Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока.

Учебный предмет: русский язык, 4 класс

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение, 2014 г.

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

  1. развивать познавательные УУД анализа, сравнения, классификации объектов по выделенным признакам, самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений;

  2. развивать коммуникативные УУД - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог;

  3. развивать регулятивные УУД - постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Исходный уровень знаний и умений учащихся для изучения данной темы:

  1. дети знакомы с глаголом как частью речи;

  2. могут поставить вопрос к глаголу и выделить окончание, определить, будет окончание ударным или безударным;

  3. могут определить время, лицо и число глагола;

  4. могут поставить глагол в неопределенную форму;

  5. знают, что такое спряжение глагола, могут проспрягать глагол;

  6. умеют определить спряжение глагола и знают глаголы-исключения.

Оборудование:

Доска, интерактивная доска, учебник Русский язык 4 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Этапы урока и их хронометраж:

  1. Орг. Момент - 2 мин.

  2. Актуализация знаний - 5 мин.

  3. Самоопределение к деятельности - 6 мин.

  4. Анализ таблицы «Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени» - 5 мин.

  5. Самостоятельное составление алгоритма определение безударного окончания у глаголов настоящего и будущего времени - 7 мин.

Физкультминутка -2 мин.

  1. Применение полученных знаний на практике - 7 мин.

  2. Закрепление изученного материала - 5 мин.

  3. Домашнее задание - 2 мин.

  4. Подведение итогов урока. Рефлексия - 3 мин.

Ход урока:

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность обучающегося:

Теоретическое обоснование (формируемые УУД):

1

2

3

4

1.Орг. момент

Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

Предлагает учащимся прочитать группы слов на инетерактивной доске.

Гонит, читает, прыгает, моет, доказывает, дышит, сверкает, машет, чинит, пилит, стелет, говорит.

Спрашивает, что общего у этих слов.

Спрашивает, на какие две группы можем разделить эти слова?

Просит учащихся вспомнить, алгоритм определения спряжения глаголов.

Читают группы слов.

Определяют, что все эти слова - глаголы в неопределенной форме. Одни из них 1 спряжения, другие 2 спряжения.

Вспоминают алгоритм определения спряжения глаголов.

Формирование познавательных УУД анализа, синтеза, классификации.

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

3.Самоопределение к деятельности.

Просит учащихся прочитать запись на доске.

Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки.

Задает учащимся вопросы:

Является ли данная запись текстом? Почему?

Определите тему текста?

Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте?

Спрашивает учащихся, что общего у слов спропущенными буквами. Просит вставить пропущенные буквы и объяснить, почему они вставили именно эти буквы.

Спрашивает, какое слово вызвало затруднение и почему.

Просит учащихся сформулировать задачи урока.

Читают записи. Объясняют, что данное высказывание будет являться текстом, т. к. состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и объединенных общей темой. Тема текста - весна.

Находят в тексте изобразительно-выразительные средства.

Отмечают, что все слова с пропущенными буквами - глаголы, и в каждом слове буквы пропущены в окончаниях.

Вставляют пропущенные буквы, объясняют, что в словах звенят и цветёт окончания ударные, поэтому вставка пропущенных букв не вызвала затруднений, в слове распускает окончание безударное, кто-то из учащихся считает, что нужно вставить букву и, другие, что нужно вставить букву е.

Формулируют учебную задачу: научиться определять, как пишутся личные безударные окончания глаголов.

Формирование коммуникативных УУД

(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи).

Формирование познавательных УУД (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез).

4.Анализ таблицы «Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Для того, чтобы верно написать окончание глагола распускает предлагает учащимся обратиться к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»(приложение 1).

Помогает учащимся проанализировать таблицу.

Спрашивает:

Сколько столбцов и строк в таблице?

Какие признаки глаголов указаны в таблице?

Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.? 3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. д.

Спрашивает у учащихся, какие признаки глагола распускает они должны знать, чтобы определить по данной таблице его окончание.

Рассматривают таблицу «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени» (приложение 1).

Отвечают на вопросы учителя.

Отмечают, что в таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение.

Говорят, что, для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать в глаголе распускает, нужно определить его число, лицо, спряжение.

Определяют, что это глагол 1 спряжения в форме 3 лица, единственного числа. По таблице узнают, что у глаголов 1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание - ет.

Формирование познавательных УУД
(анализ, классификация).

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации).

5. Самостоятельное составление алгоритма определения безударного личного окончания у глаголов настоящего и будущего времени.

Делит учащихся на 4 группы и предлагает в группах обсудить и составить алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Наблюдает за работой каждой группы, при необходимости оказывает помощь, задает наводящие вопросы.

Обсуждают в группах алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени, записываю результат обсуждения.

Одна из групп (по выбору учителя) представляет результат своей работы классу. Участники других групп обсуждают получившийся алгоритм, при необходимости вносят коррективы. Предложенный алгоритм и поправки учащихся фиксируются на доске.

В результате алгоритм должен получиться следующим.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

  1. Определить время, лицо и число глагола.

  2. Поставить этот глагол в неопределенную форму.

  3. Определить спряжение глагола(для этого посмотреть, на что оканчивается неопределенная форма глагола).

Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.

  1. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.

Формирование коммуникативных УУД

(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог, умение работать в группе).

Формирование познавательных УУД (анализ, построение логической цепи рассуждений)

Формирование регулятивных

УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свою деятельность, обобщать, делать выводы)

Физкультминутка

Предлагает учащимся немного отдохнуть и провести физкультминутку

Группа заранее подготовленных учеников показывает упражнения под музыку, класс повторяет за ними.

Формирование регулятивных УУД (саморегуляция).

6.Применение полученных знаний на практике.

Предлагает учащимся выполнить упражнение 201 на стр. 99 (приложение 2) - записать глаголы, определить личное окончание глагола, пользуясь составленным алгоритмом.

Предлагает учащимся определить, пользуясь данным алгоритмом, окончания глаголов

стоят

начали

При необходимости задает наводящие вопросы.

Учащиеся работают в тетрадях, с места по цепочки объясняя написание личных окончаний глаголов.

Учащиеся обсуждают задание, высказывают свои варианты рассуждения, приходят к выводу, что данный алгоритм не подойдет для определения окончаний этих глаголов, т. к. окончание глагола стоят ударное, проверять его нет необходимости; глагол начали прошедшего времени.

Формирование познавательных УУД (классификации объектов по выделенным признакам, анализ, построение логической цепи рассуждений).

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

7.Закрепление изученного материала.

Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание, разделив их на группы по уровню творчества:

1 группа:

упражнение 202 с. 99 (приложение 3) - записать по три глагола в каждую группу:

а)глаголы с ударными личными окончаниями;

б)глаголы 1 спряжения с безударными личными окончаниями;

в)глаголы 2 спряжения с безударными личными окончаниями;

и вставить пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

2 группа:

Составить текст из 5 предложений на тему весна, пользуясь опорнвми словами(слова на карточках):

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

Глаголы употребить в форме настоящего или будущего времени, указать спряжение глаголов, выделить безударные окончания глаголов.

Просит учащихся 1-й группы проверить правильность выполнения задания, сверившись с интерактивной доской.

Выясняет, какие ошибки были допущены учащимися.

Помогает учащимся понять причину ошибки и исправить задание.

Учащиеся 2-й группы зачитывают свои работы.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Учащиеся 1-й группы проверяют правильность выполнения задания.

Обсуждают и разбирают допущенные ошибки.

Корректируют результат работы.

Учащиеся 2-й группы зачитывают свои работы.

Вместе с у чителем находят ошибки, анализируют и корректируют.

Формирование регулятивных УУД (самоконтроль, самооценка, коррекция).

Формирование познавательных УУД ( анализ, классификация).

Формирование коммуникативных УУД (умение слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание).

8.Домашнее задание.

Записывает на доске домашнее задание.

С. 99 упр. 203

Просит учащихся прочитать задание, спрашивает, какие вопросы по заданию у них возникли.

Отвечает на вопросы учащихся.

Записывают домашнее задание в дневники, читают задание в учебники, задают уточняющие вопросы учителю.

Формирование регулятивных УУД.

Формирование коммуникативных УУД.

9.Итоги урока. Рефлексия.

Просит учащихся вспомнить, какую учебную задачу класс поставил перед собой в начале урока. Спрашивает, удалось ли решить поставленную задачу.

Просит учащихся на полях тетради, пользуясь специальными линеечками оценить, насколько хорошо они усвоили материал урока.

Вспоминают учебную задачу: научиться писать личные безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Оценивают себя.

Формирование регулятивных УУД при самооценке качества и уровня усвоения новых знаний.

Литература:

1.Русский язык, 4 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М., Просвещение, 2014.

2. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной, Горецкого, Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, 4 клас, М., Вако, 2014.

3. Сборник рабочих программ «Школа России», М., Просвещение, 2011.

4. nsportal.ru/.../urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-umk-shkola-rossii-tema


Приложение.

Приложение 1.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Приложение 2.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Приложение 3.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

© 2010-2022