Урок по предмету «Окружающий мир». Почва

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по предмету «Окружающий мир»

Почва



ГКОУ ЛО «Назийский центр

социальной адаптации»,

учитель начальных классов

Кузнецова Татьяна Вячеславовна



Цель урока Познакомить с понятием «почва», структурой почвы, свойствами почвы, значением почвы в жизни всего живого, показать взаимосвязь в природе воспитывать бережное отношение к природе (почве, как части природы). Тип занятия Формирование новых знаний. Практическая работа (опыты). Планируемые результаты Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядном уровне. Познавательные: знакомство с почвой, ее составом, свойствами, образованием почвы, с правилами обработки почвы, бережного отношения к ней, как части окружающей нас природы. Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: выражать понимание необходимости использования почвы в жизни человека, стремиться охранять почву от загрязнений, бережно относиться к использованию почвы для сохранения плодородия почвы. Виды деятельности, формы работы Инструктаж по технике безопасности. Рассказ учителя «Чудесная кладовая», практическая работа (опыты с почвой), работа с интерактивной доской; заполнение карточек на основе выводов по результатам опытов; обсуждение правил использования и сохранения природного богатства-почвы. Образовательные ресурсы Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» 3 класс. Инструкционные карты Оборудование для проведения опытов.


Ход урока. 1. Объявление темы урока. Актуализация знаний. - Сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Чудесная кладовая». А вы послушайте и подумайте, о чем идет речь.

Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть догадался, как она называется.

- Что же это за чудесная кладовая? - Это почва. Почва - это верхний слой земли, толщиной от 2 см до 2 м, на котором растут растения. - Сегодня на уроке вы узнаете о свойствах и составе почвы, о том, как почва образуется и как разрушается. 2. Работа по теме. Изучение нового материала. - Вы не раз могли наблюдать, что почти у всех трав, кустарников, деревьев корни уходят глубоко в землю. Как вы думаете - почему? - Что растения получают из почвы? (Все, что им необходимо для жизни: воздух, воду, питательные вещества, минеральные соли). - Значит, в почве есть воздух, вода и питательные вещества? Давайте проверим, так ли это? Чтобы узнать это, выполним практическую работу. У вас на столах лабораторное оборудование: стакан с водой, пробирка в подставке, держатель, спиртовка, стекло, стеклянная палочка, немного почвы, лист бумаги. (Инструктаж по технике безопасности проведён.) -Проведем первый опыт. - Возьмите инструкционную карточку и прочитайте инструкцию к опыту 1. Опыт 1. Взять комочек сухой почвы и бросить в стакан с водой. Что наблюдаете? (Дети выполняют опыт.) - Что наблюдаете? (Из воздуха выходят пузырьки воздуха.) - Что это значит? Дети формулируют вывод: - В почве есть воздух. (Дописывают в карточку).

3. Работа с интерактивной доской.

Почва

воздух - Мы убедились, что растения получают из почвы воздух. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы воздух лучше поступал к корням растений? (…). - Весной мы перекапываем почву перед тем, как сажать растения: картофель, другие корнеплоды, и тем самым рыхлим ее. Летом мы окучиваем картофель, т. е. рыхлим почву тяпками; пропалываем грядки с луком, морковью, свеклой, огурцами и другими овощами и одновременно рыхлим ее; окапываем землю вокруг фруктовых деревьев и кустарников: яблонь, груш, вишни, слив, крыжовника, смородины. Как вы думаете, для чего это необходимо?

Опыт II. 1. Положите немного свежей почвы в пробирку.

2. Возьмите пробирку держателем.

3. Нагрейте пробирку с почвой на огне.

4. Над пробиркой подержите стекло.

Учитель поджигает фитиль каждой спиртовки, дети выполняют опыт, накрывают фитиль колпачком.

- Что наблюдаете на стекле? (Стекло стало влажным).

- Что это доказывает? (Что в почве есть вода).

Дети формулируют вывод: - В почве есть вода. (Дописывают в карточку).

- Зачем мы поливаем растения?

- Под воздействием тепла вода может испаряться, почва высыхает. Что необходимо делать летом в огороде, чтобы вырос хороший урожай?

- Да, почва должна быть влажной, иначе растения могут погибнуть. Комнатные растения тоже необходимо поливать.

Работа с интерактивной доской.

Почва

воздух вода

- Почему зимой почва замерзает?

- Из чего же состоит почва. Чтобы это узнать, выполним еще один опыт. Возьмите карточку, прочитайте инструкцию к этому опыту.

Опыт III.

Положите немного почвы на лист бумаги. Рассмотрите почву.

-Что увидели? (Остатки растений: палочку, сухие листики и др.).

-Растения отмирают, попадают в почву, там под воздействием микробов перегнивают. Так образуется перегной. Именно он придаёт почве тёмный цвет.

Дети формулируют вывод: - В почве есть перегной. (Дописывают в карточку).

Работа с интерактивной доской.

Почва

воздух вода перегной

- Возьмите пробирку с почвой держателем. Нагревайте пробирку над пламенем спиртовки.

- Мы с вами прокалили почву. Весь перегной в ней сгорел. Почва стала серого цвета. Какие же еще компоненты есть в почве? Чтобы узнать, это выполним следующий опыт.

Опыт IV.

1.Добавьте в прокалённую почву воду.

2. Размешайте и дайте воде немного отстояться.

- Что видите на дне стакана? (Песок и глину).

Дети формулируют вывод: - В почве есть песок и глина. (Дописывают в карточку).

Работа с интерактивной доской.

Почва

воздух вода перегной песок глина

- Итак, из каких компонентов состоит почва?

- А сейчас я расскажу вам, как образуется почва. Вы знаете, что камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий их мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ. И все-таки некоторые растения селятся здесь. Из их остатков под воздействием микробов образуется перегной. На этом слое проявляется больше растений, значит становится больше перегноя. Так постепенно, очень - очень медленно камни, песок и глина превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые, дождевые черви, кроты и др. Они перемешивают почву, измельчают остатки растений и тем самым повышают плодородие почвы.

Перегной под действием микробов в почве превращается в соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для жизни растений. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Корни растений всасывают из почвы воду, а вместе с ней - соли.

- Чтобы доказать наличие солей в почве, проведем следующий опыт.

Опыт V.

1. Несколько капель воды, в которой находилась почва, поместите на стекло.

2. Подержите стекло над огнем.

- Что вы наблюдаете? (Вода испарилась, а на стекле остался белый налет).

- Это соли, растворенные в воде.

- Итак, что растения получают из почвы?

-Верно, растения получают из почвы все, что им необходимо для жизни. Значит, почва плодородна. Из каких двух слов состоит это слово? Как вы понимаете это слово?

-Плодородие - это главное свойство почвы. Чем больше перегноя, тем больше солей, тем почва плодороднее.

-Чтобы получить богатый урожай, необходимо повышать плодородие почвы. Как это можно сделать? (Почву надо удобрять).

3.Рефлексия.

-Почва не может появиться без живых существ. В тоже время растения, животные и человек не могут жить без почвы. Это замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

-Приведите пример взаимосвязи живой и неживой природы.

4.Домашнее задание.

Домашнее задание: Написать эссэ на тему: «Какое значение для людей имеет почва?»

5.Итог.





















© 2010-2022