- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта по окружающему миру «Красная книга России»
Технологическая карта по окружающему миру «Красная книга России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хакимова Г.К. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по учебнику Хакимова Гузаль Карамовна, учитель начальных классов
«Окружающий мир. 1 класс». МБОУ «Балтасинская гимназия» РТ, Балтасинского района пгт.Балтаси,
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая высшей квалификационной категории
Тема: «Красная книга России»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема
Красная книга России
Цель темы
Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края.
Задачи урока Образовательные: Познакомить с Красной книгой, с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; Развивающие: а) Развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; б) развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету; в) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде, осознание ответственности за сохранение природы; положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в парах.
Планируемый результат
Личностные: осознание ответственности за сохранение природы; воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде.
Метапредметные:
коммуникативные: формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у учащихся умение работать в паре;
познавательные: умение находить информацию о растениях и животных; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
регулятивные:уметь нарисовать или подбирать фотографии животных и растений, которые занесены в Красную книгу
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом
Форма урока
Урок-исследование
Основные понятия
Красная книга России
Межпредметные связи
Литературное чтение, музыка, ИЗО
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник А.А.Плешаков « Окружающий мир» 2 часть
Красная книга РСФСР, Красная книга Татарстана, Красная книга Балтасинского района
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир» 2 часть, компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных, загадки, задания для работы в парах
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Этап урока и его цель
Деятельность
обучающихся
Деятельность
педагога
УУД
I этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся, психологический настрой на работу
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Настраивать детей на работу. Энергизатор «Здравствуй, друг!» Здравствуй, друг (здороваются) Где ты был? (за уши) Как дела? (похлопывают по плечу) Я скучал. Хорошо (обнимаются)
Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой
II этап. Актуализация знаний.
Цель - подготовка к восприятию нового материала
Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
-морская корова
-об исчезнувших животных
Подготовить к восприятию нового материала, уметь высказывать свои мысли
«Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» Словацкий поэт Павол Гвездослав
- Ребята, как вы понимаете высказывание «прикоснуться сердцем» ?
Где бы ни жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными. Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки. -Ребята посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое это животное? Это морская корова. К сожалению, сейчас это исчезнувшее животное, можно видеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли. -Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Откуда можно узнать об исчезающих животных (Красная книга) Какие вопросы у вас возникают?
- Почему книга названа Красной?
- Когда была создана Красная книга?
- Какие страницы есть в Красной книге?
- Кто занесён в Красную книгу?
ЛичностныеУУД: установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
ПознавательныеУУД: формирование логических умений, умения находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
III этап. Изучение нового материала.
Цель - знакомство с Красной книгой
Динамическая пауза.
Цель:снятие напряжения, усталости
Участвовать в работе по решению примеров
- Красный - сигнал опасности.
- Из Красной книги мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.
- Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Исчезающие виды - это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.
- Сохраняющиеся- это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на жёлтых страницах. - Неопределённые - это виды, которые мало изучены учёными. Сведения о них поместили на серых страницах. - Восстанавливающиеся- это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зелёных страницах. - Редкие - это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.
Организовать работу по изучению темы. Знакомство с Красной книгой. - В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы (МСОП). По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Как вы думаете, почему её назвали не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной? Для чего она нужна?
Красная книга: Слайд 2 - информирует - призывает изучать - предупреждает - советует Упражнения для глаз по офтальмотренажеру
Организовать работу в группах, обеспечить контроль
за выполнением задания. - Поработайте парами со схемой и скажите, о чем говорит каждое слово. Слайд 3 В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы- разноцветные: красные, жёлтые, белые, серые и зелёные. -Как вы думаете, почему страницы сделали разноцветными? В Красной книге есть классификация растений и животных. Прочитайте, на какие группы они разделены. Слайд 4 Классификация, виды: - исчезающие - сохраняющиеся - редкие - неопределённые - восстанавливающиеся -Как вы думаете, почему их так разделили на группы? (работа в группах)
- Страницы Красной книги были скреплены скобами, подобно листам перекидного календаря. Их можно легко вынуть из книги, если судьба животного или растения менялась в лучшую или худшую сторону. Учёные хотели, чтобы как можно больше видов попало на зелёные страницы, поэтому разработали специальную программу спасения. Сначала все сведения о редких и исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. В нашей стране такая книга вышла в 1978 году. Позже выяснилось, что в защите нуждается большее количество видов. Второе издание вышло в 1984 году уже в двух томах. В них о каждом взятом под охрану растении и животном кратко сказано все: где встречается, насколько в бедственном положении находится, по каким причинам сокращается численность и что надо делать, чтобы уберечь вид от вымирания. Число записей из года в год растёт. Запись в книге тревоги не гарантирует сохранность тому или иному виду животного или растения. Бывает, что и наоборот: цены на него на чёрном рынке подскакивают- и браконьеры активизируют свои действия по уничтожению редкого вида.
Регулятивные УУД:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задач; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
IV этап. Закрепление изученного.
Цель - уметь работать с учебником
Динамическая пауза
Цель: снятие напряжения, усталости
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
- Песня «У дороги чибис»
- Рассуждение.
-Высказывание детей.
Работа в парах.
-А сейчас мы будем знакомиться с растениями и животными, занесенными в Красную книгу в учебнике.
Слайд 5.
-
Это могучий зверь. Живет в лесах. Их охраняют и разводят в заповедниках. (зубр)
-
Удивительно красивая и очень редкая птица. Люди стали выращивать их в специальном питомнике (белый журавль)
-
Длина этого жука достигает до 11 см. Живет на Дальнем Востоке (Дровосек реликтовый)
-
Ценнейшее лекарственное растение. Живет до 300 лет (женьшень)
-
Цветки этого цветка напоминают башмачки. (венерин башмачок)
- А знаете ли вы песни про птиц?
- Как вы думаете, занесена ли эта птица в Красную книгу?
- О чем поется в песне? Давайте споем эту песню 1 куплет. - Ребята мы с вами говорили, о Красной книге России. А как вы думаете, есть ли у нас в Балтасинском районе своя Красная книга? А какие растения и животные занесены вы сейчас догадаетесь сами. Отгадайте загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Ответ: дуб)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ответ: Ландыш)
Спит зимою великан,
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий,
Может улей разорить.
Что за зверь? Ответь скорей.
Этот великан ……(медведь) Слайд -Мы сегодня говорили об исчезающих животных и растениях. По чьей вине большинство видов попало в Красную книгу?
- Нарисуйте животное или растение, которые занесены в Красную книгу и прикрепите к картине.
(приклеивают свои рисунки на панно)
Личностные УУД: выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование.
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- О чем бы вы рассказали своим родителям?
- Что бы вы рассказали своим друзьям, которых сегодня нет на уроке?
- Подумайте, от кого зависит жизнь животных и растений, которые занесены в Красную книгу?
- А теперь выберите свое настроение на сегодняшнем уроке
Коммуникативные УУД: формулировать умений полно и точно выражать своё мнение, позицию, аргументировать её
Использованная литература:
1.Учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая « Окружающий мир» 2 часть.
2. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир» 2 часть
3.Красная книга РСФСР.
4. Красная книга Татарстана.
5. Красная книга Балтасинского района
6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
7. Методическое пособие по окружающему миру 2 класс.
8.images.yandex.ru/yandsearch?text