоте 1700 - 2300 метров над уровнем моря), в более доступных местах редкое растение почти полностью уничтожено. Поэтому в альпийских горах стоят сторожевые посты с радиопередатчиками, и стоит только туристу сорвать его, как об этом поступке станет известно и браконьер будет наказан. Растет он в горах среди снега, За то, что цветочное пламя Где холод ущелий жесток. Прекрасно, как добрая весть. Народ прометеевым цветом За то, что навеки корнями Зовет недоступный цветок. Прикован к горам эдельвейс.
2.РАФФЛЕЗИЯ АРНОЛЬДИ. В 1818 году натуралист-исследователь доктор Джозеф Арнольди в сыром тропическом лесу на далеком острове Суматра обнаружил удивительный цветок. Вот как он описал встречу с этим растением в письме к своему другу - ботанику Роберту Броуну: « С радостью сообщаю Вам о том, что мною открыто величайшее чудо растительного мира. Я случайно удалился на несколько шагов от своих спутников, как вдруг мой слуга… бежит ко мне с вытаращенными от удивления глазами и кричит: «Иди сюда, господин! Тут цветок очень большой, очень удивительный, очень красивый!» Я тотчас же углубился вслед за ним в чащу,… где он и показал мне под кустом, на самой земле, действительно поразительный цветок. Он сидел на тонком, не толще двух пальцев, горизонтальном корне… Сказать правду: если бы я был один, и не было бы со мною товарищей, я струсил бы, увидев такой громадный цветок, до того размеры его превышали все виденное и слышанное мною» Цветок с пятью лопастями мясо-красного цвета с беловатыми бородавками - самый большой и тяжелый на свете. Его размеры - от края до края- с целый метр (по окружности до трех метров), а вес до шести кг.! Еще удивительнее, что у него нет ни листьев, ни стебля, ни корня. Чтобы выжить, он умеет ловко «присосаться» к корням других растений и питаться их соками. Думаете, ученый был в восторге от такой небывалой находки? Не совсем. От этого чуда исходил ужасный запах. Но то, что вызывает отвращение у человека, привлекает мух. Они со всех сторон облепляют дурно пахнущий цветок, словно им подают самое вкусное блюдо. Вот таких верных помощников для переноса своей пыльцы нашла раффлезия. Как говорится, о вкусах не спорят! З) Оранжевый лепесток: «Цветы и краски». Трудно переоценить значение цветковых растений, поскольку они не только являются украшением окружающего нас мира, но и, несомненно, имеют огромное практическое применение. Найдите цветы, которым соответствуют цвета органического красителя, получаемого из этого растения. Ребята, у каждой команды имеются карточки «Растительные краски», в которых, пройдя по лабиринту, вы узнаете, какого цвета краску можно получить из василька, бессмертника, календулы и лапчатки. (Карточка «Растительные краски» прилагается).
  1. Подведение итогов занятия.
Подведение итогов конкурсной программы. Награждение победителей (в качестве приза семена цветочных культур, выращенных и собранных ребятами на СЮН). Заканчивая наше занятие, хочется напомнить слова народной мудрости, которая гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Верзилин Н.М. «Путешествие с домашними растениями» - Л.: Детская литература, 1965;
  2. Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия» - М.: Педагогика-Пресс, 1998.
  3. Моложавенко В.С. «Тайна красоты. Книга о цветах. « - М.; Педагогика-Пресс, 1993.
  4. Красиков С.П. «Легенды о цветах». - М.; Молодая гвардия, 1990.
  5. Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков».- М.; Детская литература, 1975.
  6. Рохлов В. и др. «Занимательная ботаника».- М.; Аст-Пресс, 2002.





















А

Б

В

Г

Д


1

х

с

у

е

ф

2

я

д

а

п

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р

г

э

и

д

5

л

к

ф

ю

в



1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б 2) 4а2в5в1д5а1г3в4г2а




А

Б

В

Г

Д


1

х

с

у

е

ф

2

я

д

а

п

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р

г

э

и

д

5

л

к

ф

ю

в



1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б 2) 4а2в5в1д5а1г3в4г2а




А

Б

В

Г

Д


1

х

с

у

е

ф

2

я

д

а

п

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р

г

э

и

д

5

л

к

ф

ю

в



1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б 2) 4а2в5в1д5а1г3в4г2а



А

Б

В

Г

Д


1

х

с

у

е

ф

2

я

д

а

п

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р

г

э

и

д

5

л

к

ф

ю

в



1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б 2) 4а2в5в1д5а1г3в4г2а



А

Б

В

Г

Д


1

х

с

у

е

ф

2

я

д

а

п

ш

3

й

ц

з

о

ь

4

р

г

э

и

д

5

л

к

ф

ю

в



1) 4в2б1г5а3д5д1г3а1б 2)4а2в5в1д5а1г3в4г2а


1. Дополните название. 2. Дайте второе название.

Кошачья горошек кипрей календула

Кукушкины лапка клевер репей

Мышиный лыко лопух Иван-чай

Волчье слёзки ноготки колокольчик

Пастушья глаз пижма кашка

Вороний сумка поповник ромашка

звонец дикая рябинка

3. Почему так назвали эти цветы.

Лютик едкий шляпка цветка напоминает гвоздь

Бессмертник его сок очищает кожу

Гвоздика цветок похож на солнце и всегда поворачивается к

солнцу

Чистотел растение ядовито

Девясил не увядает даже зимой, не вянет, если его сорвать

Подсолнух издает запах только ночью

Фиалка ночная про него говорят, что дает девять сил, то есть очень

полезен

1. Дополните название. 2. Дайте второе название.

Кошачья горошек кипрей календула

Кукушкины лапка клевер репей

Мышиный лыко лопух Иван-чай

Волчье слёзки ноготки колокольчик

Пастушья глаз пижма кашка

Вороний сумка поповник ромашка

звонец дикая рябинка

3. Почему так назвали эти цветы.

Лютик едкий шляпка цветка напоминает гвоздь

Бессмертник его сок очищает кожу

Гвоздика цветок похож на солнце и всегда поворачивается к

солнцу

Чистотел растение ядовито

Девясил не увядает даже зимой, не вянет, если его сорвать

Подсолнух издает запах только ночью

Фиалка ночная про него говорят, что дает девять сил, то есть очень

полезен


© 2010-2022