- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов Стрекоза и Муравей
Разработка урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов Стрекоза и Муравей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревтова О.Н. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочное планирование
Дата: 03.11.2014
Учитель: Ревтова О.Н. Класс: 4 «Б»
Тема. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цель. Организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
-
Содействовать формированию контрольно-оценочной самостоятельности, связанной с активной работой мышления: умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навык выразительного чтения.
-
Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умению работать в группе.
-
Воспитывать в детях взаимопонимание.
Результаты обучения:
Учащиеся А - умеют анализировать, обобщать, делать выводы, умеют правильно излагать свои мысли. Вспомнят биографию И. Крылова. Дадут определение басни, будут активно участвовать во время групповой работы.
Учащиеся В - умеют правильно излагать свои мысли, дадут определение басни, будут активными участниками групповой работы.
Учащиеся С - вспомнят биографию И. Крылова, частично вспомнят определение басни, дадут ответы на вопросы низкого порядка.
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя:
Что я буду делать?
Деятельность учеников:
Что будут делать ученики?
Оценивание
1.
Психлолгический настрой
Пусть урок принесёт радость общения, а помощниками будут внимание, старание, находчивость!
Учитель предлагает разделиться на группы.
Стратегия «Найди себе группу».
Сажает учеников, проверяет готовность к уроку.
- Прочитайте выражение, записанное на доске: «Чтение без размышления-пустое занятие».
- Как вы его понимаете?
Ученики приветствуют учителя, объединяются в группы и рассаживаются за столы малыми группами по 4 человека -4 группы и по 5 чел. 2 гр..
- Читать необходимо осмысленно.
Словесное поощрение.
2.
Этап актуализации знаний
Постановка цели и задач урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова:
- вспомним его биографию;
- вспомним определение басни;
- познакомимся с новой басней;
-определим в чём заключается мораль этой басни.
- Так какие задачи поставим перед собой на сегоднешнем уроке?
Дети формулируют задачи урока.
Поддерживающие комментарии.
3.
Стадия вызова
Работа в группах
Инд .работа
- В виде кластера записать всё, что вы помните из биографии И. Крылова.
Ключевое слово «И. Крылов»
- Что же такое «Басня»?
-Что высмеивает автор в своих баснях? И через изображение кого?
Приём «Отсроченная отгадка»
- Вы уже поняли, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете, разгадав загадки:
1. Две горошины-глаза, Ножки - грабелькой, Хвостик - сабелькой, Крылья - бантиком.
2. В лесу у пня беготня, суетня, Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. -
- Эти герои пришли к нам сегодня в гости.
Дети составляют кластер, записывая опорные слова из биографии И. Крылова.
При защите постеров- условие : «Не повторяться!»
Басня -небольшое произведение, чаще всего в стихах, в котором содержится поучение или осуждение плохих поступков или отрицательных качеств.
-Через изображение животных, растений, вещей автор высмеивает грубость, лень, хитрость, глупость и другие недостатки людей.
- Стрекоза
-Муравей
Появляются Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе. СТРЕКОЗА - Рахматуллина Полина. Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ - Ивановский Артём Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
Словесная оценка.
Словесное поощрение
4. Стадия осмысления
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи?
Приём «Антиципация» -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- А теперь проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино.
1) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
2) Формулирование проблемы. -Во всем ли совпали наши предположения? - Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? - А муравей? -Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей - отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы?
Затруднение: -Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
-Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»
- О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д..
- О муравье: труженик, коллективист, умный и т.д..
Муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко.
Разные мнения детей выслушиваются.
Словесное поощрение
5.
Словарная работа
Работа в группах
3 минуты
5 мин Попрыгунья- та, которая любит попрыгать, повеселиться. Это слово разговорного жанра; мурава - зелёная, свежая трава; резвость- веселье; удручена - огорчена, опечалена; вешние воды- весенние воды; всякий час- всё время; кум - родственница, приятельница.
Приём КМ «Шесть шляп мышления» (Вспомнить назначение каждой шляпы) Правила игры. Каждый самостоятельно читает басню «Стре
Групповое обсуждение.
Выступление лидеров команд.
Сначала значение слова комментируют дети.
1 группа- «Жёлтая шляпа» отмечает в басне «+» все положительные моменты, то что вам очень понравилось в поступках героев и записываете на постер.
2 группа - «Чёрная шляпа» отмечаете «-» отрицательные моменты, то что вам не понравилось в поступках героев и записываете на постер.
3 группа - «Красная шляпа» - свои эмоции по отношению к героям басни.
4 группа - «Зелёная шляпа» - отвечаете на вопрос: «А интересно, что бы было, если бы…» если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.
5 группа - «Белая шляпа» - называет только факты, цифры.
6 группа «Синяя шляпа» - уч-ся с ПУС Задача: всё прослушав, подвести итог сказанному, попытаться сделать вывод: с кем согласны, не согласны. Обосновать ответ.
Защита мнений (выходят каждый в своей шляпе).
Взаимооценивание групп (по таблице с критериями).
6. Повторение, включение в систему имеющихся знаний
Вывод по проблеме:
- Достигли поставленной цели?
- В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте эти строки.
- Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
- Попрыгунья Стрекоза…
- Лень, легкомыслие
7.
Рефлексия
Предлагаю составить синквейн.
Ключевое слово (по желанию детей):
- «Стрекоза» или «Муравей».
Дети составляют свои синквейны, записывают на постеры, зачитывают 1 от группы и прикрепляют к постеру.
Две звезды и 1 пожелание читающему синквейн.
8.
Оценивание
-Оцените свою работу на уроке (учитель называет критерии, по которым ребёнок определяет свою отметку).
Учитель называет отметки, которые он поставит в журнал, комментируя каждую отметку ученика.
Учащиеся выставляют отметку.
Выставление отметок в дневники, в журнал.
9.
Домашнее задание
-
Выразительное чтение басни наизусть.
-
Инсценировка басни.
Учащиеся записывают д.з. в дневники.