Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Выразительное чтение»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии: - Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»; - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373; - Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296). - концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3» - на основе примерной программы по литературному чтению; - на основе авторской программы по учебному предмету литературное чтение Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности О низком качестве литературного образования свидетельствуют устойчиво низкие результаты российских школьников в международных исследованиях качества чтения PISA. Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. По наблюдениям доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:

  • детский читательский негативизм;
  • отказ от добровольного чтения серьезной литературы;
  • превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг;
  • низкая культура чтения, замена программных произведений дайджестами;
  • утрата детьми чувства языка.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом. По данным психологов, представленным на Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре», к 13 годам ребенок должен испытывать потребность в чтении, самостоятельно осуществлять отбор художественных произведений, отвечающих его духовным запросам. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни. Поэтому одной из важнейших задач литературного образования является формирование личной читательской мотивации ученика. Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать также более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Цели и задачи программы Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Выразительное чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Цель программы «Выразительное чтение» - возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования. Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
  • формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Формы обучения


Программа «Выразительное чтение» рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю). Обучение носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий школьники осваивают разные виды внеурочной деятельности:

  • обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
  • в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность);
  • школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность);
  • многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников;
  • в 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социально-ориентированных проектов (социальное творчество).


Принципы читательской деятельности


В основу принципов читательской деятельности положены подходы известного специалиста в данной области - Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию мотивации чтения у младших школьников, формированию умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те специфические читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. Наряду с чтением произведений (как вслух, так и «про себя») на занятиях широко используется аудирование - активное слушание художественных текстов. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац и др.). Основные принципы читательской деятельности:

  • Принцип ориентации на читательские интересы ребенка. Поэтому в программу включены произведения, интересные для юного читателя и соответствующие его возрасту.
  • Принцип новизны чтения. Программой предусмотрена работа над произведениями тех авторов, которые уже знакомы детям по их читательскому опыту, но главной задачей занятий является расширение читательского кругозора, формирование самостоятельной читательской деятельности ребенка за счет знакомства с новыми авторами и книгами.
  • Принцип разнообразия тематики и жанров литературных текстов.
  • Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
  • Принцип «интересности» чтения. Одна из важных особенностей занятий во внеурочной деятельности заключается в том, что они должны быть увлекательными, интересными для младшего школьника. Поэтому в программу включены игровые методы и приемы ведения занятий: литературные игры, кроссворды, тесты, соревнования и т.д.
  • Принцип добровольности чтения. Ребенок вправе прочитать часть произведения, выполнить те задания, которые ему интересны. Важными мотивами обучения ребенка должны стать самостоятельность в выборе произведения, соревновательность в учебном процессе. Важнейшим стимулятором чтения является читательская самооценка учащегося, которая формируется при выполнении оригинального задания «Мое читательское мнение».
  • Принцип свободного выбора вида чтения. При подготовке к занятию маленький читатель имеет право на разные виды чтения: наряду с изучающим он может ограничиться просмотровым чтением текста или общим знакомством с книгой (обложка, содержание, иллюстрации). Как вариант - знакомство с экранизацией указанного произведения.
  • Принцип положительного оценивания деятельности ученика. В целом обучение в рамках внеурочной деятельности не предполагает каких-либо оценок читательской деятельности обучающегося. Не прочитанная к занятию книга, невыполненное задание, ненаписанная творческая работа не служат поводом для негативной оценки (как устной, так и письменной) работы ученика.

Планируемые результаты обучения


Реализации программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
  2. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
  3. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
  4. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
  6. Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
  1. Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  2. Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
  3. Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  4. Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
  5. Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
  7. Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
  8. Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
  9. Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
  1. Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
  2. Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
  3. Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
  4. Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  5. Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
  6. Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  7. Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.

Содержание программы


Содержание программы «Выразительное чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа России»), рекомендованных Министерством образования РФ. Содержание программы определяет художественно-эстетический подход. К изучению предлагаются произведения, вошедшие в золотой фонд мировой детской литературы, а также произведения современных русских и зарубежных авторов. В круг внеклассного чтения младших школьников включены классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника, в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу включена региональная «крымская» литература. При этом программа предусматривает возможность варьирования материала. При тематическом планировании мы опирались на следующие принципы:

  • чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки;

  • гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;

  • баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;

  • чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);

  • чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).

Место курса в учебном плане Курс рассчитан на 34 часа внеурочной деятельности в 3 классе.








Учебно-тематический план для 3 класса


Тема занятия

Кол-во час.

Изучаемые тексты.
Доп. дидактические материалы

1

2 «Что я читал летом».
2 Проектная деятельность. Защита читательских дневников.


3 4 5 «Золотая волшебница- осень» 3 Устный журнал. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов


6 7 8 Игра «Лего-чтение» 3 Практическая работа. Моделирование рассказа, сказки.


9 «Все наоборот» 1 Тим Собакин. Стихи. Рассказы. 10 «Веселые игры со словами». Кто такие «пуськи бятые»? 1 Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. 11 «Хохотальная путаница» 1 Ю.П. Мориц. Стихи. Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто фантазий», Мелодия», Всесоюзная студия граммзаписи. 1980 г.).
Прослушать on-line можно здесь: staroeradio.ru/audio/13021 12 «Странные сказки о вещах» 1 М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Просмотр фрагментов из мульт-фильма «Каникулы Бонифация» («Союзмульт-фильм», режиссер Федор Хитрук, 1965 г.). 13 14 15 «Трудно ли учиться в школе?» 3 Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. 16 «Школьные рыцари» 1 В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ. 17 18 «Учитель-волшебник» 2 О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. 19 20 21 «Поиграем в школу» 3 Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. 22 23 «Откуда мы родом? Мы - славяне?» 2 Обзор современных энциклопе-дий. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия. 24 «Кто наши предки? Великие русские князья» 1 «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Стихи. 25 «Героические страницы нашей истории» 1 «Сказание о Мамаевом побоище». Отрывки из воинской повести. 26 «Сказки для добрых сердец» 2 Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки. 27 28 «О чудесах дружбы» 2 А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Просмотр интерактивной презентации об Астрид Линдгрен «Не хочу писать для взрослых» (lit-studia.ru/method/present.html) 29 «Тот самый Владимир Орлов» Творческая работа. Конкурс рисунков «Я рисую море» 2 solnet.ee/parents/p15_r02.html lukoshko.net/storyList/stihi-vladimira-orlova.htm 30 31 32 «Детская фантастика» 3 Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). 33 34 Заключительное занятие. Литературный праздник «Наши любимые книги».
2 Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция. Выставки литературнотвор-ческих работ, исследова-тельских и творческих проектов учеников.

Итого 34 ч.






Содержание программы для 3 класса


Занятие 1- 2. «Что я читал летом». Проектная деятельность. Защита читательских дневников. Занятие 3 - 5. «Золотая волшебница- осень». Устный журнал. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов. Занятие 6 - 8. Игра «Лего-чтение». Практическая работа. Моделирование рассказа, сказки. Занятие 9. «Все наоборот». Тим Собакин. Стихи. Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе. Занятие 10. «Веселые игры со словами». Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания. Занятие 11. «Хохотальная путаница» . Ю.П. Мориц. Стихи. Выставка книг. Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто фантазий», Мелодия», Всесоюзная студия грамзаписи. 1980 г.). Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций. Занятие 12. «Странные сказки о вещах». М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» («Союзмультфильм», режиссер Федор Хитрук, 1965 г.). Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания. Занятие 13 - 15. «Трудно ли учиться в школе?» Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести. Занятие 16. «Школьные рыцари». В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ. Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь». Занятие 17 -18. Учитель-волшебник. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану. Занятие 19 - 21. «Поиграем в школу». Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Кто такой Эдуард Успенский? Сколько книг написал Э.Успенский? Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки. Занятие 22 - 23. Откуда мы родом? Мы - славяне? Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов по темам: Что такое энциклопедия? Какова история создания энциклопедий? Какие энциклопедии бывают? Моя любимая энциклопедия. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия. Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах. Занятие 24 . Кто наши предки? Великие русские князья «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Занятие 25. Героические страницы нашей истории «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть. Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения. Занятие 26. Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки. Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа. Занятие 27 - 28. О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Что я знаю об Астрид Лингрен? Сколько книг написала А. Линдгрен? Сколько наград у Астрид Линдгрен? Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану. Занятие 29. «Тот самый Владимир Орлов». Творческая работа. Конкурс рисунков «Я рисую море» Занятие 30 - 32. Детская фантастика. Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини. Занятие 33 - 34. Заключительное занятие. Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья - это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами. Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.

Общие рекомендации.


С начала учебного года нужно настроить родителей и обучающихся на полноценное прочтение всех произведений: по нашему глубокому убеждению, книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Программа «Вдумчивое чтение» ориентирована на обучающихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса. Широкое использование аудиовизуальных технических средств, компьютерных технологий может в значительной степени повысить эффективность и наглядность учебных занятий, усилить интерес обучающихся к содержанию учебного процесса. Использование информационных ресурсов школьной библиотеки, сети Интернет расширит возможности младших школьников в освоении информационной культуры, в самостоятельной подготовке литературных проектов и выполнении индивидуальных заданий. Для полноценного освоения программы учителю начальных классов необходима помощь школьного библиотекаря, связанная как с подбором изучаемых художественных произведений, так и с проведением литературных утренников и праздников, материалы для которых можно найти в школьной библиотеке. Поэтому в начале учебного года нужно провести серьезную работу со школьной библиотекой, выяснить наличие и количество указанных произведений, согласовать сроки их выдачи обучающимся. Многие из изучаемых произведений неоднократно экранизировались. Для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копии художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по классическим произведениям мировой детской литературы. Здесь помощь родительского актива также неоценима. Список необходимых экранизаций указан в Программе и в разработках для каждого года обучения. Основная воспитательная задача учителя на занятиях - углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное - не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда - гибкость в освоении программы. Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно - читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное. Для качественной работы по внеклассному чтению педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения. По мнению Н.Н. Светловской, специалиста по внеклассному чтению, «Уголок внеклассного чтения - это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы учащиеся с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им». В Уголке чтения должны быть: 1) три полки для книг, размещенные так, чтобы младший школьник легко доставал книги с каждой из них (1-ая полка - для книг, которые читаются на уроках; 2-ая - для книг из домашних библиотек по теме уроков; 3-я, нижняя полка - для любимых книг, расставленных по темам чтения). 2) Стол, чтобы класть, рассматривать и читать книги. 3) Стенд, где вывешиваются задания, детские рисунки. Не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери, создавать его «для красоты», пускать работу на самотек. Прав был В. А. Сухомлинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой - в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».


Список литературы


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
  2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. - СПб., 2007.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., - 2011.
  4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  5. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
  6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. - М., 2007.
  7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
  8. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
  9. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.

  10. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

  11. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

  12. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

  13. Планируемые результаты начального общего образования. - М., 2011.

  14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. - М., 2011.

  15. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
  16. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  17. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
  18. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  19. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  20. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
  21. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных учреждений. - М., 2011.

















Приложение 1

Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.

1. Сколько вам лет?_________________
2. Любите ли вы читать?
- да
- нет
3. В каком возрасте вы начали читать?________________
4. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
- читать;
- смотреть телевизионные программы;
- гулять на улице;
- что-то другое_________________________________
5. Как часто вы читаете?
- регулярно
- от случая к случаю (когда задают в школе)
- очень редко
6. Что вы предпочитаете читать?
- книги
- газеты
- журналы
- комиксы
7. Книги какого жанра вы предпочитаете?
- сказки
- поэзию
- фантастику
- приключения
- детективы
- историческую литературу
- научно-популярную литературу
8. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Если Да, то с кем?
- да (с родителями, друзьями, библиотекарями)
- нет
9. Как часто вы посещаете библиотеку?
- каждую неделю
- по мере необходимости
- редко
10. Обычно вы обращаетесь в библиотеку:
- за литературой по школьной программе
- просто почитать что-нибудь интересное
11. Посещают ли члены вашей семьи библиотеки?
- да
- нет
12. Есть ли у вас домашняя библиотека?
- да
- нет
13. Пожалуйста, напишите название и авторов трех своих любимых книг
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
Спасибо за помощь!

Приложение 2

План проведения недели детской книги

День недели Дата Класс Мероприятие Ответственные понедельник
1 -4 Конкурс рисунков «В стране книг!» Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования вторник
1 -4 Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок) Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой среда
1 -4 Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» Классные руководители, дети, зав. библиотекой четверг
1 Литературная игра «Планета сказок» Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой 2 Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках» 3 - 4 Литературный турнир «Чемодан приключений» пятница
1-4 Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой







13


© 2010-2022