Рабочая программа по риторике 2 класс (в соответствии с ФГОС)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Согласовано

Зам. директора МКОУ«Мараканская ООМШ» __________/О.И. Слюсаренко/


Утверждаю

Директор МКОУ «Мараканской ООМШ»

_________________/А.Г. Мусенко/

Приказ № от







Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Риторика»

для обучающихся 2 класса МКОУ «Мараканской ООМШ»

(базовый уровень)


на 2015/2016 учебный год

Составитель: Марченко Анна Михайловна, учитель начальных классов








Пояснительная записка

Данная образовательная программа по курсу «Риторика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Риторика», автора Т.А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. - 3-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 142с.)

Цель школы: формирование духовно-нравственной, творческой и физически здоровой личности младшего школьника, владеющей основами умения учиться, способной к организации собственной деятельности, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, ориентированной на принятие общечеловеческих ценностей.

Модель выпускника. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственно развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; осуществляется ориентирование на становление личностных характеристик выпускника' таких как: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение ценностей семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способностей к организации собственной деятельности; готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Задачи учебного предмета - обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению.

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:

проблемно-диалогическую технологию, здоровьесберегающую технологию.

технологию правильного типа читательской деятельности ,технологию оценивания достижений.

Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; конференции; исследование; презентация; диагностика; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся - письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д.

Обучающиеся должны знать /понимать/: виды общения, особенности устной и письменной речи, окраску голоса, виды периодических изданий, ключевые и опорные слова в тексте, речевые жанры.

Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения. уместность использования различных словесных форм/ ,ориентироваться в ситуациях общения,вступать в различные виды контакта,уместно использовать словесные и несловесные средства общения, выразительно читать и говорить при общении, работать с различными видами периодических изданий, находить ключевые и опорные слова в тексте, работать с текстом.























Учебно-тематический план

№ п/п


Тематический блок

Кол-во часов


Использование ИКТ


Использование проектной деятельности


Использование исследовательской деятельности 1

Проверь себя «Повторение изученного в 1 классе».
1


2

Общение


4 1







3 Речь: устная и письменная 7 2

Проект «Подводный мир»
4

Вежливая просьба 4 1

Коллективный проект «Архитектура моего города»
5 Текст 17 6

Проект «Береги природу».

Проект «Здравствуй, Лето!»

Исследовательский проект «Рефлекс в изобразительном искусстве» 6

Повторение и обобщение. 1
1 1
Итого 34 10







Основное содержание тематического плана


№ п/п


Тематический

блок


Количество часов


Количество контрольных работ.


Количество уроков по развитию речи

1.

Проверь себя «Повторение изученного в 1 классе».

1


1

2

Общение

4

Текущий контроль. Творческое задание «Пообщаемся». Творческое задание «Вывеска - рисунок».

Творческое задание «Утешь друга». Тематический контроль. Чтение по ролям.

2

Речь: устная и письменная

7 Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу». Игра «Угадай, чей голосок». Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос. 7

3

Вежливая просьба

4 Текущий контроль. Тест.

Тематический смотр знаний. 4

4

Текст

17

Текущий контроль. Тест. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос. Тематический смотр знаний 17


5

Повторение и обобщение

1


Тематический смотр знаний.


Итого

34

№ урока

Название раздела.

Тема урока



Планируемые результаты

Кол-во

часов


Дата

1 четверть

Предметные

Метапредметные

Личностные


План

Факт

1

Твои речевые роли.


характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

  • осознавать значение тона, смыслового

ударения как несловесных средств устного общения;

  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения.

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

  • отличать подробный пересказ от краткого;

  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

  • опользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли.

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;

  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

1



2

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант)- кому (адресат) что (содержание высказывания.


1



3

Согласие или отказ.

1



4

Адресат - адресант.

1



5

Темп и тон.

1



6

Разговор по телефону.

1



7

Мимика и жесты.

1



8

Прощание. Благодарность.

2 четверть

1



9

Ответы на отказ.

1



10

Скрытая просьба.

1



11

Что такое текст.

1



12

Заголовки - отгадки.

1



13

Опорные слова.

1



14

Ключ к тексту.

1



15

Знаки в тексте.

1



16

Маленькие тексты.

3 четверть

1



17

Пересказ.

1



18

План.

1



19

Подробный пересказ.

1



20

Краткий пересказ.

1



21

Типы текстов.

1



22

Типы текстов.

1



23

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

1



24

Ссылка на правило, закон.

1



25

Описание.

1



26

Признаки предметов.

1



27

4 четверть

Описания в объявлении.

1



28

Загадки - описания.

1



29

Невыдуманный рассказ.

1



30

Части рассказа.

1



31

Хочу вам рассказать.

1



32

Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст».

1



33-34

Повторение

1





Информационно-методическое обеспечение


1.Т.А. Ладыженская, Л.В. Сaльковa, А.С. Киселёва, З.И. Курцева "Детская риторика в рассказах и картинках" (методическое пособие для 2 класса),

Москва, Просвещение, 2012 г

2. Т.А. Ладыженская «Речевые уроки», Москва, Просвещение, 2005 г 3.В.Е.Гольдин "Речь и этикет", Москва, Просвещение, 2004 г

С. И.Львова "Язык В речевом общении", Москва, Просвещение, 2003 г

М.Н. Ночевник "Человеческое общение", Москва, Триумф, 2001 г.


© 2010-2022