- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование у младших школьников оптимистического мироощущения как основы гражданско-патриотического воспитания
Формирование у младших школьников оптимистического мироощущения как основы гражданско-патриотического воспитания
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова С.Г. |
Дата | 23.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Светлана Геннадьевна Захарова,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 2
ЗАТО Александровск,
город Полярный
Мурманской области.
Формирование у младших школьников оптимистического мироощущения как основы гражданско-патриотического воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Бернард Шоу утверждал: «Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». Работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Воспитать человека, любящего свой народ, край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; способного принимать решения и брать ответственность на себя за выполнение принятых решений - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей воспитательной работы, составной частью которой является также формирование позитивного отношения к жизни, являющегося основой оптимистического мироощущения ребенка, без которого сложно воспитать патриота и гражданина. Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому мы учим детей воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь. Природе ребенка свойственно жизнерадостное, оптимистическое мироощущение. Проблемы «большого мира» он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация «оптимистичный ребенок в пессимистичном мире» длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше. Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь, по нашему мнению, состоит в
- субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;
- толерантности как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;
- рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.
- формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
- дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
- формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
- способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
- учить детей понимать смешное.
Каждый год в феврале мы участвуем в параде юнармейских войск, посещаем мемориал «Защитники Заполярья» - памятник Алёши в Мурманске. Некоторые родители наших учеников работают на ОАО 10 СРЗ. РК класса решили организовать туда экскурсию. Мы даже сами не ожидали, с каким восторгом ребята будут рассказывать об увиденном на заводе. Важно то, что к этой экскурсии мы готовились. Заранее просмотрели фильм, где некоторые дети увидели на рабочих местах своих родителей. Как они этим гордились! А после экскурсии мы приступили к созданию рукописной книги - «Кем быть». В первом классе мы написали книгу «О счастье», которая стала абсолютным победителем в конкурсе рукописной книги в ЗАТО Александровск. Ребята описывали свой самый счастливый день в жизни и рисовали рисунки об этом дне. Запомнилась поездка в океанариум, в тропическую купальню центра отдыха «Огни Мурманска», на страусиную ферму, в «Снежный городок» Мурманска. Детям нравится, когда на мероприятиях класса присутствуют их родители. Праздники «Мамина планета», «Рыцарский турнир», «Мама - это солнца луч», «Новогодний калейдоскоп» способствуют формированию оптимистического мироощущения у каждого ребёнка. Ежегодно по итогам учебного года мы проводим праздник «Вот и стали мы на год взрослее». Дети читают стихи, показывают сценки, поют, танцуют, играют и соревнуются, получают грамоты и благодарности. Родители видят своих детей в разных ситуациях, где им приходиться принимать решение, проявлять смекалку и находчивость. Наряду с мероприятиями мы проводим классные часы - уроки социальной жизни, на которых используем адаптированные психологические методы:
- групповая дискуссия;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент;
- ролевые игры;
- драматизация;
- тестирование и другие диагностические процедуры;
- элементы социально-психологического тренинга.
- Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
- Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.
- поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;
- оценивать действия ребенка, а не личность;
- давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.
- «Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?»
- «Любить или ненавидеть?»
- «Дружить или ссориться?»
- «Верить в успех или надеяться на удачу?»
- «Стремиться к цели или ждать чуда?»
- «Творить добро или разрушать то, что сделали другие?»
- С основными возрастными закономерностями развития младших школьников;
- С положениями теории развивающего обучения и содержит:
- фрагменты текстов, стихов, басен курса «Литературное чтение» для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;
- пословицы (в том числе В.Даля) используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
- высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнайка и др.) полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;
- сказки (например, «Уроки фантазии» Дж. Родари и др.), задания к сказкам («А что будет, если…», «Придумай разные окончания сказки» и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;
- карикатуры, рисунки, «Вредные советы» Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;
- «шпаргалки» используются на уроках как форма составления детьми алгоритма своих действий (например, «Пять шагов на пути к моей цели», «Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности к себе» и др.);
- «задачник», составленный из социальных задач по образцу математических: условие, преобразующие действия и результат, что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия.
- Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем.
- Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную деятельность.
- Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.
- Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.
- Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Литература
-
Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - Волгоград, 2005.
-
Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. - М., 2004.
-
Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. - М., 2003.
-
Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг - М.,1998.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2003.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1999.
-
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., 2000.
-
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. - М., 2002.
-
Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). - М., 1999.
-
Практическая психология образования. ( Под ред. Дубровиной И.В.) - М., 1997.
-
Родионов В.А. Я и все-все-все. - Ярославль, 2002.
-
Родари Дж. Уроки фантазии. - М., 2003.
-
Роджерс К. и др. Свобода учиться. - М., 2002.
-
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.
-
Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 2003.
-
Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) - М., 1993.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1999.
5