- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. .. », «Зреет рожь над жаркой нивой. .. »
Конспект урока по литературному чтению на тему А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. .. », «Зреет рожь над жаркой нивой. .. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиядинова Э.М. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я. Аким - Прочитайте жужжащим способом. - О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге. Можно так и назвать - «Первый снег».) - С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.) - Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.) - Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос. (Чтение детьми.) - А сейчас наоборот: начнем громко, затем уменьшим силу голоса до шепота. - Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение. - Отгадайте загадки О. Дружковой. Белый пух на землю ляжет, Скроет землю пух лебяжий, Засверкает, заискрится, В яркий жемчуг превратится. (Снег.) Под гору - коняшка, в гору - деревяшка. (Санки.) Раскинулась скатерть, Для всех еды хватит: Что на нее положишь, То своим трудом умножишь. (Поле.) IV. Работа по теме урока А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» Сегодня мы ознакомимся с новым стихотворением, которое написал замечательный русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет. (Учитель показывает его портрет. Чтение стихотворения учителем.) - От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.) - Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.) - Чему он рад? (Его радует, что на ветвях иней - он не колючий, светло-синий.) - Что еще восхищает его? (Ему еще кажется, что кто-то свежей, белой, пухлой ватой украсил кусты. И малыша это радует.) - Все ли слова вам понятны? (Нет, непонятно слово «тороватый».) - Найдите значение этого слова. Тороватый - щедрый (не скупой). - Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.) - Какие чувства ребенка они помогают передать? (Чувства восхищения, радости, восторга.) - Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией вы его прочтете? (Выражающей чувство неуверенности. Ребенок не знает, отпустит ли его мама гулять.) - С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (Ребенок говорит с мамой быстро, он хочет поскорее рассказать, что он видит. Интонация радостная, восторженная.) - Ребята, как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»? (Слово «убрал» приведено здесь в значении «украсил, придал нарядный вид».) V. Физкультминутка Дружно за руки взялись! Руки вверх, руки вниз! Руки быстро в кулачок, Положили на бочок. Вправо-влево покачались, Назад-вперед, назад-вперед. Ну-ка, кто там отстает? VI. Продолжение работы по теме урока 1. Самостоятельное чтение стихотворения - Подумайте, всегда ли паузы совпадают с концом строки. (Нет пауз между 2-3, 7-8, 11-12, 14-15-й строками.) - А где паузы надо сделать в середине строки? (В 1, 16-й длинные - это конец предложения. В 4, 5, 7, 11-й - короткие паузы, так как идет интонация перечисления.) 2. Обсуждение понятия «рифма» - Что такое рифма? (Рифма - созвучие концов стихотворных строк.) - Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос - мороз; одеяло - побелело; синий - иней; тороватый - ватой; ты - кусты; спору - в гору; бежать - гулять; не откажешь - скажешь.) 3. Выразительное чтение стихотворения - Молодцы! А сейчас приготовьтесь читать стихотворение выразительно, представив, что это вы обращаетесь к своей маме, рассказываете ей об увиденном. (Чтение учащимися.) 4. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» (Дети самостоятельно читают стихотворение.) - Что изобразил Фет в своем стихотворении? (Поэт изобразил хлебное поле.) - Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: жаркая; прихотливый - капризный, с прихотями, с причудами; золотые; безбрежная - такая широкая, простирающаяся на необозримое пространство, безграничная; огнедышащее - огнем дышит? (Показан жаркий летний день. Нива тоже жаркая. Рожь желтого цвета, поэтому поэт называет ее золотой. Эти слова помогают нам ощутить жар этого дня.) - Найдите значение слова смежает. (Смежает - закрывает.) - Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете? (Выразительное чтение детей.) 5. Рассказ учителя об авторе Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов, например романс «На заре ты ее не буди». Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова. VII. Рефлексия VIII. Подведение итогов урока - Что такое рифма? Приведите примеры. - Как передает А.А. Фет настроение лирического героя? Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. Нарисовать к нему иллюстрацию.