Разработка урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов Стрекоза и Муравей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование

Дата: 03.11.2014

Учитель: Ревтова О.Н. Класс: 4 «Б»

Тема. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель. Организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

  1. Содействовать формированию контрольно-оценочной самостоятельности, связанной с активной работой мышления: умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навык выразительного чтения.

  2. Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умению работать в группе.

  3. Воспитывать в детях взаимопонимание.

Результаты обучения:

Учащиеся А - умеют анализировать, обобщать, делать выводы, умеют правильно излагать свои мысли. Вспомнят биографию И. Крылова. Дадут определение басни, будут активно участвовать во время групповой работы.

Учащиеся В - умеют правильно излагать свои мысли, дадут определение басни, будут активными участниками групповой работы.

Учащиеся С - вспомнят биографию И. Крылова, частично вспомнят определение басни, дадут ответы на вопросы низкого порядка.

Ход урока

п/п

Этапы урока


Деятельность учителя:

Что я буду делать?


Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?


Оценивание

1.

Психлолгический настрой

Пусть урок принесёт радость общения, а помощниками будут внимание, старание, находчивость!

Учитель предлагает разделиться на группы.

Стратегия «Найди себе группу».

Сажает учеников, проверяет готовность к уроку.

- Прочитайте выражение, записанное на доске: «Чтение без размышления-пустое занятие».

- Как вы его понимаете?

Ученики приветствуют учителя, объединяются в группы и рассаживаются за столы малыми группами по 4 человека -4 группы и по 5 чел. 2 гр..













- Читать необходимо осмысленно.

Словесное поощрение.


2.

Этап актуализации знаний

Постановка цели и задач урока


- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова:

- вспомним его биографию;

- вспомним определение басни;

- познакомимся с новой басней;

-определим в чём заключается мораль этой басни.

- Так какие задачи поставим перед собой на сегоднешнем уроке?


Дети формулируют задачи урока.













Поддерживающие комментарии.

3.

Стадия вызова

Работа в группах

Инд .работа

- В виде кластера записать всё, что вы помните из биографии И. Крылова.

Ключевое слово «И. Крылов»

- Что же такое «Басня»?

-Что высмеивает автор в своих баснях? И через изображение кого?

Приём «Отсроченная отгадка»

- Вы уже поняли, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете, разгадав загадки:

1. Две горошины-глаза, Ножки - грабелькой, Хвостик - сабелькой, Крылья - бантиком.

2. В лесу у пня беготня, суетня, Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. -
- Эти герои пришли к нам сегодня в гости.

Дети составляют кластер, записывая опорные слова из биографии И. Крылова.

При защите постеров- условие : «Не повторяться!»

Басня -небольшое произведение, чаще всего в стихах, в котором содержится поучение или осуждение плохих поступков или отрицательных качеств.

-Через изображение животных, растений, вещей автор высмеивает грубость, лень, хитрость, глупость и другие недостатки людей.

- Стрекоза

-Муравей


Появляются Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе. СТРЕКОЗА - Рахматуллина Полина. Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ - Ивановский Артём Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

Словесная оценка.







Словесное поощрение

4. Стадия осмысления
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.


- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи?
Приём «Антиципация» -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?



- А теперь проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино.

1) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

2) Формулирование проблемы. -Во всем ли совпали наши предположения? - Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? - А муравей? -Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей - отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы?
Затруднение: -Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?


-Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»

- О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д..

- О муравье: труженик, коллективист, умный и т.д..







Муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко.


Разные мнения детей выслушиваются.








Словесное поощрение

5.

Словарная работа













Работа в группах

3 минуты

5 мин Попрыгунья- та, которая любит попрыгать, повеселиться. Это слово разговорного жанра; мурава - зелёная, свежая трава; резвость- веселье; удручена - огорчена, опечалена; вешние воды- весенние воды; всякий час- всё время; кум - родственница, приятельница.
Приём КМ «Шесть шляп мышления» (Вспомнить назначение каждой шляпы) Правила игры. Каждый самостоятельно читает басню «Стре

Групповое обсуждение.























Выступление лидеров команд.


Сначала значение слова комментируют дети.


1 группа- «Жёлтая шляпа» отмечает в басне «+» все положительные моменты, то что вам очень понравилось в поступках героев и записываете на постер.
2 группа - «Чёрная шляпа» отмечаете «-» отрицательные моменты, то что вам не понравилось в поступках героев и записываете на постер.
3 группа - «Красная шляпа» - свои эмоции по отношению к героям басни.
4 группа - «Зелёная шляпа» - отвечаете на вопрос: «А интересно, что бы было, если бы…» если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

5 группа - «Белая шляпа» - называет только факты, цифры.


6 группа «Синяя шляпа» - уч-ся с ПУС Задача: всё прослушав, подвести итог сказанному, попытаться сделать вывод: с кем согласны, не согласны. Обосновать ответ.
Защита мнений (выходят каждый в своей шляпе).

Взаимооценивание групп (по таблице с критериями).


6. Повторение, включение в систему имеющихся знаний




Вывод по проблеме:

  • Достигли поставленной цели?
  • В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте эти строки.
  • Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей?
  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  • Нужно ли изучать басни?
  • Чему они учат?

- Попрыгунья Стрекоза…

  • Лень, легкомыслие


7.

Рефлексия


Предлагаю составить синквейн.

Ключевое слово (по желанию детей):

- «Стрекоза» или «Муравей».

Дети составляют свои синквейны, записывают на постеры, зачитывают 1 от группы и прикрепляют к постеру.

Две звезды и 1 пожелание читающему синквейн.

8.

Оценивание


-Оцените свою работу на уроке (учитель называет критерии, по которым ребёнок определяет свою отметку).

Учитель называет отметки, которые он поставит в журнал, комментируя каждую отметку ученика.

Учащиеся выставляют отметку.

Выставление отметок в дневники, в журнал.

9.

Домашнее задание

  • Выразительное чтение басни наизусть.

  • Инсценировка басни.




Учащиеся записывают д.з. в дневники.



© 2010-2022