Доклад на педагогическом совете на тему: Новой школе - новые педагогические технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад на педагогическом совете на тему:





«Новой школе - новые педагогические технологии».







Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Нижнее Большое

Дугина Вера Николаевна









2013 год











Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, исследования о современной школе ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

1.школа является важнейшим фактором развития личности;

2.школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

3.систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики можно выделить педагогические технологии (образовательные технологии).

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

2.отбор и структура содержания (что);

3.оптимальная организация учебного процесса (как);

4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

2.экономичность резерва учебного времени,

3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,

2.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

3.охрану здоровья учащихся.

Какова же классификация современных педагогических технологий?

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

1.традиционные технологии:

относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности.

2.Классно-урочная технология обучения -

обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

3.Интерактивные технологии или групповые технологии обучения

(работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

4.Игровая технология (дидактическая игра)

Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.

5.Технология проблемного и перспективно-опережающего обучения.

Предусматривает обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).

7.Технология мастерских и исследовательская технология:

Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности (метод проектов, эксперимент, моделирование).

.

8.ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая Информационно Коммуникативные Технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.

9. Технология Педагогики сотрудничества.

Предполагает реализацию гуманно-личностного подхода к ребенку .

10.Технология проведения коллективных творческих дел.

Заключается в создании условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.

Но чаще учителя пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог дает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. В школах увеличивается количество обучающихся, у которых возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения лежит включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе, в школе.

Хочу закончить свой доклад пожеланиями:

1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.

9.Пусть ваш класс будет парником - парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет - замечательный парниковый эффект.

10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель - магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должен стать учитель.

И в заключении предлагаю послушать притчу «Четыре свечи»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...

Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Спокойствие

"К сожалению, люди не умеют меня хранить.

Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"

И огонёк свечи погас.

Вторая сказала:

Я - Вера.

"К сожалению, я никому не нужна.

Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."

Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:

Я - Любовь.

"У меня нет сил гореть дальше.

Люди не ценят меня и не понимают.

Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."

Долго не ждав, эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.

Испугавшись, он закричал:

"Что вы делаете?! Вы должны гореть!

Я боюсь темноты!!!"

Произнеся это, он заплакал.


Взволнованная четвёртая свеча произнесла:

"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно

зажечь и другие три свечи.

Я - НАДЕЖДА.

Давайте будем надеяться на то, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, какие бы технологии мы ни применяли, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Так давайте любить ребенка сегодня таким, какой он есть!



© 2010-2022