- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык. Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Русский язык. Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лощакова С.И. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык. Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».
- Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету. Формировать УУД. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и задачи на уроке. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
2). Каллиграфическая минутка. На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн - Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. - Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно). - Оцените свою работу.
II. Операционно - познавательный этап. 1) Ситуация успеха. Актуализация знаний.
* Блицтурнир.
- Что в слове главное? (Его значение) - В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне) -А сейчас в групповой работе мы вспомним, какие орфограммы мы уже изучали. Задание,вставить пропущенные буквы и определить к какой орфограмме относятся слова.
Тр…ва Оз..ро Г..ра Гн..здо Сл..ны
Сугро.. Сапо.. Ре..кий Чу..кий Дру.. Ребята, все ли орфограммы мы вспомнили? Какую?( непроизносимую согласную) - Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)
2) Целеполагание Работа у доски: местный честный грустный [м'эсный'] [ч'эсный'] [грусный'] - Запишите транскрипцию к данным словам. - Сравните количество букв и звуков в этих словах? - Почему количество букв и звуков не совпадает? (В словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком). - Подумайте, почему эти звуки не произносятся? (Три согласных звука стоят рядом и их очень трудно произнести, таким образом, мы упрощаем их произношение). - Попробуйте определить тему нашего урока. Тема нашего урока «Непроизносимые согласные» -Запишите слова: грустный, вкусный. Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный. - Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному? - Чего мы ещё не знаем? (Когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо).
3) Физминутка для глаз.
4). Этап решения проблемы.
- Для того, чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, мы выполним следующую работу .
местный - место
чудесный - чудеса
честный - честь
интересный - интересы
грустный - грустит
вкусный - вкусить
- А что интересного вы рассказали бы про эти слова?
- В своих ответах опирайтесь на следующий план:
1. Наблюдаем.
2. Замечаем.
3. Делаем вывод. - После выполнения работы в группах, выходите к доске, выбираете свои слова и рассказываете о своих наблюдениях и выводах. 1 группа. * Слова записаны родственными парами. * В словах первого столбика выделены СН и Т, а во втором - только Т. * Произносим слова. В словах первого столбика звук [Т] не произносится, а в их родственных парах - произносится, находится в сильной позиции. Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову родственное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак. 2 группа. * Слова записаны родственными парами. * В словах первого столбика выделено сочетание СН. Буквы Т нет. * Произносим слова. Звук [Т] не произносится. Вывод: если при произношении звук [Т] не появляется в родственных словах, буквы в этом месте не должно быть.
(в исследованных нами словах согласные звуки мы не слышим, а буквы пишем) 5). Обобщение.- Над какой темой мы сегодня с вами работаем? - Давайте вернемся к словам и определим, как же нужно было их написать? - Прочитайте ещё раз девиз нашего урока. Что вы увидели интересного по нашей теме? (В слове неизвестно непроизносимый согласный т, проверочное слово весть, вести). - Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т? (В словах ужасно, интересно нет буквы т, проверочные слова ужасы, интересы).
- Спишите девиз нашего урока, подчеркните орфограмму.
6). Этап воспроизведения новых знаний. 1).Работа по учебнику(с.37) -Прочитайте задание и выполните упражнение. 2). Самостоятельная работа( если останется время -А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.
Учас…ник
ярость
Чес…ная
часть
Чудес…ная
прекрасен
Ярос…ный
чудеса
Прекрас…ное
уста
Ус…ный
честь Взаимопроверка в парах. Оцените работу соседа.
III. Рефлексивно - оценочный этап. 1) Контроль Коллективная работа (На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.) - Дети, в нашем классе заблудились "слова" - найдите их и распределите все слова в три группы. (Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
голодный сосновый небесный трепещет зимний окрестный местный известный радостный праздничный
- Как проверить написание парного согласного в корне?
- Как проверить написание безударного гласного в корне?
- Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?
- В третьем столбике найдите лишнее слово. Почему?
- Об этом мы будем говорить на следующем уроке. 2). Домашнее задание: написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными. 3). Рефлексия
- Урок наш подходит к концу. Какую проблему мы сегодня решали?
- Какое совершили открытие? - А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте настроение на полях тетради. - Спасибо за урок!