Разработка урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…» Цель:
  • расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма в Германии.
Задачи урока: - создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны. - создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны. - воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов:

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5.выделять нужную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.








Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, лента времени, задания группам, таблички событий, голуби, рисунок земли, магнитики, слова: удовольствие, радость…


Ход урока


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. У- Какие ваши любимые праздники? Д-(День рождения, Новый год и др.) У- Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»? Д- (Радость, удовольствие и т.д.) У-С каким настроением люди идут на праздник? Д-(С хорошим, веселым.) На доске появляются слова-таблички: праздник, радость, веселье, удовольствие, настроение хорошее, праздничное. У - Ребята, посмотрите на слайд и назовите предметы ,которые вы видите. Д- Гильзы, , ордена (их изображения), каска и т.д. У- Объясните, что объединяет все эти вещи. Д - Все они связаны с войной.(Слайд 1)
У- После того как вы прослушаете стихотворение, скажите мне, о какой войне пойдёт речь?
Казалось, было холодно цветам И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то 5 минут осталось!
У- Итак, о какой войне будем говорить? Д- О ВОВ. У- Как догадались? Д- Потому что в этом стихотворении говорится о немцах. У- Почему эта война получила такое название «Великая и Отечественная»? (Это была не просто «большая» длительная война - 4 года, но и в этой войне решалась судьба нашей страны. Для спасения отечества должны были объединиться все люди, которым дорога их родина. (Слайд 2)И тема нашего урока : « Вставай , страна огромная!» У- В песне, которую посвятили Дню Победы, есть слова о празднике, послушайте и скажите, что особенного говорится об этом празднике? Звучит песня День Победы (на доске появляется запись День Победы - это праздник со слезами на глазах) (Слайд 3) У- Какое противоречие вы заметили между словами песни и словами на доске? Д-Праздник должен быть весёлым, а праздник День Победы со слезами на глазах. У- Какой же возникает вопрос? Почему День Победы (9 Мая) - это «праздник со слезами на глазах»? Версии детей. (победа далась нелегко, многие потеряли своих близких и родных) У- А как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну? Д - Страх за близких. -Разрушенные дома, школы, города. -Погибшие близкие, друзья. 5.Поиск решения проблемы(открытие нового знания) У-. Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно, чтобы вы лучше представили ВОВ. Для этого мы с вами: - пройдём по реке времени. -узнаем основные бои на территории нашей страны, основные даты. У- Что мы сейчас с вами делали? Д- Планировали нашу деятельность.
У- Посмотрите на карту.(Слайд4) Начало военных действий. Зелёными стрелочками показаны движения германских войск, а красными движение нашей армии. Судя по карте - на какие крупные города были нанесены удары? Чтобы лучше понять ход военных действий поработаем в группах. Из фрагмента текста учебника, который указан в задании на листочках, вы должны выделить главную информацию и рассказать остальным ребятам так, чтобы они поняли и запомнили.
2. Самостоятельная работа в группах.
1 группа
Задание: Прочитайте текст учебника на странице 100, от слов «…более 60 лет назад» и до слов «…вскоре они захватили почти всю Европу». Выделите главное.
Гитлеровцы начали Вторую мировую войну.
Немного о фашистах дополняет учитель. (Слайд 5) В 1933 году власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Фашисты внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Все остальные народы будут рабами или будут уничтожены. К 1939 году в Германии распространилась идеология фашизма (власть была в руках фашистов), в основе которой была теория об избранности немецкого народа среди других народов мира… Агрессивность и стремление к мировому господству привели к развязыванию самой кровопролитной войны на планете. 2 группа
Задание: Прочитайте текст учебника на странице 100-101, от слов «…22 июня 1941 года…» и до слов «…для простых советских людей». Выделите главное.
22 июня 1941г. - начало ВОВ. (Слайд 6) Учитель дополняет: Для простых советских людей это нападение оказалось совершенно неожиданным. На наши города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашистская пехота и мчались танки. Невозможно передать то, что пришлось пережить русскому народу, когда по радио объявили о начале войны и зазвучали слова великой песни. (Слайд 7) Вставай, страна огромная…(прослушать песню) Тысячи людей шли добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. Но в первые годы войны враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд. 3 группа Прочитайте текст учебника на странице 102, от слов «Первое поражение…» и до слов «… отброшены от Москвы на сотни километров». Выделите главное. Сентябрь- декабрь 1941г. Битва за Москву. (Слайд 8) У- На примере европейских государств немецкое командование было убеждено - после захвата советской столицы война будет окончена. Осенью 1941 года немцы были уже в 20км от Москвы. Судьба столицы висела на волоске. На защиту столицы встала вся страна. Всю страну облетели тогда слова одного из защитников столицы Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва». Отряду бойцов (28 человек), которым командовал Василий Клочков, пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Этот подвиг стал примером для других. В декабре наши армии под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Фашисты были отброшены на сотни километров.
4 группа
Прочитайте текст учебника на странице 102-103, от слов «Однако фашистские войска были ещё сильны…» и до слов «…в память о той битве». Выделите главное.
1942 - 1943 год - Сталинградская битва. (Слайд 9)
У- Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла победное наступление на тот момент все сражения мировой истории. Сталинградская битва явилась коренным переломом в войне. После войны здесь на Мамаевом кургане поставили памятник сражающейся стране: женщина с искажённым от ужаса лицом заносит меч для удара по врагу. (Слайд 10)

5 группа Прочитайте текст учебника на странице 103-104, от слов «фашистские полчища отступали…» и до слов «…небо городов озарялось праздничными салютами». Выделите главное. - 1945г. Взятие Берлина. (Слайд 11)

Весной 1945 года СССР и его союзники вели последние бои с фашистами. Берлин - столица фашистской Германии - был взят советскими войсками под командованием Г.К.Жукова. Гитлер покончил жизнь самоубийством, а над главным зданием Берлина - рейхстагом - советские солдаты подняли красный флаг победы. А после войны в Берлине в Трептовом парке был поставлен памятник советскому солдату. (Слайд 12) 9 мая 1945года фашисты признали свое поражение. Этот день стал Днем Победы в Великой Отечественной войне. Солдаты возвращались домой, где их с цветами встречали радостные люди. И в Москве был проведен парад Победы .Советские солдаты бросали к подножию Кремля фашистские флаги.

У- Посмотрите на реку времени и давайте повторим основные даты 1941-1945 г 1939 год - гитлеровцы начали Великую Отечественную войну. 22 июнь - 1941г.- нападение гитлеровцев на Советский союз. Сентябрь-декабрь 1941 г. - битва за Москву. 1942-1943 гг. Сталинградская битва. 9 мая 1945 г. - День Победы в Великой Отечественной войне.

У - Мы с вами восстановили хронику событий. Но за хроникой скрываются человеческие судьбы. (Слайд 13)За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Победа в великой Отечественной войне - одно из самых ярких событий в истории нашей страны. Война не прошла стороной и наш Ставропольский край. И я хочу показать маленький видеофрагмент о героях ветеранах нашего города Ставрополя.(фильм) - А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренные нами сегодня события

. Откройте тетради на стр 46 и выполните задание№2.

Установите последовательность событий: проставьте номера.(Слайд14)
Выражение решения проблемы.

  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. (Слайд15)
  • Что мы хотели сегодня выяснить?
  • (Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?)
  • Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что «праздник со слезами на глазах» - особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события Великой Отечественной войны.(Слайд16) Подведение итогов. Рефлексия урока.

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? Учитель: ребята, продолжите выражение: война - это (ответы детей) трагедия, это боль и страдания, голод и смерть, потеря близких и имущества.… (ответы детей) Сейчас перед современным человечеством стоит задача -не допустить новой мировой войны, которая может оказаться последней. И в знак этой важной задачи давайте отправим во все концы нашей планеты символ мира на земле :наших прекрасных белых голубей.




© 2010-2022