- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира «Будь вежлив!»
Урок окружающего мира «Будь вежлив!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лизунова О.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок «Будь вежлив!»
1 класс (УМК «Планета знаний»)
Учитель: Лизунова О.В.
Ход занятия 1. Орг. момент 2. Вступительное слово учителя. -Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте, Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. (слайд 1)
- Молодцы! Разгадали тайну. Она называется «Страной вежливости». (слайд 2)
-Давным-давно в стране Вежливости был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник (на доску прикрепляется картинка).
Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем «волшебные» слова. И от его слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу эти слова. Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы.
- Ребята, почему преобразился город? (ответы детей) (слайд 3)
- Поэтому тема нашего урока : Будем вежливы! (слайд 4)
- Волшебник пришёл не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.(на доске)
1) Образование слова «Вежливость».
- Возьмите первый конверт и прочитайте, какое желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Внимание на экран! (слайд 4, 5)
- Давайте выполним задание Волшебника.
Задание: на карточке №1 обведите зелёным карандашом те качества, которые делают человека вежливым и воспитанным. (карточка №1- слайд 6)
2) Использование в речи «волшебных» слов.
- Давайте возьмём у Волшебника конверт под номером 2 и исполним второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова».
- В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте вспомним их. (слайды 7-17)
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам. Иначе произойдёт вот что.
Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 55 учебника. Получился ли разговор вежливым и понятным? Три ученика читают вслух по ролям, затем дети высказывают свое мнение.(слайд18)
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?(слайд19)
Помни! (слайд20) ---Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. -Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. -Не следует говорить слишком долго.
Примерная схема разговораLслайд21)
1. «Алло».
2. Приветствие
3. Объяснение цели звонка - собственно разговор.
4. Благодарность
5. Прощание.
- Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
Разыграем ситуации (разговор по телефону)(слайд22)
-
Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы.
-
Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике.
-
Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол».
-
Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова,совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».
-
Прочитаем вслух текст «Странный папа» на стр. 56 учебника.(слайд23)
-
Как вы объясните «странное» поведение папы?
-
Что можно сказать о попугае Илье?
-
Чему бы мальчики могли поучиться у папы Серёжи и Нади?
3) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Волшебника конверт и узнаем о следующем его желании.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними».
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем - всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Волшебник.
«Правила вежливости» (слайды 23-24)
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись
- Правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
А сейчас мы рассмотрим ситуации и разберём, кто поступает правильно?(слайд 25)
9. Работа в группах «Образуй своё правило».
Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
-
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек. - 1 ряд
-
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно. - 2 ряд
-
Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей. - 3 ряд
4) Викторина.
Запись в конверте: «Хочу проверить ваши знания».
Викторина «Ежели вы вежливы» (Слайды № 25-30).
Подведение итогов.
- Ребята, что мы сегодня уяснили для себя?
- Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
5) Граждане новой страны.
Запись в конверте: «Поздравляю, вы получили гражданство Страны Вежливости».