- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру на тему Деление на двузначное число. Дроби. Решение задач. Экологическая безопасность Земли (3 класс)
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру на тему Деление на двузначное число. Дроби. Решение задач. Экологическая безопасность Земли (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Москаленко Е.Н. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок по математики и окружающему миру
Тема: Деление на двузначное число. Дроби. Решение задач.
Экологическая безопасность Земли.
Цель: учить решать примеры на деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; совершенствовать навык самостоятельности в работе; совершенствовать умение решать задачи на нахождение числа от его части; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задачи:
• создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
• создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
• формировать бережное отношение к окружающей среде;
• воспитывать экологическую культуру;
• формировать мотивацию природоохранной деятельности;
• развивать логическое мышление;
• формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1.Орг.момент.
Думаем - быстро!
Отвечаем - правильно!
Считаем - точно!
Пишем - красиво!
2. Сообщение темы урока
2.1. Игра «Дешифровщик». Минутка каллиграфии
- Расположи ответы примеров в порядке возрастания и прочти получившееся слово.
168:28 = …О(6) (слайд 1)
1
26:18 = …Г (7)
390:78 = …Л (5)
828:92 = …Я(9)
496:62 = …И (8)
192:64 = …К(3)
224:56 = …О(4)
100:50 = …Э(2)
Какое слово получилось? (Экология)
- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Деление многозначного числа на двузначное», будем решать задачи на нахождение числа от его части, а также поговорим об экологии.
3. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете, что такое экология?
(
"Логос" - наука. "Эко" - "дом" на латинском языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме - природе. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.), наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
слайд 2
- Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология - наука, может ли она быть плохой?
- Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».
Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.
- Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли. слайд3
Байкал - самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро - крупнейшая сокровищница пресной воды.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.
Лес - это легкие нашей планеты.
Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.
- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая?
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
4. Постановка проблемы. слайд 4
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна по имени природа!
Ведь у неё для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты -
Поля, леса, луга, моря и реки!
Голос Земли:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, жить с любовью? Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребёнка. Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достаёт внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила вредителя, собственного губителя? У вас есть ещё время, чтобы спасти меня. Я верю в ваши силы, ваш разум и доброту.
-Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется? (ответы детей).
(
Учащиеся выступают с приготовленными сообщениями, а на экране появляется запись с признаками грозной беды) слайд 5
1. Вырубка лесов.
2. Гибель животных.
3. Загрязнение воды.
4. Загрязнение воздуха.
5. Накопление мусора.
6. Отравление почвы.
-Кто виноват во всех причинах болезни планеты Земля? (Человек).
5. Изучение нового материала.
Признаки грозной беды.
-А что угрожает нашей планете Земля? (ответы детей)
Сегодня вы окажитесь в роли учёных: ботаников, зоологов, географов, которые помогут нам спасти планету. Что они изучают и какие задачи решают, вы сможете сейчас узнать. (Дети делятся на группы)
1 группа - ботаники 2 группа -зоологи 3 группа -географы
Решение задач (в группах)
1группа
На производство 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный-1/2 тонн пыли. Сколько пыли отфильтровывает за год хвойный лес?
Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
2группа
На Земле существует 2 500 000 видов животных. 4/5 всех видов составляют виды насекомых. Сколько видов насекомых на Земле? (2000000н)
За один год крот выносит на поверхность 1 га берёзового леса 10 т земли. За сколько лет крот вынесет на поверхность 60 т земли? (6л)
У лебедя на голове размещается 1/5 часть всех перьев. Всего у него - 25 000 перьев. Сколько перьев размещается у лебедя на голове? (5000п)
3группа
В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает 200г воды (1 стакан). Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?
Известно, что 1 га леса вырабатывает за сутки 85кг 920 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за час?
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии, количество выбросов стало 1/20. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
Физ.минутка Продолжение работы над темой.
Экологическое равновесие между живой природой и неживой природой
-Что же такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу») Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь.)
- Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 6
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)
-Как деревья давали реке воду?
(Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)
То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой?
(Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.) Т
о же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду. Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)
Слайд 7
Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведётся много мышей.)
-А что произойдёт, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а жёлуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки».
Задание для групп. (решение уравнений)
Чтобы не нарушать математическое равновесие, вам необходимо найти значение равенства.
Слайд 8
5. Закрепление и осмысление знаний.
(Дети выступают с докладами о защите природы)
1 группа готовит выступление ботаников о растениях.
2 группа зоологов расскажет о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3 группа географов расскажет о почве, воздуху, воде.
Видно, люди забыли одну из мудрость, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили, за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за те реки, которые бегут на нашей земле, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него некуда…»
- Что хотел сказать автор этих строк? (Ответы детей).
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же жить на планете всем вместе? (Ответы детей).
Приходят к выводу: охрана природы.
-Чем же вы можете помочь своей планете?
-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
(Ответы детей). Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга).
-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты? (Ответы детей).
-Конечно, весь мир заботится об охране природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы (МСОП).
Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь (панда).
-Ребята, вам предлагается сейчас подумать и создать свою организацию по охране природы. Ведь человека судят не по словам, а по его делам. Придумайте название, эмблему, девиз, краткое содержание. (Ребята готовятся, а затем выступают с защитой своей организации). Ответы детей.
Ребята, а вы умеете себя вести в природе? Давайте проверим. Слайд 9
Подведение итогов урока.
-А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы)
- Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы)
- Мы повторили правила поведения в природе, мы повстречались с теми животными, которых надо оберегать, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И я надеюсь, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное - своими действиями не наносить ей вреда.
Чтобы наша планета существовала долго, нужно о ней заботиться: о растениях, о животных, о птицах, о состоянии воды, почвы и атмосферы. Я надеюсь, что вы не только сегодня на уроке были защитниками природы, но и когда придет зима, будете заботиться о живых существах: сделаете кормушки и станете подкармливать птиц, позаботитесь о животных, не станете ломать деревья. Сегодня на уроке мы говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Молодцы! Спасибо всем за урок!