Конспект урока по окружающему миру по теме Царство грибов 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по окружающему миру для 3 класса «Удивительное царство грибов» Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Цели: Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах; Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру. Тип урока: «открытие» нового знания. Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.

План урока

1. Оргмомент.

Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь. (1 слайд пустой) - Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны. (2 слайд лес, музыка) Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Чудные тайны откроете эти. 2. Актуализация опорных знаний- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите? - Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов. (3 слайд) царства живой природы 3. Формулирование темы, постановка цели. -Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.(4 слайд Царство грибов)

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся. -О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите. А как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового. -А что бы вы хотели узнать об этом царстве? -Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. (5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают? - Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять) -На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке. -Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

а) Строение грибов.

-Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.

(6 слайд - строение грибов)

-А теперь давайте рассмотрим строение гриба

- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.

-Что находится ниже? (Ножка)

-Шляпка и ножка называется плодовое тело.

-Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.

б) Классификация грибов

-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

-Открыли учебники стр.120

(8 слайд) Грибы - двойники (белый, желчный)

1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

(9 слайд) Грибы - двойники (опята - ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок - ядовитый гриб.

-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

(10 слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по строению) Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь) -По какому признаку нашли отличие? (по строению) -Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? (11 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма) В). Правила сбора грибов. -А кто из вас знает, как собирать грибы? -Найдите ответ в учебнике на стр. 121. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы. - Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь? - Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох? - Почему нужно срезать грибы ножом? - Почему нельзя собирать большие старые грибы? - Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов? (12 слайд чистый, музыка) Физминутка -Сбор грибов иногда называют « тихой охотой», которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо. Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. -Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком. Садитесь. - Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим. Г). Грибы, занесённые в Красную книгу. - Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России. (13, 14 слайд) (Красная книга) -Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.) -Эти грибы нуждаются в особой охране. Д). Значение грибов Сказка -А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. (15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы) Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. « -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас» Грибы ответили: «Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов. -А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения. (19 слайд) Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов? -Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза. Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям. Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом. (20 слайд) Результаты исследования: -Что получают грибы от деревьев? 1. Грибы получают от дерева питательные вещества. -А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов? -А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли) 2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли. -А как связана грибница и корни деревьев?( Срастается) -А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям? 3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы. -Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница? 4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов. - Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев. - Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод? (21 слайд вывод, гриб дерево) Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов. -Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз. -Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева). Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки. Какой можно сделать вывод? - Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются) -В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые. (22 слайд чистый) Физминутка Вот он гриб - боровик, И красив он и велик. Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка. Е). Закрепление нового материала. А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы. (23 слайд №5 повтор) Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания. (24 слайд) -Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем. 1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? а) оставить его на месте, б) срезать и взять с собой, в) сбить ногой. -Какой правильный ответ? (25 слайд) 2. Назовите самый ядовитый гриб. а) желчный гриб, б) бледная поганка, в) ложный опёнок. (26 слайд) 3. Что не входит в строение гриба? а) шляпка, б) ножка, в) корень. -Что же у грибов вместо корня? (27 слайд) 4. С чем взаимосвязаны грибы? а) с человеком, б) с деревьями, в) с животными. (28 лайд) 5. Найди лишний гриб. А) подосиновик, Б) боровик, В) мухомор
Проверка А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3. 6.Рефлексия деятельности. -Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали? -За активную работу на уроке получают оценки……. Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес. 7. Включение нового в систему знаний (Слайд 29)Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому. Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах. (Слайд 30) 9. Дополнительно (фильм рост растений) И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.
(12 слайд) фильм о росте грибов Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. -Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу. Дополнительно -Но грибы не только - то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб -плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).





Использованная литература:


  1. Б. П. Васильков. Съедобные и ядовитые грибы. Санкт- Петербург «Наука» 1995 г.

  2. М. В. Вишневский. За грибами с ноября по май. Москва «Восток-Запад» 2004 г.

  3. Пеле Янсен. Всё о грибах. Санкт-Петербург « Кристалл» 2004 г.

  4. Томас Лессо. Грибы: определитель. Москва «АСТ-Астрель» 2003 г.

  5. Л. В. Гарибова. В царстве грибов. Москва «Прибой» 1998 г.

  6. Л. В. Гарибова Грибы от, А до Я. Иллюстрированный справочник. Москва « Фитон» .2004 г.

  7. Ю. К. Долетов. Секреты заядлого грибника. Москва « АСТ -Пресс книга» 2004г.

  8. С. Д. Додик. Грибы Российских лесов. Москва «АСТ» 2007 г.

  9. М. Н. Сергеева. Грибы. Культура и традиции. 2006 г.


8

© 2010-2022