Кружок по внеурочной деятельности для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Лосевская СОШ №2


Программа кружка:

«МОЙ КРАЙ- ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ!»



Пояснительная записка


Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край-Воронежская область.» составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  • Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности,

  • Планирования результатов начального общего образования,

  • Письма Минобразования России от 20.02.99г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».
  • Авторской программы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала, Л.А. Обуховой, д-р пед. наук, проф. ВОИПКРО; Н.С. Махиной, ст. преп. ВОИПКРО, г.Воронеж, 2006г. Программа рекомендована кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ВОИПКРО.

Форма: внеурочная деятельность.

Вид деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

Направление воспитания: патриотическое

Сроки реализации программы: 1 год. Объём учебного времени: 4 класс - 1 час в неделю, 34 часов в год.


Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Первоклассники еще не очень хорошо знают, в какой большой, богатой яркими людьми и историей, стране они родились и живут. Пока Родина ассоциируется у них с семьей, домом или квартирой, улицей, двором или парком, где они живут, гуляют и играют. Детям так же, как и взрослым, приятно жить в доме с чистыми подъездами, гулять по красивым улицам и паркам, любоваться памятниками и произведениями искусства. Грязь, мусор, неопрятность, в чем бы она ни выражалась, вызывают удивление, брезгливость, огорчение. Как же сделать так, чтобы эти чувства неудовлетворения переросли в чувства сопричастности и ответственности сначала за свою малую родину, а потом и за большую? Как воспитать неравнодушного гражданина своей страны?

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Программа четвёртого класса представляет собой курс «Мой край-Воронежская область.». (34ч)

Цели: углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. помощь в духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальная адаптация к окружающей действительности. привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

Задачи: образовательные - формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека - родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории родного села, районного города Россошь и областного города Воронежа и людях, его прославивших, приобретение детьми знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

Воспитательные - воспитать неравнодушного гражданина своей страны, своей малой Родины. содействие гармоничному развитию личности школьника; совершенствование духовных и физических потребностей; формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

_ гуманное отношение к окружающей среде;

Изменения, внесённые в базовую программу:

Базовая программа по формированию гражданственности на основе краеведческого материала ориентирована большей частью на школьников Воронежской области.Познание своего

края как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, он позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность культурных традиций и определить место его края в отечественной и мировой истории.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, экскурсии. конкурсы, круглые столы, игры, инсценировки, «устные журналы», дискуссии, игровые упражнения, практикумы по общению и поведению в разных жизненных ситуациях, неделя краеведения.

Разовые формы деятельности

Разовые и системные формы деятельности

Конкурсы

Проектные работы

Викторины

Экскурсии

Краеведческие недели

Театрализованные представления

Тесты

Общественно-полезная деятельность

Формы занятий: (групповая, индивидуальная, в парах)

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "КРАЕВЕДЕНИЕ"


Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения, даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.

Осуществление настоящей программы позволит:

− продолжить работу над совершенствованием системы духовно - нравственного воспитания в школе;

− сформировать готовность у учащихся к активной гражданской позиции;

− отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

− заполнить свободное время социально значимыми, интересными делами;

− оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

− создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Методика выявления планируемых результатов:

- опрос, методы педагогического наблюдения, анализ жизненных ситуаций, тестирование, проверочные задания, выполнение творческих работ, опрос, собеседование, анализ приобретенных навыков общения, анализ выполнения программ, диагностические игры и т.д.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов по курсу краеведения в 4 классе проводится по результатам практической деятельности школьника.

  • Проект «Моя родословная»

  • Проект «Моя дорога от дома до школы и обратно»

  • Проект «Я и моё имя»

  • Исследовательская работа «Народные традиции в моей семье». Проект «Альбом рисунков «Народные традиции в моей семье».

  • Устный журнал «Профессии в моей семье»

  • Игра «Знатоки родного края» и др.

Учебно-тематический план

(сентябрь - май)

№ урока

Тема

Количество часов

1

2

3

1 четверть (7 ч +2)



теория

практ

всего







Моя дорога от дома до школы и обратно.



1

1. Что изучает краеведение?

1


1

2. Мой дом

0,5

0,5

1

3. Мир твоего дома

0,5

0,5

1

4. Жизнь каждого члена семьи

0,5

0,5

1

5. Отношения в семье

0,5

0,5

1

6. Моя родословная

0,5

0,5

1

7. Я и мое имя

0,5

0,5

1

2 четверть (7 ч)

8. Родная школа

0,5

0,5

1

9. Трудовая жизнь в школе

0,5

0,5

1

10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

0,5

0,5

1

11. Народные праздники и обряды

0,5

0,5

1

12. Новый год

0,5

0,5

1

13. Рождественские колядки

0,5

0,5

1

14. Обобщающий урок

1


1

3 четверть (10 ч)

15. Мой город (село)

0,5

0,5

1

16. Заочное путешествие по древнему Воронежу

0,5

0,5

1

17. Моя улица

0,5

0,5

1

18. Крестьянская изба

0,5

0,5

1

19. Экскурсия в краеведческий музей

1


1

20. История одежды. История вещей (по усмотрению учителя)

1


1

21. Такие разные профессии

1


1

22. Профессии в моей семье

0,5

0,5

1

23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

1


1

4 четверть (8 ч)

24. Наш современный город

0,5

0,5

1

25. Отечество. Наша Родина-Россия

0,5

0,5

1

26. О гербе, флаге и гимне.

0,5

0,5

1

27 Москва - столица нашей Родины

0,5

0,5

1

28. Сто народов - одна страна

0,5

0,5

1

29. Я - надежда Отечества.

0,5

0,5

1

30. Земля - общий дом для всех людей

0,5

0,5

1

31. Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1


1
Примечание. Количество часов на каждую тему может планировать сам педагог.

Содержание разделов и тем

1 четверть (7 ч) Тема 1. Введение. Что изучает краеведение? Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека. Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору). Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с использованием имен.

2 четверть (7 ч) Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.). Тема 10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала). Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Практическая работа. Подготовка к Новому году. Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч) Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня». Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу. Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией. Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина). Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта. Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Тема 21. Такие разные профессии. Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии. Тема 22. Профессии в моей семье. Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?» Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.). IV четверть ( 8 часов) Тема 24. Наш современный город. Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно - духовной жизни города. Практическая работа. Экскурсия на предприятие.. Тема 25.Отечество. Наша Родина-Россия. Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Тема 26.О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России. Герб Воронежа. Практическая работа. Рисование флага России. Тема 27. Москва - столица нашей Родины. Содержание. Москвичи - жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра - путешествие: «Достопримечательности Москвы» Тема28. Сто народов - одна страна. Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Тема 29. Я - надежда Отечества. Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Тема 30. Земля - общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран». Тема 31. Обобщающий урок «Мой родной дом». Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

Основные особенности проведения занятий по программе

«Мой край-Воронежская область.»

Для успешных результатов обучения по региональной составляющей географического образования, учителю необходимы знания о родном крае. Если учитель географии сам хорошо знает свой край, умеет сочинять и взаимосвязывать отдельные сведения в комплексной географической характеристике, то учебный процесс поставлен грамотно.
Знание географии своего края - необходимое условие профессиональной подготовки будущих учителей . Приобретенная информация используется учителем не только в учебном процессе, но и при организации исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из выше сказанного, учитель должен:
1. Знать подходы и приемы изучения определенной территории.
2. Методы научного исследования, применяемые в краеведении.
3. Этапы научного исследования малой родины.

Урок по краеведению в младших классах школы может и должен быть эмоционально окрашен. На уроке учителю следует быть «тёплым»: добрым, положительно принимающим ребёнка таким, какой он есть, акцентирующем внимание на хорошем, а не дурном жизненном опыте.

Методы краеведческого изучения своей местности:
1. Литературный (использование различного рода печатных источников об изучаемой территории с целью получения предварительных знаний об исследуемой территории, решения вопросов, связанных с историей развития края, оформления теоретических выводов).
2. Картографический(работа с картами разного направления с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории родного края, характеристики определенной местности).
3. Статистический.
4. Визуальный (непосредственное наблюдение (обозрение) изучаемых явлений и объектов).
5. Метод анкетирования(сбор информации по ряду вопросов с помощью теста-опроса или устно по родному краю).
6. Фотографирование и съемка местности(сбор экспозиционного и наглядного материала посредством технических средств).
7. Метод полевых исследований(ландшафтный метод). Сущность ландшафтных методов исследования заключается не в анализе отдельных природных компонентов (земной коры, вод, воздуха, растительного и животного мира, почв), а в выделении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя. При системности краеведческой работы создаются условия формирования у детей правильного, материалистического миропонимания. Наша задача состоит в том, чтобы заронить в душу ребёнка зерно любознательности, пытливости, формировать у детей устойчивый интерес к природе, стремление к различным исследованиям. Общественно-полезная деятельность Организация выставок, оформление стендов и выступления c театрализованными представлениями в детских садах, школах, в доме творчества. Краеведческая работа много дает учащимся в плане развития их интересов, формирования их профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Данный подход позволяет объединить занятия по различным предметам единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность активность, самостоятельность детей.

Л И Т Е Р А Т У Р А
Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинев, 1985. Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. - М., 1991. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. - Л., 1988. Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. - М., 1986. Буровик К. Родословная вещей. - М., 1985. Былеева Л.В. Подвижные игры. - М., 1974. Волина В. Учимся играя. - М., 1994. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. - Смоленск, 1998. Гин А. Приемы педагогической техники. - М., 1998. Домовая и художественная резьба по дереву. - М., 1996. Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. - Воронеж, 1995. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. - М., 1996. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. - Воронеж, 1992. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. - Воронеж, 1982. Загоровский В.П. История Воронежской области. - Воронеж, 1976. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль, 1996. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. - Воронеж, 1979. Кретова O.K. Русский город Воронеж. - Воронеж, 1986. Кожина О. История одежды. - М., 1998. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М, 1983. Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. - М., 1960. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. - 2004. - №5. - С. 22-25. Старинные русские пословицы и поговорки / Сост. В.П. Аникин. - М., 1987. Очерки истории Воронежского края. - Т. 1. - Воронеж, 1961. Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. - М., 1986. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., 1984. Пульвер Е. Воронежская мозаика. - Воронеж, 1983. Рогов А. Как строили на Руси. - М., 1997. Русский народный костюм. - Л., 1984. Русские народные загадки, сказки. «Ни окон, ни дверей». - М., 1989. Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Волгоград, 1994. Что такое. Кто такой: В 3 т. - М., 1994. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. - Воронеж, 2003. Энциклопедия обрядов и обычаев. - СПб, 1997. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. - М., 1990. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. - М., 1998. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. - М., 1999.























Календарно -тематический план занятий дополнительного образования «Мой край-Воронежская область»(34ч)


№ п\п

дата


Количество часов

Формирование

УУД

ТСО, ИКТ, наглядность план факт теор практ всего


Введение - 1час.



1.


02,09-02,09
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с новым предметом. 0.5 0.5 1

Личностные:

- ориентация на успех в учебной деятельности;

- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

Регулятивные. обучающиеся научатся:

- планировать собственные действия, согласно цели;

- планировать собственную творческую деятельность;

- контролировать свою деятельность в форме сличения результата с эталоном;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в случае с расхождением эталонов

Познавательные.

обучающиеся научатся:

- находить нужную информацию в словарях и справочниках;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные.

- работать в группах, учитывая мнение партнера;

- аргументировать собственные мнения;

- задавать вопросы необходимые для организации работы в группе.


1 четверть

2 09,09-09,09
Моя дорога от дома до школы и обратно. 0.5 0.5 1

3 16,09-16,09
Что изучает краеведение? 0.5 0.5 1


4 23,09-23,09
Мой дом

0,5

0,5

1


5 30,09-30,09
Мир твоего дома

0,5

0,5

1 6 07,10-07,10
Жизнь каждого члена семьи

0,5

0,5

1 7 14,10-14,10
Отношения в семье

0,5

0,5

1 8 21,10
Моя родословная

0,5

0,5

1 9 28,10
Я и мое имя

0,5

0,5

1


2 четверть


10

Родная школа

0,5

0,5

1 11

Трудовая жизнь в школе

0,5

0,5

1 12

Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

0,5

0,5

1 13

Народные праздники и обряды

0,5

0,5

1 14

Новый год

0,5

0,5

1 15

Рождественские колядки

0,5

0,5

1 16

Обобщающий урок

0,5

0,5

1


3 четверть


17

Мой город (село)

0,5

0,5

1 18

Заочное путешествие по древнему Воронежу

0,5

0,5

1 19

Моя улица

0,5

0,5

1 20

Крестьянская изба

0,5

0,5

1 21

Экскурсия в краеведческий музей

0,5

0,5

1 22

История одежды. История вещей (по усмотрению учителя)

0,5

0,5

1 23

Такие разные профессии

0,5

0,5

1 24

Профессии в моей семье

0,5

0,5

1 25

Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

0,5

0,5

1


4 четверть


26

Наш современный город

0,5

0,5

1 27

Отечество. Наша Родина-Россия

0,5

0,5

1


28

О гербе, флаге и гимне.

0,5

0,5

1 29

Москва - столица нашей Родины

0,5

0,5

1 30

Сто народов - одна страна

0,5

0,5

1 31

Я - надежда Отечества.

0,5

0,5

1 32

Земля - общий дом для всех людей

0,5

0,5

1 33-34

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1

1

2


© 2010-2022