- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по риторике 2 класс (в соответствии с ФГОС)
Рабочая программа по риторике 2 класс (в соответствии с ФГОС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вознюк А.М. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано Зам. директора МКОУ«Мараканская ООМШ» __________/О.И. Слюсаренко/
| Утверждаю Директор МКОУ «Мараканской ООМШ» _________________/А.Г. Мусенко/ Приказ № от |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Риторика»
для обучающихся 2 класса МКОУ «Мараканской ООМШ»
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель: Марченко Анна Михайловна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по курсу «Риторика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Риторика», автора Т.А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. - 3-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 142с.)
Цель школы: формирование духовно-нравственной, творческой и физически здоровой личности младшего школьника, владеющей основами умения учиться, способной к организации собственной деятельности, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, ориентированной на принятие общечеловеческих ценностей.
Модель выпускника. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственно развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; осуществляется ориентирование на становление личностных характеристик выпускника' таких как: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение ценностей семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способностей к организации собственной деятельности; готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Задачи учебного предмета - обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению.
Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:
проблемно-диалогическую технологию, здоровьесберегающую технологию.
технологию правильного типа читательской деятельности ,технологию оценивания достижений.
Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; конференции; исследование; презентация; диагностика; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся - письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д.
Обучающиеся должны знать /понимать/: виды общения, особенности устной и письменной речи, окраску голоса, виды периодических изданий, ключевые и опорные слова в тексте, речевые жанры.
Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения. уместность использования различных словесных форм/ ,ориентироваться в ситуациях общения,вступать в различные виды контакта,уместно использовать словесные и несловесные средства общения, выразительно читать и говорить при общении, работать с различными видами периодических изданий, находить ключевые и опорные слова в тексте, работать с текстом.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тематический блок
Кол-во часов
Использование ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности 1
Проверь себя «Повторение изученного в 1 классе».
1
2
Общение
4 1
3 Речь: устная и письменная 7 2
Проект «Подводный мир»
4
Вежливая просьба 4 1
Коллективный проект «Архитектура моего города»
5 Текст 17 6
Проект «Береги природу».
Проект «Здравствуй, Лето!»
Исследовательский проект «Рефлекс в изобразительном искусстве» 6
Повторение и обобщение. 1
1 1
Итого 34 10
Основное содержание тематического плана
№ п/п
Тематический
блок
Количество часов
Количество контрольных работ.
Количество уроков по развитию речи
1.
Проверь себя «Повторение изученного в 1 классе».
1
1
2
Общение
4
Текущий контроль. Творческое задание «Пообщаемся». Творческое задание «Вывеска - рисунок».
Творческое задание «Утешь друга». Тематический контроль. Чтение по ролям.
2
Речь: устная и письменная
7 Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу». Игра «Угадай, чей голосок». Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос. 7
3
Вежливая просьба
4 Текущий контроль. Тест.
Тематический смотр знаний. 4
4
Текст
17
Текущий контроль. Тест. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос. Тематический смотр знаний 17
5
Повторение и обобщение
1
Тематический смотр знаний.
Итого
34
№ урока
Название раздела.
Тема урока
Планируемые результаты
Кол-во
часов
Дата
1 четверть
Предметные
Метапредметные
Личностные
План
Факт
1
Твои речевые роли.
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
-
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
-
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
-
осознавать значение тона, смыслового
ударения как несловесных средств устного общения;
-
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
-
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
-
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения.
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
-
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
-
отличать подробный пересказ от краткого;
-
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
-
опользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли.
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
-
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
-
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
-
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
-
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
1
2
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант)- кому (адресат) что (содержание высказывания.
1
3
Согласие или отказ.
1
4
Адресат - адресант.
1
5
Темп и тон.
1
6
Разговор по телефону.
1
7
Мимика и жесты.
1
8
Прощание. Благодарность.
2 четверть
1
9
Ответы на отказ.
1
10
Скрытая просьба.
1
11
Что такое текст.
1
12
Заголовки - отгадки.
1
13
Опорные слова.
1
14
Ключ к тексту.
1
15
Знаки в тексте.
1
16
Маленькие тексты.
3 четверть
1
17
Пересказ.
1
18
План.
1
19
Подробный пересказ.
1
20
Краткий пересказ.
1
21
Типы текстов.
1
22
Типы текстов.
1
23
Рассуждение. Примеры в рассуждении.
1
24
Ссылка на правило, закон.
1
25
Описание.
1
26
Признаки предметов.
1
27
4 четверть
Описания в объявлении.
1
28
Загадки - описания.
1
29
Невыдуманный рассказ.
1
30
Части рассказа.
1
31
Хочу вам рассказать.
1
32
Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст».
1
33-34
Повторение
1
Информационно-методическое обеспечение
1.Т.А. Ладыженская, Л.В. Сaльковa, А.С. Киселёва, З.И. Курцева "Детская риторика в рассказах и картинках" (методическое пособие для 2 класса),
Москва, Просвещение, 2012 г
2. Т.А. Ладыженская «Речевые уроки», Москва, Просвещение, 2005 г 3.В.Е.Гольдин "Речь и этикет", Москва, Просвещение, 2004 г
С. И.Львова "Язык В речевом общении", Москва, Просвещение, 2003 г
М.Н. Ночевник "Человеческое общение", Москва, Триумф, 2001 г.