Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усвоение фразеологизмов

на уроках русского языка в начальной школе

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П. Вяземский Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени. «Хромое слово - хромая речь»- гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Крылатых слов и выражений много у каждого народа. Их тысячи и тысячи: остроумных и злых, веселых и лукавых, мудрых и серьезных. Историей их происхождения занимается фразеология. Фразеология - это раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Понимание фразеологизмов и употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством хотя бы частично - задача школы. Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках русского языка успешно решается в учебниках А.В. Поляковой (система Л.В.Занкова). Критерии отбора фразеологизмов:

  • доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста;
  • высокая употребительность в различных жизненных ситуациях;
  • соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе;
  • фразеологизмы должны прививать детям этические нормы.
Упражнения, направленные на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике:
  1. Ознакомление с фразеологизмом и его значением.
А) Использование толковых словарей Б) Спиши, вставляя вместо точек названия животных. Болтлива как …. Надут как …. Нем как …. Изворотлив как …. Хитёр как …. Упрям как …. Слова для справок: рыба, сорока, осёл, лиса, уж, индюк. - О ком так говорят? В) Наиболее эффективный приём - осознание его значения в контексте. Сегодня дождь льёт как из ведра. - Когда так говорят? Г) Упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок. Первый тип таких упражнений - фразеологизм соотносится с рисунком, отражающим прямое значение сочетания слов. Второй - когда учащиеся на основе данного слова и рисунка сами «создают» фразеологизм, а затем выясняют его значение

Рисунок

носа
ВУсвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школеешать ЗУсвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школеадирать ЗУсвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школеарубить на ВУсвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школеодить за

  1. Выявление источников фразеологических оборотов (наблюдения человека над общественными и природными явлениями, мифологические, реальные исторические события, литература, фольклор, искусство).
Пусто, словно Мамай прошел. Страшнее кошки зверя нет. Кричать во всю Ивановскую. Зарубить на носу.
  1. Допиши фразеологизм, объясни значение.
Проглотить … Держать ухо … Мастер на все … Ветер в … Хлопать … засучив …
  1. Отгадай фразеологизм по его значению.
Действовать вместе. - Идти в …. Очень мало. - На один …. Кот ….
  1. Подбери к данному фразеологизму синоним (антоним).
Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школеСел в галошу Забывчивость Голова как решето Полная тишина Лететь стрелой Оказаться в смешном положении
  1. Замени каждое выражение одним словом.
Держать язык за зубами - Как снег на голову - Яблоку негде упасть --
  1. Подбери к слову фразеологический оборот.
Темно - (хоть глаз выколи) Опытный - (стреляный воробей)
  1. Нарисуй рисунок к выражению или подбери к рисунку выражение.
  2. Замени словосочетания выражениями.
10.Подбери подходящий фразеологизм к тексту, сюжету. Дети из предложенных фразеологизмов выбирают наиболее подходящие к данному тексту. 11.Нахождение фразеологических оборотов в тексте. 12.Редактирование текста - замена предложений наиболее подходящими устойчивыми выражениями. 13.Составление предложений или построение диалога с использованием устойчивых выражений. 14.Игра «Фразеологический зверинец». а) Вместо точек дети вставляют названия животных. Голоден как … Хитер как… Здоров как … б) Вспомните и назовите фразеологизмы, связанные с: конем, белкой, медведем, гусем и т.д. 15.Игра «Доскажи словечко». Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней … Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю …. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? 16.Игра - соревнование «Кто больше?». Дети должны за определённое время как можно больше записать устойчивых оборотов со словами (например, голова, рука, зуб, язык, нога и т.д.).
При использовании таких упражнений на уроке учитель должен продумать, сколько фразеологизмов на уроке следует рассмотреть, как соотнести фразеологический материал с изучаемой темой, какой тип упражнений можно предложить учащимся, и в каком классе, как обеспечить закрепление рассмотренных фразеологизмов.


© 2010-2022