Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

«С чего начинается Родина»

Брудкова Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «Пушкарская СОШ»

Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к родине.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с символикой страны, области, района, его достопримечательностями.

Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свою Родину.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Звучит музыка " С чего начинается Родина?"

- О чем пойдет сегодняшний наш разговор? - Как вы понимаете слово «Родина». (Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть).

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

(З. Александрова)

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)


Родина - могучее слово. Родина для нас всё, Она дала нам жизнь, ради неё мы живём. Мы любим Родину. Наша Родина - Россия. Раньше называли Русь. Откуда взялось такое название? Слово Русь, как полагают учёные, произошло от слово "русло". Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь страна рек и озёр. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Чёрным морями. Она населена была русскими, или россами, т.е. людьми жившими возле воды, по берегам рек и озёр. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами. Отсюда и слово "россияне", а страна, где они живут - Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

1. Славься, Русь, святая и земная
В бурях бед и в радости побед!
Ты одна на всей земле - родная,
И тебя дороже нет.

2. Ты полна любви и силы,
Ты раздольна и вольна.
Славься, Русь, великая Россия
Наша светлая страна!

3. Русь моя, всегда за всё в ответе
Для других ты не щадишь себя
Пусть хранит тебя на белом свете
Правда, вера и судьба!

- Как называется наша Большая Родина? У каждой страны есть свои символы. Символы- это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов это символы России. Московский кремль. Знамя Победы, могила неизвестного солдата в Москве или памятник воинам павшим в боях за Пушкарное -это тоже символы России.
- Какие вы знаете символы нашей Родины? (Если дети затрудняются с ответом, то учитель помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?) Какая музыка при этом исполняется? Это - герб, флаг и гимн.

- Дети, кто знает значение слова "герб"? - Герб - это официальная эмблема государства. Слово пришло в русский язык в XVI-XVII веках в его основе лежит немецкое ерде, что значит наследство. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России (Рассмотрите изображение герба России) - Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит) Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двухглавый орёл. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет. - Где мы можем увидеть изображения герба? (Например он изображён на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важнейшие документы)

а) Святой Георгий Победоносец.

- Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете? Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей - одно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, т.е. отличительным знаком, Москвы - столицы России. Таким образом, на Российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла.

- Кто из вас знает как иначе называется флаг? (Знамя) Эти слова означают одно и то же, только знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамёна появились ещё в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на флаге? (Белый, синий, красный) Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета. - Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников)

Мы должны гордиться своим флагом - ему уже более трёхсот лет! Флаг - это святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. Его нельзя стирать, резать, нельзя носить одежду с изображением флага.

- О каком символе России мы ещё не говорили? (Гимн)

- А вы знаете, что такое гимн? Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях - каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний. Когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия

- Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже школа, в которой вы учитесь, маленький кусочек нашей огромной страны. Для нас с вами родной край - это Белогорье. Это место где мы родились, где живут наши близкие, наши друзья. Этот край мы все любим, этим краем гордимся. Белогорье - меловые горы, в земле много железа, железной руды. Черноземные поля богаты урожаем. Дубравы, рощи, речные долины, холмы и пролески пленяют красотой.

Край родной. Лесостепь. Белогорье.

На земле нету края милей.

Я люблю половодие гордое.

Золотых черноземных полей.

Из Донца всходит солнышко алое.

Над Осколом поет соловей.

Белгородчина - Родина малая.

Здесь начало России моей.

Край любимый! Белгородчина моя.

Как же сильно я люблю тебя.

Горы меловые и леса.

Рек твоих потоки, небеса.

Я на Белгородчине живу.

Здесь свободно и легко дышу.

Мы прославляем тебя, милый край

Белгордина, живи и процветай.

Ты заступница наша славная.

Ты Россия моя православная.

В моем сердце на веки одна -

Белгородская сторона.

- Как называется наш областной центр? (Белгород)

- Как называется наша область? (Белгородская) У Белгородчины, как и у нашей страны - России и у всех городов России есть свой герб и флаг. Флаг Белгородской области представляет собой полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части белого, зеленого, красного и черного цветов, на белом поле - герб области. Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зеленый - изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный - кровь, пролитую защитниками Отечества на белгородских рубежах в XVI-XX веках, черный - богатство почвы, ее чернозем и недра Герб области, разработанный комиссией по геральдике при главе администрации области в традициях и по правилам геральдики и соответствующий гербу 1730 года исторической Белгородской губернии 18 века, представляет собой следующее изображение: «В лазоревом (синем, голубом) поле черный орел с серебряными глазами и золотым клювом, языком и когтями, над лежащим на зеленой земле золотым львом с серебряными глазами, зубами и когтями и с червленым (красным) языком».

Сценка «Наш красочный край!»

Дома я была одна,

Стало вдруг мне грустно.

Села молча у окна,

На душе так пусто!

Плачет дождик за окном

Лужи, холод, слякоть.

Мокрый, серый мир кругом.

Захотелось плакать.

Я взяла карандаши

Край родной решила

Разукрасить от души

Радостней чтоб было!

Вот так чудо! Вдруг они,

Прыгнув из коробки,

Сами мой рисунок тот

Стали красить ловко.

Голубой: Небесный цвет я - голубой.

Прозрачный, нежный, чистый.

Цвет мира, счастья и добра,

Прекрасный и лучистый.

Желтый: Я радостный, веселый цвет,

Сверкающий огнями.

Мой зайчик солнечный смешной

Играет часто с нами.

Зеленый: Я сочный цвет полей, лугов,

Травы, деревьев летом.

Зеленой свежестью лесов

Земля вокруг одета.

Синий: Я синим цветом реченьку

Окрашу поскорей.

Пусть чистота ее воды

Всех радует людей!

Красный: Прекрасен свежий летний луг

Под яркими лучами.

Куда не глянь - все-все вокруг

Украшено цветами.

Белый: Здесь не хватает голубей.

Ведь голубь - птица мира.

Хочу, чтобы у всех людей

Побольше счастья было.

Чтоб больше не было войны

Нигде на всей планете.

И чтобы радостно вокруг

Всегда смеялись дети.

Беседа о родном селе.

- Как называется наш район? (Белгородский) Обратите внимание на флаг и герб Белгородского района( частица флага Белгородской области)

- Как называется наше село? (Пушкарное)

- Почему его так назвали? Создание сел Стрелецкого, Казацкого, Драгунского и Пушкарного связано с обороной земель белгородской черты от набегов крымских татар. Села получили свои названия от рода занятия живших в них людей. В Пушкарном жили служилые люди - пушкари. Им отдельно отводились земли на местном праве, которые назывались четвертными. Четверть или четь - это мера земли, равнявшаяся половине десятины. В то время за селами до самого Азовского и Черного морей простиралась степь, так называемое «Дикое Поле», где и были расставлены на курганах служилые люди. Это была пограничная служба Московского государства. Служилым людям приходилось вести охрану татарской дороги (сакмы) Муравского шляха, которая проходила примерно там, где сейчас находится хутор Ближний. Курган возле дороги, что идет из Белгорода на Борисовку, являлся одним из сторожевых пунктов того времени. Служилые люди выжигали траву в степи, следили за движением татар и в случае их приближения давали сигналы Белгороду: зажигали факелы на кургане. Из крепости навстречу врагам выходило войско под командованием воеводы. Кроме татар, на Белгород нападали поляки, литовцы, шведы. XVII век вошел в историю Белгородского края как период острой вооруженной борьбы с татарами и польско-литовскими захватчиками.
В январе 1709 года шведский король Карл XII вторгся в глубь Украины и подходит к Белгороду примерно на расстояние сто километров. Правитель решил направиться к Москве по старинному Муравскому шляху, единственному пути, пригодному для продвижения большой армии. Петр I предугадал намерения Карла XII, прибыл в Белгород и поставил заслон из русских войск. Царь закрыл дорогу неприятелю. Можно предположить, что в этом заслоне принимали участие пушкари. В 2010г. в с. Пушкарное Пушкарского сельского поселения Белгородского района - 3142 жителя Показывает фотографии достопримечательностей села Пушкарное- «Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне», Фельдшерский пункт, детский сад, школа, строится дом культуры, появились новые районы и улицы Дети рассказывают об этих достопримечательностях Пушкарное не обделено и природными ландшафтами. У нас есть леса и луга, холмы и балки, родники и наша река Везёлка. Все это создает неповторимый колорит русского, а вернее Белгородского села. Это наша «Малая родина». А для нас учеников Пушкарской школы, именно отсюда начинается Россия. Родник освящён и назван, также как и близлежащий хутор - Волохов. Температура воды в роднике постоянная в течение всего года составляет 16 градусов.

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья -

Это всё называется родина,

Дорогая, родная, земля!

Даже солнце здесь ярче светит

И ромашки красивей цветут

И горжусь я землёю своею -

Здесь хорошие люди живут.

- Кто такой гражданин?

1. Гражданин - житель страны, который признаёт её законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает и горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

2. Маленький гражданин большой страны - это её будущее.

Званием гражданина России следует гордиться.

11. Практическое занятие. (По парам) - Сегодня мы познакомились с государственными символами России и Белгородской области. Я раздам вам вопросы, а вы работая в парах должны ответить на них.

1. Какие государственные символы вы знаете?

2. Какого цвета Российский флаг?

3. Какого цвета Белгородский флаг?

4. Кто такие Пушкари?

5. Назовите важнейшие элементы герба России?

6. Где в повседневной жизни можно встретить изображение Российского герба?

  1. Какой город является столицей России? (Москва).

  2. Кто президент России? (В.В. Путин).

  3. Главный город Белгородской области? (Белгород).

10. Название нашего села?

11. Какие улицы нашего села вы знаете?

Вывод. Всё что вы услышали и запомнили, расскажите дома в семье. Каждый ученик должен стать патриотом своей Родины. Дорожить честью Родины. Чувство патриотизма воспитываются с детства.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Стрельцы

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Драгуны

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Пушкари


Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Герб Белгородской области

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Флаг Белгородской области


Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Герб Белгородского района

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Флаг Белгородского района

Пушкарное сегодня


Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Пушкарский ФАП

С. Пушкарное


Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Сценарий занятия внеурочной деятельности «Я – гражданин России» «С чего начинается Родина»

Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны

МОУ «Пушкарская сош»

13

© 2010-2022