Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г.Тамбова»



Исследовательская работа

на тему

«Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»



Выполнила:

студентка группы ПНК-41

Колганова Ю.А.

Руководитель:

преподаватель резьбы по дереву

Романова М.М.




Тамбов, 2015

Содержание


Введение

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

Цель данной исследовательской работы: изучить историю развития резьбы по дереву и этапы выполнения изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения техники резьба по дереву.

  • Изучить виды резьбы по дереву.

  • Изучить изделия утвари, встречающиеся в сельских храмах.

  • Рассмотреть этапы изготовления изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву.


1. История возникновения техники резьба по дереву

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков - наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорирования жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.


2. Виды резьбы по дереву


2.1. Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.


2.2. Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. (Приложение 1) Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.


2.3. Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.



3. Деревянная утварь храма


3.1. Изготовление резных иконостасов

Когда речь заходит о внутреннем убранстве христианской церкви, то прежде всего мы представляем иконостас церкви с праздничным рядом икон. Прекрасный пример - древнерусский иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля - творение Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца, поражающее нас своим величием, обилием резьбы и позолоты. (Приложение 2) В небольших православных храмах чаще устанавливаются одноярусные тябловые иконостасы, рассчитанные на один ряд икон.

Иконостасы христианских церквей отличаются разнообразием, ведь сегодня нет строгих правил, определяющих, каким должен быть иконостас. Но, разумеется, большинство мастеров, создавая свои проекты иконостасов, стараются придерживаться древних канонов, что обеспечивает преемственность поколений и стилистическую схожесть современных и древнерусских иконостасов.

Из истории известно, что русский иконостас - высокий иконостас, украшенный резьбой и позолотой - достаточно поздняя форма, которая стала развиваться на Руси. В Византии же высокие резные иконостасы не были популярны.

Кроме того, на Руси издревле были приняты православные домашние иконостасы. Такой домашний иконостас помогает верующим при отсутствии возможности помолиться в храме.

В силу того, что православный иконостас - важнейший элемент убранства храма, изготовление иконостаса - процесс очень ответственный и требующий больших знаний в области церковного искусства. Резьба иконостаса должна быть выполнена безупречно и отвечать всем пожеланиям заказчика.

За все те годы, которые творческие мастерские создают иконостасы на заказ, были реализованы проекты иконостасов для множества храмов, расположенных по всей России. (Приложение 3)


3.2. Изготовление резных киотов

Помимо иконостаса, неотъемлемой частью церковного интерьера являются киоты для икон. Киот выражает почитание, воздаваемое образу, поэтому его, как правило, благолепно украшают: резьбой, басмой и т.п.

Слово «киот» - греческого происхождения и в переводе означает «ящик». Кстати, в Греции распространены уличные киоты, выполненные в виде миниатюрных часовен, внутрь которых помещают одну или несколько икон, а иногда - и зажженную лампадку. Такие киоты-часовни устанавливают на дорогах, улицах, во дворах домов и монастырей, напоминая прохожим о молитве. (Приложение 4)

Киоты не только украшают образа, но и защищают их от пыли, влажности, перепадов температуры и, что не менее важно - от излишнего (или, напротив, недостаточного) усердия прихожан, прикладывающихся к святыне то помазанным освященным елеем лбом, то накрашенными губами.

Внутри правильно выполненного киота естественным образом формируется микроклимат, благоприятный для иконы. Киот должен подходить иконе по размеру, причем его детали не могут соприкасаться с поверхностью образа. Чтобы между красочным иконой и стеклом оставался зазор, а образ был надежно закреплен, в киотах обычно устраивают специальную рамку. Для особо ценных, старинных икон выполняют особые киоты, в которых внутренний микроклимат задается и поддерживается специальными приборами.

Киоты бывают напольными и настенными, одиночными или составляющими композиции. В больших храмах напольный киот зачастую представляет собой целую миниатюрную часовню с сенью и ступенями. В такие киоты обычно помещают особо почитаемые иконы.

Хорошо, если киоты, иконостас и прочие элементы убранства храма выполнены в едином стиле. Мастерские, работающие над церковным благоукрашением, как правило, предлагают заказчикам составить общий проект церковного интерьера, где каждая деталь будет гармонично сочетаться с прочими. Если же убранство храма отчасти сформировано - квалифицированные мастера разработают новые предметы утвари таким образом, чтобы они подходили к уже имеющимся. (Приложение 5)

Существуют также уличные киоты, главное назначение которых - защищать иконы, украшающие фасады храмов. Такой киот обычно представляет собой достаточно массивную застекленную раму, главное требование к которой - надежность и влагонепроницаемость.


3.3. Изготовление резных рак, сеней, мощевиков, гробниц

В храмах, где почивают мощи святых, можно увидеть выполненную из дерева раку, которая зачастую увенчана резной деревянной сенью. Как правило, рака представляет собой целую композицию: устанавливается на помосте или солее, куда ведут ступени, рядом с ней располагается образ святого, чьи мощи находятся внутри. Сень зрительно выделяет раку из общего объема храмового помещения. Таким образом, прихожане, подходящие приложиться к мощам, поднимаясь к раке, входя под сень, словно оказываются в особом, сакральном пространстве, что помогает настроиться на молитвенное и благоговейное расположение человека. (Приложение 6)

Хранилищем святынь являются и мощевики (реликварии для мощей), чаще всего имеющие форму ларцов. Встречаются и мощевики-витрины - настольные или подвесные, которые, по сути представляют собой разновидность киота. В мощевиках-витринах нередко выставляют для поклонения реликвии, связанные со святыми относительно недавних времен. (Приложение 7)

В Великий Четверток, а также на Успение в центре храма устанавливают специальную гробницу, на которую полагают плащаницу Спасителя или Божией Матери. Такая гробница обычно бывает торжественно украшена. Из дерева вырезают Голгофу - образ страждущего на Кресте Спасителя.


3.4. Изготовление резных аналой

Аналои используются в храме повсеместно и имеют различные формы и назначения. На стационарных аналоях полагают святыни: иконы, мощевики. Особенное внимание уделяется центральному аналою, на который возлагается икона праздника, богослужебное Евангелие. Такие аналои обычно бывают достаточно богато украшены резьбой, иногда - басмой, росписью или инкрустацией и составляют часть церковного убранства. (Приложение 8)

Аналои на клиросе выполняются таким образом, чтобы сформировать удобное рабочее пространство для певчих. На клиросных аналоях обычно закрепляют лампы, а внутри них устраивают полки для хранения нот и богослужебной литературы. Также в храме необходимы складные переносные аналои.

Вдоль стен храмов нередко устанавливают скамьи и стасидии. (Приложение 9) Данные предметы церковной меблировки также могут стать достойным украшением храма.

Стасидии - это высокие кресла с подлокотниками, сиденье которых принимает разные положения, в зависимости от которых в них можно сидеть, стоять прямо или оперевшись. Стасидии пришли к нам из Греции, поэтому они особенно органично смотрятся в храме, убранство которого выполнено в византийском стиле. Впрочем, стасидии встречаются и в исконно русских по архитектуре храмах, например в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Скамьи также могут украсить собой храм. Нередко искусные изготовители стилизуют их под старину, украшают резными узорами, а внутри, опять же, устраивают емкости для хранения, где могут находиться достаточно большие предметы.

В алтаре располагаются скамьи для священнослужителей; если же храм является кафедральным собором, то на горнем месте в алтаре помещают архиерейский трон. Такая торжественность проистекает из символики православного богослужения: во время службы епископ знаменует собой Христа.

В монастырях трон устанавливают для игумена или игумении - вне алтаря. (Приложение 10)

Говоря о емкостях для хранения, важно не забыть о шкафах для облачений и церковной утвари, которые обычно располагаются в диаконнике - боковой части алтаря.

В западной части многих храмов располагается так называемый свечной ящик - отгороженный прилавком уголок, где можно приобрести свечи и подать записки. Свечной ящик вместе с витринами, шкафчиками и т.п. может быть выполнен как единое целое, составляющее органичную часть церковного интерьера. (Приложение 11)

Обустраивая церковный интерьер, не стоит забывать и о таких его деталях, как двери и переплеты окон. Они могут быть украшены резными крестами и узорами, общими для всей деревянной церковной утвари. Выполненные специально для храма, они составят органичную часть его убранства, завершая гармонию единого внутреннего пространства.

Заключение



Наши дни - эпоха пробуждения от тяжелого семидесятилетнего сна. Она интересна тем, что современные мастера имеют широкие возможности аккумулировать опыт своих предшественников. Православные храмы украшают утварь и иконостасы, прообразами которых являются творения художников разных эпох. Что касается резьбы - можно смело сказать, что есть мастерские, которые за последние десятилетия сформировали свой, особый и узнаваемый стиль. Работы Свято-Троицкого братства г. Щигры, украшающие храмы по всей России и за рубежом, можно узнать по богатству и четкости рисунка. Как правило, это достаточно высокая и плавная резьба, в которой богато представлены растительные мотивы. Работы щигровских мастеров вобрали в себя символизм и художественность произведений старинных резчиков. Они весьма разнообразны: в одном храме мы видим богато вызолоченный иконостас в стиле XVII столетия, в другом - более аскетичный, напоминающий о церковном убранстве Древней Руси. Под стать иконостасу можно подобрать и утварь: вот распятие в академическом стиле, где изображения Спасителя и предстоящих прописаны искусным иконописцем, а это - резная Голгофа в строгом древнерусском решении. Архиерейский трон, украшающий храм Курской-Коренной пустыни (об этой работе мы уже рассказывали в предыдущих выпусках «Благоукрасителя»), напоминает моленные места и троны времен царя Алексея Михайловича, расписные врата иконостасов приделов Зачатьевского монастыря Москвы возводят мысль к творениям древних ярославских мастеров.

Интересно, что недавно Свято-Троицкое братство обратилось и к созданию ювелирных изделий - панагий, крестов, а также драгоценных риз для икон. Традиция древнерусских мастеров, сочетавших искусство резчика по дереву и ювелира, в наши дни получает новое звучание…



Список используемой литературы

1.Абдрасимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву. Практическое пособие. Высшая школа, 1989г.

2. Бобиков П. Д. Изготовление художественной мебели. М.: Высшая школа, 1996г.

3. Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.

4. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1985г.

5. Милова М. Ф. Журнал «Сельское строительство», 1992г.

6. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов, 1993г.

7. Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1991г.



Приложение

Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Часть иконостаса Успенского собора вятского Трифонова монастыря. (Приложение 1)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля (Приложение 2)





Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Проекты иконостасов (Приложение 3)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Киот, установленный в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, г.Москва (Приложение 4)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Проект киота (Приложение 5)



Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»

Резная рака и сень Задонского Рождество - Богородицкого мужского монастыря, г.Задонск (Приложение 6)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Мощевик, установленный в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, г.Москва (Приложение 7)

Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Аналое, установленное в Иверской часовни у Воскресенских ворот, г.Москва (Приложение 8)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Стасидия игуменская с арочной иконой (Приложение 9)


Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Трон с резной спинкой (Приложение 11)



Исследовательская работа на тему «Выполнение изделий утвари для сельского храма в технике резьба по дереву»


Полка для хранения книг и церковной утвари

(Приложение 11)

© 2010-2022