Поделитесь с коллегами:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа №23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Применение дидактических игр на уроках «Чтение и развитие речи» как средство овладения навыком чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Гущина Марина Александровна,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2015
Содержание
-
Актуальность опыта….....................................................................3
-
Научная основа опыта……………………………………………..3
-
Системность в работе педагога, оптимальность выбора
форм и методов работы…………………………………………..5 -
Результативность деятельности по избранной теме……………..11
-
Заключение…………………………………………………………12
-
Библиографический список……………………………………….12
-
Актуальность опыта
Я работаю учителем начальных классов в коррекционной школе в классе с умеренной умственной отсталостью со сложной структурой дефекта. Одной из самых важных проблем у детей данной категории является овладение навыком чтения. Тема опыта: «Применение дидактических игр на уроках «Чтение и развитие речи» как средство овладения навыком чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья». Условия становления и возникновения опыта Исследование проводилось мною, учителем начальных классов на уроках чтения и развития речи. В экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента (1 класс) обучалось 6 учеников (3 мальчика и 3 девочки); на сегодняшний день (3 класс) в классе 3 человека, из них 1 мальчик, 2 девочки. Все учащиеся имеют умеренную степень умственной отсталости со сложной структурой дефекта. В течение первого года обучения мною были обследованы учащиеся. В результате обследования я получила следующие параметры психолого-педагогического статуса учащихся. Параметры психолого-педагогического статуса учащихся с умеренной умственной отсталостью со сложной структурой дефекта.
Особенности познавательной сферы
- Мелкая и крупная моторика не соответствует возрасту. Наблюдается инертность, вялость, рассеянность, лёгкая отвлекаемость, пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности Внимание рассеянное, непроизвольное, концентрация низкая. Работоспособность низкая, произвольная деятельность затруднена. Уровень механической и словесно-логической памяти снижен. По заключению ПМПК у всех учащихся наблюдается несформированность языковых и речевых средств.
Особенности общения
- Контакты со сверстниками нестабильны. Отсутствует критичность в оценке своих поступков. Эмоциональный фон не устойчив.
Особенности поведения
- Школьная мотивация незрелая. Преобладает игровая деятельность.
В процессе работы я обратила внимание на то, что у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. И все это приводит к сложностям в процессе обучения чтению. Отсюда было выявлено противоречие между необходимостью развития речи данного контингента учащихся с одной стороны и сложностью освоения навыка чтения в связи с индивидуальными психо-физическими возможностями учащихся с другой стороны. Я направила свою работу на поиск путей, способствующих обучению чтения детей с нарушениями интеллекта через использование дидактических игр. Включение дидактических игр в структуру уроков чтения и развития речи стимулирует познавательные интересы, создает у школьников положительно эмоциональный настрой, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал, исправить недостатки речевого развития детей, активизировать их познавательную деятельность.
-
Научная основа опыта
Игровая деятельность рассматривалась в научных работах П.М. Баева, Н.Л. Белопольской, Л.С. Выготского, Л.В. Кузнецовой, И.Ф. Марковской, В.Т. Стребелевой и др. Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Отдельные факты в работах Е.К. Ивановой (1979), У.В. Ульенковой (1984) свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей с нарушениями интеллекта отличается от игры их здоровых сверстников. Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская в своих исследованиях отмечают, что при явном преобладании игровых интересов над учебными у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в играх отчетливо выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду. В работе Л.В. Кузнецовой, которая исследовала возможности использования сюжетно-ролевой игры для решения образовательных и воспитательных задач в учреждениях для детей с нарушениями интеллекта, выявлены особенности, характеризующие сюжетную игру детей данной категории: отсутствие развернутого сюжета, недостаточная координированность игровых действий детей, нечеткое разделение и соблюдение игровых правил. Проблемой использования дидактических игр на уроках чтения занимались А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, В.Н. Петрова, Э.В. Якубовская и др. На основании анализа теоретической литературы было мною установлено, что дидактические игры плодотворно влияют на овладение навыком чтения учащимися. В процессе становления опыта были изучены различные виды дидактических игр. Новизна опыта состоит в применении на разных этапах урока чтения системы дидактических игр. -
Системность в работе педагога,
оптимальность выбора форм и методов работы Одним из эффективных методов обучения детей с нарушением интеллекта является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников, является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения детей с нарушением интеллекта, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Цель опыта - рассмотрение и использование дидактических игр в процессе обучения чтению учащихся с нарушением интеллекта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме.
- Проанализировать содержание программы по чтению для учащихся начальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
- Выявить наиболее эффективные дидактические игры, которые используются при обучении чтению, разработать методические рекомендации по их реализации.
Ведущей деятельностью у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Из этого следует, что коррекционная работа с такими детьми должна вестись в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать наступление утомления; в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт: подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и
возможности; д) обеспечить обогащение детей знаниями по предметам (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.). Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: - игры-путешествия;
- игры-поручения;
- игры-предположения;
- игры-загадки;
- игры-беседы (игры-диалоги)
Игры-путешествия Игры-путешествия - усиливают впечатление, придают познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-поручения В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки". Игры-предположения "Что бы я сделал?", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..." или "Что бы я сделал Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача, способы построения которой различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике я наиболее часто использую указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. Дидактическая игра - сложное явление, в котором отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно: - Дидактическая задача
Игра удалась, если решена дидактическая задача. Определяя дидактическую задачу, нужно знать: 1) какие знания, умения и навыки имеют дети; 2) какие знания, умения и навыки нужно закрепить; 3) какие умственные операции развиваются; 4) какие качества личности формируются. 2. Игровая задача. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. - Игровое действие.
Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. - Правила игры.
Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение. - Результат игры.
Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей, доказывает уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр: - функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
А теперь я хочу представить вашему вниманию дидактические игры, которые я применяю в системе уроков чтения.
-
Результативность деятельности по избранной теме
В течение 3 лет обучения на всех этапах урока, с целью повышения эффективности усвоения программного материала, мной применялись различные дидактические игры. В ходе проделанной мной работой, можно сделать вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Анализируя уровень знаний учащихся с нарушениями интеллекта, приходим к выводу, что успеваемость находится на низком уровне.
Рис. 1 Сформированность навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта.
Уровень сформированности навыков чтения у учащихся 3 «А» класса
Ф.И.О. учащихся
Способ чтения
Навык чтения Александрова Анастасия Чтение целыми словами и группами слов.
Читает громко и внятно. Чтение не осмысленное. Не всегда правильно делает ударения в словах читаемого текста. Разинькова Алина Отрывистое слоговое иногда побуквенное. Чтение монотонное, не осмысленное. Отсутствие пунктуационной интонации. Наблюдаются замены букв, ошибки в окончании, забывание букв. Былин Никита Соотнесение звука с буквой. Знает и называет или показывает изученные буквы.
-
Заключение
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают программный материал. Коррекционные приёмы обучения чтению направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной.