- Преподавателю
- Начальные классы
- Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе
Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесник Т.Е. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Усвоение фразеологизмов
на уроках русского языка в начальной школе
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П. Вяземский Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени. «Хромое слово - хромая речь»- гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Крылатых слов и выражений много у каждого народа. Их тысячи и тысячи: остроумных и злых, веселых и лукавых, мудрых и серьезных. Историей их происхождения занимается фразеология. Фразеология - это раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Понимание фразеологизмов и употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством хотя бы частично - задача школы. Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках русского языка успешно решается в учебниках А.В. Поляковой (система Л.В.Занкова). Критерии отбора фразеологизмов:
- доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста;
- высокая употребительность в различных жизненных ситуациях;
- соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе;
- фразеологизмы должны прививать детям этические нормы.
- Ознакомление с фразеологизмом и его значением.
Рисунок
носа
Вешать Задирать Зарубить на Водить за
- Выявление источников фразеологических оборотов (наблюдения человека над общественными и природными явлениями, мифологические, реальные исторические события, литература, фольклор, искусство).
- Допиши фразеологизм, объясни значение.
- Отгадай фразеологизм по его значению.
- Подбери к данному фразеологизму синоним (антоним).
- Замени каждое выражение одним словом.
- Подбери к слову фразеологический оборот.
- Нарисуй рисунок к выражению или подбери к рисунку выражение.
- Замени словосочетания выражениями.
При использовании таких упражнений на уроке учитель должен продумать, сколько фразеологизмов на уроке следует рассмотреть, как соотнести фразеологический материал с изучаемой темой, какой тип упражнений можно предложить учащимся, и в каком классе, как обеспечить закрепление рассмотренных фразеологизмов.