- Преподавателю
- Начальные классы
- Решение задач на противоположное движение
Решение задач на противоположное движение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахиулина Н.Т. |
Дата | 10.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Решение задач на противоположное движение из разных точек.
Нахождение расстояния. Цель: Образовательная:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Вид урока - урок применения знаний и умений.
Основные понятия урока:
-
Расстояние, скорость, время, противоположное движение из разных точек.
Ход урока:
1. Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
I. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд .3
1)Цепочка примеров.
Д: 640: 8= 80 + 67 = 147 - 50 = 97 х 10 = 970 2)Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4 8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19 Ж И В Е И Е Н Д (Ученики устно распределяют дроби в нужном порядке у себя на листочках.) Самопроверка записи - на слайде (клик мышкой) Слайд 4. - Прочитайте, какое слово у вас получилось? (клик мышкой) Слайд 4 Дети: Движение. - Что такое движение? (ответы детей) Д: - Движение - это перемещение ... в пространстве Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
- А математическая разминка - это движение мысли.
Какую тему урока продолжаем?
II. Актуализация знаний.
- Какие величины не используются в задачах на движение? Слайд 5.
Дети: тонны, центнеры, м2, кг, см.кв.
- По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
Д: скорость, время, расстояние.
- Запишите у себя на листочках величины, разделив на группы. (проверка по слайду) Слайд 6
Скорость V
Время t
Расстояние S
км/ч
км/мин
м/мин
м/с
ч
мин
с
сутки
км
м
(Выберите себе цвет светофора) (разные цвета - разные величины) - Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах? Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен. - Запиши формулу нахождения скорости. (v=s:t)
- Что такое расстояние?
Д: Расстояние это путь, пройденный за определённый промежуток времени.
-Запиши формулу нахождения расстояния.(S=V*t)
- Что скажите о времени?
Д: t - время, затраченное на путь.
- Запишите формулу нахождения времени. (t = S : V)
III Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы) А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? Д: - Скорость сближения, скорость удаления. Слайд 7 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? Д: Задачи на противоположное движение. Слайд 7 IV Работа над новым материалом.
Учитель: Кто вспомнит чертёж к задаче на движение в противоположных направлениях? Начертите объясняя.
(Чертят на доске и объясняют)
Ученик: Это всё расстояние. Предмет движется из одной точки в разных направлениях. Это путь первый. Это путь второй.
Учитель: Прочитайте задачу №1.
Задача№1.
От двух вокзалов одновременно отправились два поезда в противоположных направлениях. Скорость первого 65 км/ч, скорость второго 55км/ч. Через два часа после движения они оказались на расстоянии 300 км один от другого. Вычисли расстояние между вокзалами.
Какие числа вставляем? (работа на черновике).
Ученик: Мы не можем вставить числа.
Учитель: В чём проблема?
Ученик: Чертёж не подходит. Такие задачи не решали.
Учитель: Давайте будем решать эту проблему. Почему чертёж не подходит?
Ученики: высказывают свои предположения.
Поезда вышли не из одной точки, а из разных. Между вокзалами должно быть расстояние.
!!! Сформулируйте тему данного урока.
Решение задач на движение в противоположных направлениях из двух разных точек.
1. Работа с чертежом.
Учитель: Составим план.
Что поможет нам решить задачу?
Ученик: Надо сделать другой чертёж.
Учитель: У вас на листочках разные схемы. Выберите тот чертёж, который подходит к задаче и объясните почему?
1) _______________А_______________В______________
2)
________________А_______________В__________________
3) А_________________________________________________В
4)
________________________________________________
(ученики объясняют, почему выбрали этот чертёж. (слайды 8-11 )
(на слайдах все 4 чертежа).
Смотрим слайд - рисунок.12
Учитель: Что дальше?
Ученик: Запись данных в чертёж.
V1= 65км/ч V2= 55км/ч
_______2ч______А_______________В______2ч______
S1= ? S3= ? S2= ?
S общ= 300км
Учитель: Заносим данные в таблицу, которая у вас на листочках.
2. Таблица.
V (км/ч)
t (ч)
S (км)
V1=65км/ч
t 1=2ч
S1=?
V2=55км/ч
t 2=2x
S2=? Sобщ=?
S3=?
. 3. Алгоритм решения. (слайд13 )
Учитель: Что известно? Что можно найти?
Ученик: Скорость первая известна. Время первое известно. Можно найти расстояние первого поезда. Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время.
1)65*2=130(км )
Скорость вторая известна. Время второе известно. Можно найти расстояние второго поезда.
2)55*2=110(км)
А) Находим расстояние первого, а затем второго поезда.
S1 и S2
Учитель: Что входит в общее расстояние?
Ученик: Это расстояние первое, второе, третье.
Учитель: Что можно узнать сначала?
Ученик: Расстояние, которое пройдут поезда.
Б) Находим расстояние , пройденное поездами. S1+S2
3)130+110=240(км)
Ученик: Найдём расстояние между вокзалами.
В) Находим расстояние между вокзалами.
S общ - (S1+S2)
4) 300-240=60(км)
Запишите ответ.
Учитель: Найдите более короткий путь решения.
2)(65+55)*2=240 (км) 300-240=60 (км)
3)300 - (65+55)*2 = 60 (км)
Физминутка. От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. Раз, два.
Он назад поплыл сначала. Раз, два,
А потом поплыл вперёд. Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке Набирая полный ход.
4. Повторение алгоритма решения задачи. (слайд 14)
V. Самостоятельная работа.
Учитель: У вас на листочках две задачи. Если вы хорошо поняли как решать такие задачи. То можете взять посложней задачу под красной звёздочкой. А если не очень уверены в своих знаниях, то решите аналогичную, похожую задачу под синей звездочкой.
Задача
Расстояние между городами А и Б равно 80 км. Из этих городов выехали одновременно два поезда - один на север, другой на юг. Скорость поезда, идущего на север равна 70 км/ч. А скорость поезда, идущего на юг 65 км/ч. На каком расстоянии один от другого будут поезда через 3 часа после начала движения.
Ученики выбирают чертёж, записывают данные в чертёж и таблицу и решают задачу.
70км/ч 65км/ч
Север______3ч____А__________В_______3ч____ЮГ
80км
?
1) (70+65) *3 = 405км 405 +300=705км.
Ответ: 705 км весь путь.
Задача
Из двух городов выехали одновременно два поезда - один на север, другой на юг. Скорость поезда, идущего на север равна 70 км/ч. А скорость поезда, идущего на юг 65 км/ч. Через 3ч они оказались на расстоянии 505 км. Какое расстояние было между городами?
65км/ч 70км/ч
______3ч______А_______________В______3ч______
? ? ?
505 км
1)(65+70)3=405 км 2)505 - 405 = 100 км. Ответ: 100 м между городами.
Оценить выполнение задания сигнальной кнопкой.
VI Итог: 1. Сформулируйте точно тему урока?(Слайд)
2. Что нового было в чертеже?
3.Что сначала нашли? Что потом?
VII Оценка: …………………………………..
VIII Итоговая рефлексия. Слайд 15.
-
Чему научились?
-
Какое задание было для вас интересным?
-
Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
-
Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?
Слайд 16
IХ Д\з Составить подобную задачу и чертёж.(слайд)