- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Формирование толерантности у детей в рамках классного руководства
Статья Формирование толерантности у детей в рамках классного руководства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Т.А. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование толерантности у детей в рамках классного руководства Перед современными педагогами стоит задача формирования новой культуры отношений. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. Стремительный темп жизни, социальные проблемы и воспитательная инерция родителей по отношению к детям порождают отсутствие толерантности у современных детей. Данный проект посвящен актуальной в современной школе тематике - воспитание терпимости. Научить детей толерантности (терпимости) - значит подготовить их к жизни, к общению с множеством других, очень разных людей. В проекте представлены материалы по организации работы с младшими школьниками по формированию толерантности. Разнообразие форм и методов работы с детьми и родителями выступает как необходимое условие формирования толерантности по отношению к другим. Учащимся важно осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Основная цель - воспитание детей в духе терпимости, уважения друг к другу независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, социального и материального уровня родителей. Задачи данного проекта: • способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс; • развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; • формировать коммуникативные навыки учащихся; • совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач; • формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. Ключевые слова: толерантность, терпимость, отношение к "другому"; нравственность, деятельность, система мероприятий, формирование, диагностика.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников. Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование нравственных представлений и понятий. Для достижения задач по воспитанию толерантности младших школьников нами разработан воспитательный проект «Формирование толерантности у детей». Ведущая роль в воспитании культуры толерантности младших школьников принадлежит классному руководителю. Воспитательная работа класса строится на следующих принципах педагогической деятельности: • формируется установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между уч-ся и педагогом; • создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; • каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело; • отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Цель данного проекта - формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности.
Объект: учащиеся класса, родители учащихся класса. Задачи: • способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс; • развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; • формировать коммуникативные навыки учащихся; • совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач; • формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. В основу проекта положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности младшего школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.
Система мероприятий включает классные часы, игровые тренинги, внеклассные мероприятия: праздники, игры, коллективные творческие дела. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников.
Каждый год направлен на решение определенных задач; он начинается с проведения диагностики (социометрии, анкетирования, психологического тестирования) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
Воспитание толерантности осуществляется через классные часы, кружковую работу, родительские собрания, родительский лекторий. Программа рассчитана на 4 года - период обучения в начальной школе. Режим работы - 1 раз в месяц - 1 час. Формы и методы проведения занятий:
- индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;
- организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности, ток-шоу, дискуссии, театрализованные представления, школьные праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.
- организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона; организация педагогической поддержки;
- диагностика толерантности, самоактуализации и качества среды.
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
- черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой округ.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой округа;
- чувства гордости за свой город, свой округ, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику округа, города;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ямало-Ненецкого автономного округа и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Эталонный портрет толерантного выпускника начальной школы
• ребенок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
• ребенок, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь; • ребенок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками; •ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; Эталонный портрет толерантного класса: • коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи; • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается и заканчивается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование). В конце года проводится большой семейный праздник.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п\п
Дата
Тема классного часа
Количество часов
1
Сентябрь
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1сентября). Путешествие по стране знаний. Диагностика учащихся (тест для индивидуального знакомства с ребенком).
1
2
Октябрь
Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час «В стране веселых бабушек и озорных внучат».
1
3
Ноябрь
Международный день толерантности. ( 16 ноября). Праздники, сближающие людей и народы. «Праздник дружбы».
1
4
Декабрь
День прав человека. (10 декабря). Учебно-игровое занятие «На что имеем право»
1
5
Январь
Классный час "Культура поведения на переменах"
1
6
Февраль
Родительское собрание. «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?»
1
7
Март Классный час «Театр вежливых ребят»
1
8
Апрель
День матери России. (29 апреля). "Мама, бабушка + я"- утренник с участием родителей.
1
9
Май
Международный день семьи. (15 мая). «Мама, папа, я - дружная семья» - литературно - спортивный праздник.
1
Итого
9 часов
2 класс
№ п\п
Дата
Тема классного часа
Количество часов
1
Сентябрь
Международный день грамотности. (1 сентября). Турнир Знатоков. Диагностика для изучения детского коллектива «Ежик»
1
2
Октябрь
Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час "Бабушки и внуки"
1
3
Ноябрь
Международный день толерантности. ( 16 ноября). Утренник «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть»
1
4
Декабрь
День прав человека. (10 декабря). Родительское собрание «Наказание и поощрение» с участием детей.
1
5
Январь
История новогодних праздников. «Рождественские встречи» - утренник с участием родителей.
1
6
Февраль
Знакомство с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях. Утренник «Деревенские посиделки»
1
7
Март Устный журнал. "История имени, фамилии, рода"
1
8
Апрель
День матери России. «У меня такая мама…» - утренник
1
9
Май Международный день семьи. (15 мая). Классный час «Моя семья»
1
Итого
9 часов 3 класс
№ п\п
Дата
Тема классного часа
Количество часов
1
Сентябрь
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1 сентября). Урок гражданственности и патриотизма Диагностика для изучения детского коллектива "Социометрия"
1
2
Октябрь
Международный день пожилых людей. (1 октября). Аукцион народной мудрости "От бабушки до наших дней..." Классный час
1
3
Ноябрь
Международный день толерантности. ( 16 ноября). Классный час «Что такое толерантность»?
1
4
Декабрь
День прав человека. (10 декабря). Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка".
1
5
Январь
Родительское собрание. «Роль семьи в формировании личности ребенка»
1
6
Февраль Классный час «Автопортрет класса».
1
7
Март Классный час. «Учусь понимать других».
1
8
Апрель
День матери России. Детско-родительский вечер «Лучшие мамы на свете».
1
9
Май
Международный день семьи. (15 мая). Классный час "О чем расскажет семейный альбом"
1
Итого
9 часов 4 класс
№ п\п
Дата
Тема классного часа
Количество часов
1
Сентябрь
Международный день грамотности. Всемирный день мира. (1 сентября) Диагностика для изучения детского коллектива. "Круги на воде"
1
2
Октябрь
Международный день пожилых людей. (1 октября). Вечер-встреча «Я и мое поколение».
1
3
Ноябрь
Международный день толерантности. ( 16 ноября). Классный час «О мальчиках и девочках».
1
4
Декабрь День прав человека. (10 декабря). Классный час «Азбука права».
1
5
Январь Классный час «Один за всех, все за одного».
1
6
Февраль Родительское собрание. «Умеете ли вы любить своего ребенка».
1
7
Март Диалог-тренинг «Улыбка. В чем ее секрет»
1
8
Апрель День матери России. Утренник «Букет для мамы».
1
9
Май
Международный день семьи. (15 мая) Классный час «В семейном кругу».
1
Итого
9 часов
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методика выявления уровня толерантности у учащихся
Проведённый опрос позволяет определить отношения детей с людьми, направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы, заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям. Эти качества позволяют судить о толерантности в детском коллективе. Тестовые задания.- Наибольшее удовлетворение я получаю от:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко для педагогов
Оценки ставятся от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к Вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 балл - верно в некоторой степени, 2 балла - верно в значительной степени, 3 балла - верно в высшей степени.Таблица 3
I. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей
баллы
-
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
-
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
-
Шумные детские игры переношу с трудом
-
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
-
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
Всего:
II. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя
-
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
-
Меня раздражают любители поговорить
-
Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу
-
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры
-
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
Всего:
III. Вы категоричны или консервативны в оценках людей
-
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом
-
«Новые русские» производят неприятное впечатление
-
Мне не симпатичны представители иных национальностей
-
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
-
Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем
Всего:
IV. вы не умеете скрывать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами и партеров
-
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
-
Мне трудно скрыть, что человек мне чем-либо неприятен
-
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
-
Мне неприятны самоуверенные люди
-
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
Всего:
V. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера
-
Я имею привычки поучать окружающих
-
Невоспитанные люди возмущают меня
-
Я часто ловлю себя на том, что, пытаясь воспитывать кого-либо
-
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
-
Я люблю командовать близкими
Всего:
VI. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным
-
Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах
-
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком - для меня просто пытка
-
Когда партнёр не соглашается в чём-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
-
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
-
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется
Всего:
VII. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
-
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
-
Меня часто упрекают в ворчливости
-
Я долго помню нанесённые мне обиды теми, кого я ценю или уважаю
-
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
-
Если деловой партнер непреднамеренно заденет моё самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь
Всего:
VIII. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер
-
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
-
Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях
-
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
-
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
-
Мне иногда нравиться позлить кого-нибудь из родных или друзей
Всего:
IX. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других
-
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
-
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
-
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
-
Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми
-
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
Всего: