Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об окончании и его роли в речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об окончании и его роли в речи (3 класс)УМК «Школа России»

Тема: Понятие об окончании и его роли в речи.

Цель: Познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его основой.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

  • познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении;

  • учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Коррекционно-развивающая:

  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

  • способствовать формированию коммуникативной, регулятивной деятельности.

Коррекционно-воспитывающая:

  • прививать интерес к работе с информацией;

  • воспитывать организованность в работе, самостоятельность.

Оборудование:

Интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент

- доброе утро, начинается урок, настроились на работу. Тихо сели девочки, затем мальчики. Проверьте пожалуйста свои рабочие места. Ножка стульчика к ножке стола. На подставках стоят учебники, лупы включены. Возьмите пожалуйста салфетки и протрите очки, ручные лупы.

Мотивация к деятельности

- посмотрите, пожалуйста, на доску (по Брайлю карточки на парте). Прочитайте, что записано на доске (Делу время, потехе час).

- Как вы понимаете эти слова?

- Это будет девиз нашего урока. Вы готовы, приступаем.

Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания

- Отгадайте загадку

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане (Береза)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте характеристику данного звука.

- Кто скажет, какие буквы мы сегодня будем прописывать?

  1. Словарная работа

- Ребята, что вы можете сказать об этом слове? Какое это слово? Где можно проверить написание этого слова?

- Запишите его в тетрадь.

- Определите корень слова.

- Что вы знаете о корне?

- Как правильно подобрать корень?

- Подберите однокоренные слова к слову береза, выделяя в каждом слове корень. Работа с интерактивной доской.

  1. Работа над предложением

- Составьте со словарным словом распространенное предложение.

- Какие правила, мы сейчас повторяли? Для чего мы это делали?

Самоопределение к деятельности

  1. Постановка проблемы

- прочитайте запись на доске (Брайль на карточке)

БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ УКРЫЛАСЬ СНЕГА

- Это предложение? Обоснуй свой ответ.

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении?

- Подумайте, какой предлог здесь можно употребить?

ВЫВОД: Предлог не нужен, а нужно изменить окончание некоторых слов.

- Какое предложение получилось? Письмо с комментированием.

- -Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

- Что вызвало у вас затруднение при выполнении этого задания?

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слова не изменяется?

-В какой части слова происходит изменения?

- Какую учебную задачу ставим перед собой?

  1. Работа с текстом

  • Работа в парах

- Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось.

…….называют символом России.

Русь моя, люблю твои …… !

На ……. распустились почки.

Под ……… нашли грибок.

- Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова)

Вывод: Изменяется только форма слова, а лексическое значение остается прежним.

- Спишите первое предложение. Выделите корень и изменяемую часть графически. По Брайлю 3, 6 точки, оставшуюся часть подчеркните - это основа слова.

- Как называется новая для нас часть слова?

- Где можно узнать информацию, что бы ответить на этот вопрос?

  1. Работа с правилом в учебнике

Откройте, пожалуйста, свои учебники на стр. 60 и прочитайте правило.

- О чем говориться в правиле?

Физкультминутка, зрительная гимнастика

Закрепление изученного материала

  1. Работа над упражнением в учебнике (стр.61 упр. 131)

- Ребята первого ряда выписывают слово во множественном числе, ребята второго ряда в единственном.

- Подобрать однокоренные слова и выделить окончание.

2. Фронтальная работа с текстом

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

Рефлексия учебной деятельности

  1. Ответьте на вопросы:

  • Окончание - часть слова?

  • Окончание - изменяемая часть слова?

  • Окончание - часть основы?

  • Окончание служит для связи слов в предложении?

  • У одного и того же слова могут быть разные окончания?

  • С помощью окончания образуются новые слова?

  • Что такое основа слова?

  1. Итог урока

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

3. Оцените свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

  • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

  • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

- Прикрепите свои жетончики в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу

- Я вижу, что на уроке вы были: Очень…….

Достаточно …….

Но и ……….

Домашнее задание: стр. 61 упр. 132, правило

-Всем спасибо за работу! Урок закончен.



© 2010-2022