- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лазебная Е.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
-
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы. Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа кружка «Глобус» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
- Принцип систематичности и последовательности проявляется
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» предназначен для обучающихся 2-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 2-4 классы - 68 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» состоит из 3 разделов:
- «Страна Здоровья»: выполнение комплекса упражнений «Ритмическая пауза» каждый день по 8 минут перед занятиями
- «Страна Путешествий, туризма и отдыха»: экскурсии и спортивные мероприятия
- «Страна Доктора Айболита»: викторины, беседы, проекты, акции
Формы проведения занятия и виды деятельности
Викторины, беседы, тесты и анкетирование, экскурсии, походы, дни здоровья, спортивные мероприятия, решение ситуационных задач, просмотры фильмов и театрализованных представлений Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Учебно - тематический план
№
Тема
Общее кол-во часов
2
класс
3
класс
4 класс
Характеристика деятельности обучающихся
1 Страна Здоровья
Ритмическая пауза
68
34
34
-
Выполнение комплекса упражнений для сохранения здоровья
Утренняя зарядка
34
-
-
34
2 Страна Путешествий, туризма и отдыха
Экскурсии
32
16
8
8
Экскурсии и походы по территории края, района и поселка. Участие в спортивных соревнованиях
Походы
20
4
8
8
Соревнования
18
6
6
6
3 Страна Доктора Айболита
Беседы
10
2
4
4
Участие в беседах и викторинах о спорте и здоровом образе жизни. Выполнение проектов спортивно-оздоровительного направления
Викторины
10
2
4
4
Проекты
12
4
4
4
204
68
68
68
Содержание Ритмическая пауза
Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний 1 упражнение Выполнять стоя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов - 5 выдохов). 2 упражнение Выполнять стоя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе. 3 упражнение Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов - 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов - 5 выдохов). 4 упражнение Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз. 5 упражнение Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз. 6 упражнение Выполнять сидя, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз. 7 упражнение Выполнять сидя, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз. 8 упражнение Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз. 9 упражнение Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз. 10 упражнение Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз. 11. Физминутки (интернет-ресурсы, электронные носители)
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 1. Ходьба. Шаг с правой ноги-хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги-хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд. 2. И. п.-стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 -повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2-вернуться в и, п. На счет 3-4-то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6-8 раз. Дыхание произвольное. 3. И. п.-стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12-16 раз. Дыхание произвольное. 4. И. п.-сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1-2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3-4-вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное. 5. И. п.-сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1-3-вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4-6-то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз. 6. И. п.-стоя «в линию» (носок правой ноги-к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 - подняться на носки, руки в стороны-вдох, на счёт 2-4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз-выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4-6 раз. 7. И. п.-стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1-3-прыжки на носках на месте; на счёт 4-поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30-40 секунд. 8. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное. 9. Физминутки (интернет-ресурсы, электронные носители)
Комплекс упражнений на электронных носителях для профилактики ухудшения зрения
Физминутки (интернет - ресурс, электронные носители)
Учебно - тематическое планирование 2 класс
№
Тема
Кол-во часов
аудиторно
внеаудиторно
1
Ритмическая пауза
14
20
2
Экскурсия
-
16
3
Поход
-
4
4
Веселые старты
-
6
5
Проект
2
2
6
Викторина
2
-
7
Беседа
2
-
Итого 68 часов
20
48
Учебно - тематическое планирование 3 класс
№
Тема
Кол-во часов
аудиторно
внеаудиторно
1
Ритмическая пауза
14
20
2
Экскурсия
-
8
3
Поход
-
8
4
Веселые старты
-
6
5
Проект
2
2
6
Викторина
4
-
7
Беседа
4
-
Итого 68 часов
24
44
Учебно - тематическое планирование 4 класс
№
Тема
Кол-во часов
аудиторно
внеаудиторно
1
Утренняя зарядка
14
20
2
Экскурсия
-
8
3
Поход
-
8
4
Веселые старты
-
6
5
Проект
2
2
6
Викторина
4
-
7
Беседа
4
-
Итого 68 часов
24
44
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности учащихся.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (учебных успехов).
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов
(2 класс)
Второй уровень
результатов
(3 класс)
Третий уровень
результатов
(4 класс) Приобретение учащимися новых знаний о здоровом образе жизни, взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни через экскурсии, походы, беседы. Взаимодействие учеников между собой с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям о здоровом образе жизни, ценностного отношения к социальной реальности в целом о здоровье и спорте.
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Методические рекомендации Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Глобус» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Материал программы кружка «Глобус» подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся с учащимися 7 -11-летнего возраста и начинаются с 2-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать. В зависимости от содержания цели и задач занятий, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются различные формы занятий, где особое значение отводится выполнению комплекса ритмической и утренней зарядки, а так же экскурсиям и походам. Реализация программы осуществляется тремя блоками. Первый блок проведение занятий кружка через выполнение комплекса ритмической и утренней зарядки. Второй блок проведение занятий кружка аудиторно через беседы, викторины, выполнение рабочих проектов. Такая форма проведения способствует расширению кругозора учащихся, вырабатывает навык учащихся в выполнении учебных целей и задач. Третий блок - проведение внеуадиторных занятий через экскурсии, походы, поездки и спортивные соревнования которые способствуют расширению кругозора учащихся.
Материально- техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Глобус» необходимы следующие принадлежности:
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор, фотоаппарат, видеокамера ;
- набор ЭОР для физминуток.
Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с.
14